Говорящие о мире орнаменты Юрия Сташа

«Орнаменты» в декоративно-прикладном творчестве
черкесского художника-модельера Юрия Сташа.
(О современной символике в декоративно-прикладном искусстве адыгов на примере творчества Юрия Сташа).

Последние десятилетия современное декоративно-прикладное искусство адыгов развивается в той или иной мере в разных направлениях: золотое шитье, плетение циновок, работа по металлу, ювелирное, гончарное и кузнечное дело. Современные мастера придерживаются народных традиций, но при этом ищут новые грани и подходы, новые способы самовыражения. Одни оттачивают мастерство предков, другие используют традиционное для создания инновационных жанров, тем и техник.
Одним из таких выдающихся современных адыгских мастеров является художник-модельер Юрий Махмудович Сташ, заслуженный работник культуры Адыгеи, обладатель Государственной премии Республики Адыгея (2005 г.) и Премии республиканской общественной организации «Лига мира». Это первый национальный черкесский кутюрье, который создал уникальную выставочную коллекцию, насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства. Неповторимые работы Юрия Махмудовича Сташа демонстрировались не только на родине в Майкопе, но и в Москве, во многих других городах России, а также в Сирии, Иордании, Турции, США. Основная часть коллекции мастера выставлена в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в г. Майкопе (Республика Адыгея). В сентябре 2016 года мастер отмечает свой 85-летний юбилей.
Творчество Юрия Махмудовича Сташа – это авторские платья-символы, женские и мужские костюмы, тематические декоративные арт-объекты: панно, пирамиды, инсталляции и др. Все его работы сочетают традиционные и новаторские мотивы, соединяют воедино мифы и реальность, передают древний эпос адыгов и современные социально-философские темы. В последнее время большинство его работ выражают актуальную социальную тематику и его философские воззрения. Как отмечает сам Юрий Сташ, он «через ушко иголки передает проблемы на тему мира» (1).Основные виды техники, которыми он пользуется в своих работах: золотое оплетение, аппликация, кручение и плетение.
Декоративно-прикладное творчество Юрия Сташа можно разделить на два основных направления: традиционно-этническое и социально-философское. Впрочем, все работы художника-модельера, как платья и костюмы, так и арт-объекты «говорят» на актуальные темы и «показывают» современность простыми символами, смысловыми национальными орнаментами, сферическими узорами, цветовыми контрастами и геометрическими фигурами, доступными для восприятия и понимания каждого. При этом, если на костюмах художника отчасти национальные адыгские орнаменты играют роль «говорящего» украшения, то на его платьях-символах и панно, как на «древнеегипетских папирусах», они сродни замысловатым и узорчатым литерам, передающим просто и содержательно оригинальный замысел артиста.
Орнаменты и символика занимают особое место в работах Юрия Сташа. В зависимости от жанра и темы художник использует традиционные и самобытные адыгские орнаменты, зачастую видоизмененные им, а также уникальные собственные символы и узоры, позволяющие его работам «говорить». По его словам, для него «важно не только выстроить свои работы, но и научить их говорить» (1). В принципе, издревле искусно выполненное «декоративное изображение на предмете, подчиняющееся его форме, материалу и цвету, неотделимое от его поверхности, оказывалось не только украшающим, но и рассказывающим: оно вводило в какой-то малознакомый мир, показывало людей и события». (2, С.15). 
Среди известных традиционно-этнических работ художника традиционное адыгское женское платье «Сай» (2004 г.), платье-символ «Обелиск» (1994 г.), мужские черкески, мужской костюм «Посвящение Михаилу Черкасскому» (2006), мужские костюмы по мотивам нартского эпоса «Саусырыко» (1997 г.), «Гекатей» (1991 г.), женские костюмы «Адыиф» (2012 г.), «Меотянка», «Амазонка» (1995 г.), «Тырготао» (1989 г.), костюм предводителя зихов «Стахемфак» (2007 г.), а также декоративные  панно «1864» или «Исход», «Тамги черкесских мамлюков» (2000), «Мир дому твоему» (1999 г).
Современные социально-философские работы Юрия Сташа включают
- платья-символы: «Зеленый мир», «Толерантность» (2008 г.), «50 лет ООН» (1995 г.), «Республика Адыгея» (1994 г.), «Планета информации» (2008 г.), «Птица утренней зари» (2005 г.), «Сокровище курганов Адыгеи» (2007 г.), «Чего хочет этот безумный мир» (2009 г.), «Война и мир»;
- костюм мужской «Красная черкеска «Победы» или Птица, приносящая мир» (1995 г.), костюмы «Ностальгия» (2009 -2010 гг.), «Пепси-Кола» (1996 г.), женский костюм «Модерн Кавказа» (2003 г.), «Мелодия Востока» (2008 г.), ансамбль «Белая Олимпиада», включающий женский костюм «Фишт» (2013 г.), крылатое платье «Лаура» (2013 г.), мужской костюм «Мамырзехь» (2013 г.);
- декоративные панно: «Музыка Галактики» (2000 г.), «Сочи-2014» или «Прошлое и настоящее», «Глобализация», панно-триптих «Вопреки», «SOS», «Эмпатия» (2010 г.), серия панно «Мутанты» (2001 г.), и др,
- арт-объект «Земной шар», пирамида «Взаимодействие культур» (1996 г.) и др.
Основные темы работ художника-модельера: толерантность, война и мир, борьба против негативных вызовов современности, проблемы экологии, доброта и красота, взаимодействие культур, история адыгского народа и т.д. Для более звучной и содержательной передачи этих тем художник подбирает конкретные символы и узоры, смысл которых ясен для людей всех национальностей, вероисповеданий и возрастов.
Какова символика в декоративном творчестве Юрия Сташа? Какой смысл придает ей сам автор? И насколько она отличается от традиционной символики адыгов?
Говоря о современной символике в декоративно-прикладном творчестве художника-модельера Юрия Махмудовича Сташа, важно изучить её с таких сторон, как: эстетический смысл символа, его художественное содержание, сила воздействия на восприятие зрителей. Все эти грани в совокупности и составляют авторский замысел выдающегося черкесского кутюрье. Если исходить из того, что орнамент или символ «уже нельзя считать «средством художественной выразительности», и что он и сам представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства, среди которых цвет, фактура и математические основы - ритм, симметрия, графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость и угловатость; пластика – в рельефных орнаментах; и выразительные качества используемых натурных мотивов» (2, С. 15), то можно рассматривать каждое платье или костюм, каждый арт-объект Юрия Сташа как самобытный, цельный и содержательный «орнамент».
Каждый такой выразительный «орнамент» мастера имеет свою художественную сущность, представляет такую систему художественных мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая придает архитектонический порядок реальной поверхности, включая зрителя в мир изображения, его пространственную, временную и духовную среду (2, С.31). Но, так или иначе, несмотря на творческую оригинальность каждой работы художника, все они характеризуются основными изобразительными особенностями направлений его декоративно-прикладного творчества: традиционно-этнического и социально-философского.
Символика в традиционно-этнических работах Юрия Сташа.
Традиционно-этнические работы Юрия Сташа придерживаются традиционных правил и художественного изображения национального декоративно-прикладного искусства адыгов, чьи корни уходят глубоко в века. Использование золотого шитья для создания этнических узоров обусловливает спектр адыгских орнаментов, что с давних времен характерны для адыгов. Среди таких орнаментов: узоры растительного и звериного стиля, геометрические фигуры, культовые символы: кресты и круги, родовые знаки - тамги и т.д. При этом традиционным костюмам и панно художника характерны выверенная композиция, строгая симметрия, четкий ритм, прямые линии, отсутствие излишней рельефности. Основная техника таких работ – это золотое оплетение, то есть оплетение рисунка узора на ткани или бумаге золотыми нитями и прикрепление оплетенного орнамента к платью путем аппликации. Следует отметить, что такой вид техники характерен только для работ Юрия Сташа и считается его новшеством.
В отношении традиционных работ художника следует отметить, как говорит сам автор, что в основе всех его произведений – национальный костюм, через который он стремится «в очередной раз донести глубокую мысль: народ, который утратил свою культуру и обычаи, превращается в население» (4). В дополнение к его словам хотелось бы привести цитату из книги Е.Н. Студенецкой «Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX вв.»: «Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды» (5).
Поэтому неудивительно, что он получил такое распространение среди народов Северного Кавказа и лег в основу большинства работ Юрия Сташа, что считаются авторскими вариациями традиционного черкесского женского платья и мужского костюма. Это подтверждается и словами самого художника в отношении его традиционно-этнических работ. О своем платье «Сай» из бархата (2004 г) и классической черкеске, художник говорит: «Платье зрительно вытягивает фигуру, диктует поведение, плавные движения. В нем прыгать, плясать нельзя. У каждого народа своя культура. А черкеска тоже диктует вести себя строго, сохранить стан, стройность» (6).
Между тем, как указывает искусствовед Северо-Кавказского филиала Государственного Музея Востока (СКФ ГМВ) Фатима Сулейманова, у Юрия Сташа «везде экспериментальный симбиоз традиционного и нового, мифа и реальности». И это касается так же и всех атрибутов к его костюмам – головным уборам. щитам и ичигам или так называемым «поножьям» (по терминологии Юрия Сташа).
Действительно, даже создавая традиционные костюмы, художник подходит со своей авторской задумкой к адыгским орнаментам и видоизменяет их непроизвольно, по собственному художественному замыслу. Тем не менее, в его традиционно-этнических работах встречаются довольно часто адыгские орнаменты, такие как:
- трехлепестковая фигура, что у адыгов могло обозначать клевер, соединение трех миров: водного, земного, небесного; священное число «3»;
- рогообразный стиль: у адыгов голова барана, оленя, быка символизировалась с культом благоденствия;
- крестообразный стиль, что обозначал символ священного огня, защищающего от злых духов, воспринимался, как хранитель очага или птица в полете;
- растительный орнамент: он у адыгов в большей степени был связан с культовыми представлениями; так, счастье приносящими считались все плодовые деревья, а также липа, ясень, дуб, боярышник, их символы вышивались мастерицами на вещах с верой в исцеление от разных болезней, наговоров, заклятья и сглаза;
- фигуры более позднего происхождения и менее стилизованные (листочки, ростки, стручки, «стамбульский цветок», звездочка, усики винограда или бобовых растений) (8, С.214);
- тамга – родовой или фамильный знак.
Символично также и использование художником-модельером определенных цветов в таких платьях и костюмах: красный – цвет крови или рода, цвет победы; черный – цвет трагедии, боли, страданий. Так, например, авторская идея платья-символа «Обелиск» в том, что «женщина заявляет, что война, горе, трагедия превращают её в камень – обелиск» (Определение Юрия Сташа).
Среди традиционно-этнических панно художника наиболее известно панно «1864» или «Исход». Оно символизирует трагические события 1864 года, когда десятки тысяч адыгов были вынуждены покинуть родной край и мигрировать на чужбину. Панно было высоко оценено современными адыгами разных стран.
Не малоизвестно среди черкесов мира и панно «Мир дому твоему» с адыгским очагом, символом семьи и добра, а также со словами, написанными на русском и адыгском языках, и символичной цифрой XXI - «век толерантности». На панно, как отмечает Юрий Сташ, «очаг – это центр мироздания. А потеря одного цвета в радуге, означает, что радуги нет. Также и от потери любого народа планета беднеет. Человечество сегодня находится на такой стадии. Многообразие народов обогащает Россию. Это ее красота» (6). Действительно, у адыгов, как и у множества других народов, существует до сих пор культ очага, зарождение которого приходилось в период формирования институтов родовой организации. Адыги всегда связывали культ очага с идеей жизни. Очаг признавался народом священным, и над ним давались священные клятвы, проводились знаковые семейные обряды (9, С. 35-37).
Панно «Тамги», сюжет для которого взят из книги адыгского искусствоведа и археолога Нурбия Ловпаче, состоит из множества родовых знаков, заключенных в круги. Как отмечает Юрий Сташ, «круг здесь символизирует донышко кувшина. И потом, если подумать хорошенько, человек делает кувшин, а донышко украшает тамгой. Тамгой защищает. Это же кувшин для пищи, для гостей, для добра. Вот она - доброта!.. Может, и эти орнаменты для адыгов в свое время служили защитой» (1). У адыгов, как и у других кавказских народов, «тамговый знак использовался для таврения скота или как «подпись художника»» (8, С. 215). Ученые-этнографы выделяют архаическое название тамги – «божий знак», мудрый орнамент со своим определенным смыслом (8, С. 216).
Отдельной группой женских и мужских костюмов в традиционно-этническом направлении декоративно-прикладного творчества Юрия Сташа можно рассматривать костюмы, созданные на основе нартского эпоса и относящиеся к цивилизации меотов и зихов, предков современных адыгов. К таким работам относятся женские костюмы амазонок, женщины-нарт Тырготао и её мужа Гекатея, костюм «Саусырыко» и др. Их особенность, прежде всего, в самом крое и материалах, из которых они изготовлены. Военизированные по виду, они походят на защитные доспехи, выполненные из различных материалов: кожи (костюмы Тырготао и Гекатея, костюм «Саусырыко»), парчовые ткани, мех, бархат. При этом кожаные костюмы нашли свое воплощение в хореографии, так как наполнены движением и пластикой.
Женское платье «Адыиф» создано на основе нартского эпоса, но из мужского башлыка. А костюм «Саусырыко» сделан из обработанных кусков кожи в виде чешуек. Можно предположить, что они отображают защитный чешуйчатый покров дракона, с которым Саусырыко сражается и побеждает в нартском эпосе. Женский костюм «Амазонка из Габукая – Налкъута», который автор посвятил 20-летию образования Адыгеи и своей малой родине – аулу Габукай, украшен видоизмененными традиционными орнаментами адыгов, стрелами и щитом с изображением солнца и птицы, что символизирует быстроту движения. При этом, вероятно, символ солнца на щите обозначает божество, защищающее свое чадо. А птица, а вернее, орел – это защитник.
В мировой культуре орел встречался часто и олицетворял «владыку птичьего царства». Это священная птица, символ небесной силы, мужества, бессмертия. Герой древних мифов, легенд и сказаний, орел символизировал могущество и власть, высоту духа и свободы (10, С. 106).
В целом, Юрий Сташ характеризует «главную мысль, заложенную во всех произведениях, как стремление через национальную культуру призвать людей к миру, добру и показать, что только красота может спасти мир от зла» (4).
Символы в работах социально-философского направления в творчестве Юрия Сташа.
В отличие от традиционно-этнических работ, социально-философские платья-символы, костюмы и арт-объекты Юрия Сташа характеризуются свободной композицией, асимметричностью, контрастностью цветов, смысловым контрастом, разнообразием форм (от традиционного костюма до современных трендов), объемностью, разными техниками создания (в большинстве случаев – аппликация). При этом платья-символы «Зеленый мир», «Толерантность», «50 лет ООН», «Республика Адыгея», «Планета информации», «Птица утренней зари», «Сокровище курганов Адыгеи», «Чего хочет этот безумный мир», «Война и мир» - каждое в отдельности символизирует свою философскую идею художника, а используемые им символы, узоры и контрасты цветов, размеров, форм усиливают их художественное и смысловое значение.
Так, платье-символ «Зеленый мир», как рассказывает сам Юрий Сташ, это «на первый взгляд обычное национальное платье. Но когда девушка поднимает руки, она превращается в зеленое дерево. А после поворачивается к зрителям черной спиной. Это означает, что если человечество не перестанет губить окружающую среду, природа повернется к нам спиной» (7). При этом, как уже отмечалось выше, у адыгов символ дерева обозначал счастье, а сами деревья почитались и даже обожествлялись, им придавалась магическая сила (9). А в целом, «орнаменты с изображением деревьев восходят к древнейшей эпохе и связаны с религиозно-магическими представлениями, при этом универсальным растением в мифологиях выступает Древо мировое. Многим деревьям приписывали сверхъестественные свойства: способность отпугивать злых духов, исцелять неизлечимо больных, приносить волшебные плоды, изменяющие облик человека и т.д.» (3, С.62). Древо мировое всегда обладало широким спектром символических значений, а именно: «древо жизни», «древо плодородия», «небесное древо» (3, С.70).
Платье-символ «Толерантность», созданное сперва в 1995 г., а затем повторно в 2008 г., состоит из двух частей, отображающих трехцветный флаг России и зеленый флаг Адыгеи со звездами и тремя пересеченными стрелами, призывает к терпимости и толерантности – умению жить в мире с другими народами. Юрий Сташ говорит этой работой: «Не отрицайте чужие культуру, обычаи, традиции, язык, проявляйте любознательность и обогащайтесь» (6). Само сочетание двух государственных символов, символичное использование размеров частей платья, а также литерные слова на русском и адыгском языках («Толерантность» и «Щэ1агъэ») указывает на два народа, что способны сосуществовать, поддерживая и дополняя друг друга.
Необычайное для адыгских традиционных платьев, платье-символ «50 лет ООН» относится к так называемым «круговым» платьям, когда при поднятых руках образуется целый круг. При этом в адыгское женское платье небесного цвета вписана вся карта планеты с указанием года создания Организации Объединенных Наций (1945) и года создания самой работы (1995). Философию этого платья автор связывает с адыгским обычаем, при котором, «когда две стороны спорили и сражались между собой, женщина распускала волосы и кидала свой платок, тогда сражение тут же прекращалось» (объяснение Юрия Сташа). Круглая планета – символ мироздания, передающий совершенство и гармонию, единство и общность, вечность и равенство (10, С.44). Это значение усиливается использованием непривычного для традиционного национального костюма небесного цвета. А символ чистого неба олицетворяет мир и покой, благополучную жизнь.
Полумесяцем представлено художником-модельером так называемое «крылатое» платье-символ «Республика Адыгея», в основе которого лежит государственный символ Республики Адыгея – черкесский флаг зеленого цвета со звездами и стрелами и указанием года основания республики (1991). Платье уже стало одним из основных символом Адыгеи.
Яркое и многословное «круговое» платье-символ «Планета информации», по мнению искусствоведа СКФ ГМВ Фатимы Сулеймановой, хоть и создано на основе традиционного адыгского платья, следует считать современным концептуальным авторским произведением. Красного цвета с аппликациями в виде наименований современных средств массовой информации Адыгеи, России и других стран мира, платье-символ посвящается всем журналистам и является оригинальным выражением благодарности художника представителям четвертой власти. При этом красный цвет символизирует кровь, род человеческий.
В ряду этих необыкновенных авторских работ Юрия Сташа особо выделяется крылатое платье-символ «Птица утренней зари», что символизирует магический восход солнца. Символ зари передается как особой розово-пестрой расцветкой материала, из которого изготовлено платье, так и расправленными крыльями утренней птицы - феникса. Как следствие, символ расправленных крыльев обозначает взлет, восхождение. В данном случае, значение птицы приближенно к смысловому значению символа орла в Библии: «орел предстает воплощением божественной любви, силы и мощи, молодости и духовности» (10, С.106). Исторически восход солнца имел огромное значение для культовых представлений многих народов. В старину существовал обряд встречи утренней зари, несущей с собой свет, новую жизнь, благополучие. Кавказские народы считали и считают, что первые лучи солнца разгоняют злых духов (11, С.35).
Платье-символ «Сокровище курганов Адыгеи» по своему крою  «крылатое», как платье-символ «Республика». Но головной убор, относящийся по форме и виду к скифской культуре, и симметричная аппликация золотых волчков, ритонов и чаш, археологических находок в курганах Адыгеи, способствуют усилению авторского замысла. Создавая эту уникальную работу, Юрий Сташ хотел выразить, что «через адыгскую культуру и философию приходят к миру». Ярко красный цвет платья символизирует кровь предков.
Над коллекцией костюмов «Белая Олимпиада» художник работал в течение двух лет. Он посвятил её зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Белая коллекция состоит из трех работ: женского костюма амазонки «Фишт», крылатого платье «Лаура» и мужского костюма «Мамырзехь». Вся коллекция из белого и пушистого меха, что символизирует, прежде всего, снег.
Костюм «Фишт» названный в честь знаменитой снежной вершины Кавказских гор и самого масштабного сочинского стадиона, представляет вместе со своим оригинальным головным убором вершину горы. Он дополнен колчаном с изображением коньков и походной трубой, которая возвещает о прекращении всех военных действий и начале спортивных состязаний.
Крылатое» платье «Лаура» носит название крупного олимпийского объекта – лыжно-биатлонного комплекса в Сочи. Символ крыльев передает значение полета над вершинами гор.
Мужской костюм «Мамырзехь», что в переводе с адыгкого языка означает «посланник мира», воплощает, по авторскому замыслу, образ путника – мудреца, странствующего по дороге мира. Этим костюмом Юрий Сташ выразительно призывает все страны перед началом Олимпийских игр покинуть тропу войны и провести игры под мирным небом. Он говорит: «Известно, в Древней Греции с началом Олимпийских игр прекращались любые войны, борьба и соперничество были только спортивными, а победы приносили медали и радость, а не страдания и смерть» (6).
Тему войны и мира художник Юрий Сташ раскрывает двумя оригинальными работами. Платье-символ «Чего хочет этот безумный мир?», созданный из бордового бархата с использованием пулеметных лент с патронами, отвечает на авторский вопрос: «Мир хочет войны». А платье-символ «Война и мир» гораздо выразительнее и символичнее передает контраст двух взаимоисключающих понятий. Оно состоит из двух частей: 1) «войны» - на черном фоне красная аппликация: ракета, несущая смерть, самолет с бомбой; 2) «мир» - на небесном фоне изображены голуби и земля - как символы мира. А выбирать самому человечеству!
В работах художника часто используется символ голубя для передачи покоя, умиротворения, счастья и благополучия. В мировой культуре грациозные голуби – древний символ, встречающийся в традициях многих народов. В Библии голубь символизирует кротость, чистоту, доверие, бесхитростность. А голубь с оливковой ветвью – это символ мира (10, С.109).
В творчестве Юрия Сташа красноречивы не только женские платья-символы, но и мужские костюмы. Так, мужской костюм «Красная черкеска «Победы» посвящен победителям Великой Отечественной войны. Замысел автора звучит: «Спасибо людям, вернувшим миру солнце». Красный цвет костюма символизирует победу, а крылья птицы - мир. При этом можно предположить, что это орлоподобная вещая птица Симург из иранских мифов, что обладала способностью исцелять и считалась благим символом (10, С.106).
Костюмы «Ностальгия» и «Пепси-Кола» символизируют по-своему прошлое и настоящее из жизни самого художника и имеют свою глубокую философскую мысль. Костюмы «Ностальгия» красного цвета с символикой советского периода походят на специальную униформу с буденовкой и передают ностальгию автора по советским временам. Костюм «Пепси-Кола» сделан из упаковочного материала продукции Пепси-Колы и символизирует собой идею Юрия Сташа: «Учитесь, как покорять мир мирными путями».
Не менее выразительны орнаменты и символы на декоративных панно Юрия Сташа. В целом, социально-философским арт-объектам в творчестве художника-модельера характерны своеобразный ритм, зачастую сбивчивый и уклончивый, зигзагообразные и сферические узоры, отсутствие прямых линий, рельефность и гибкость изображения, наличие предметов современного бытового обихода (куклы, шприцы, папиросы, части жестяных и пластиковых бутылок и т.д.). Основными смысловыми символами в социально-философских панно артиста становятся не национальные орнаменты, как в случае с традиционными работами, а зигзагообразные и сферические узоры, а также конкретные фигуры и образы (круг, колесо, изображения животных, слова на разных языках, в том числе на адыгском).
Наиболее часто встречающийся символ в социально-философских панно художника – это круг. При этом форма этого круга бывает деформирована, но смысл, задуманный автором, от этого нисколько не меняется, хотя «каждый круг у него говорит о своем» (1). В целом, круг характерен для декоративно-прикладного искусства разных народов, в том числе и адыгов. В большей мере, он символизирует солнце, единство, совершенство, жизнь, оберег. Но для Юрия Сташа, как он сам отмечает, это, с одной стороны, круги счастья, круги успеха, а с другой стороны, защита, как, например, на панно «SOS», созданном на тему борьбы с наркоманией.
В центре панно – семья, все куклы в круге, а вокруг расположены негативные атрибуты современной жизни, такие как шприц, табак, папироса – всё то, что убивает жизнь человека. Сверху зеленый змей, символ искушения в данном случае, окутывает всю семью. Так или иначе, но круг передает их замкнутость, запрет и служит оберегом от того, что надо спрятать или скрыть (1). Тот же смысл защиты, что приближенно к традиционному пониманию символа у адыгов, имеют круги в панно «Тамги». Все представленные родовые знаки разных адыгских семей заключены в круги. Однако в этом использовании просматривается, как отмечает сам художник, дань гончарному искусству адыгов (1).
Другой часто используемый Юрием Сташем символ – это колесо. Если обратиться к истокам этого символа, то, как отмечено в «Энциклопедии орнаментальных мотивов Юго-Восточной Азии», колесо или чакра – «древнейший солярный символ, появившийся в эпоху позднего неолита. Более ранние, палеолитические рисунки с изображением розетки или круга, пересеченного несколькими диагоналями, служили обычно графемой неба и солнечных лучей. А в индоевропейской культуре знак, похожий на изображение колеса, уже прочно ассоциировался с солнцем, катящимся по небосводу. У древних арийцев существовал специальный обряд вращения колеса, укрепленного на столбе, совершаемый в честь солнечного божества» (3, С.92).
Cимвол колеса присутствует на нескольких панно Юрия Сташа. На панно «Философия оптимиста» колесо связано с адыгской философией и изображено со спицами, где одна из них еще не встала на землю. Этот символ ассоциируется с развитием, когда детям еще предстоит встать на ноги и окрепнуть, как и спице из колеса. На панно «Время застоя Советского Союза» изображены одно большое и два маленьких колеса. Колеса усеченные, они остановились и двигаться не могут, что ассоциируется с остановкой движения, застоем. А на панно «Перестройка» представлен большой круг колеса с 15 спицами. Это СССР с 15 республиками. В результате перестройки колесо ломается и превращается в вопросительный знак. Из него выпадают спицы, как из Советского Союза вышли одна за другой республики. В данном случае колесо олицетворяет целое, единство (1).
Говоря о современных декоративных панно Юрия Сташа, следует отметить и спиралевидные узоры, выполненные особыми техниками художника - кручением и оплетением. Наиболее яркими примерами этому являются панно «Поиск» и панно-триптих «Вопреки», где художник соединил разные технологии. При этом все шнуры он изготовил сам, хотя наблюдаются и вставки готовых деталей, например, бубонов или нагрудных бляшек. Для кручения и оплетения автор использует нити разных цветов.
Как символ, спираль – это «универсальная графема, распространенная с эпохи палеолита. Спиралевидные мотивы с древности ассоциировались с водной стихией и плодоносящей силой земли, соответственно – с женским началом и луной. С другой стороны, спираль, близкая к кругу, воспринималась как солярный знак и связывалась с движением солнца, космическим круговращением и вселенской энергией. В этих случаях спираль относят к так называемым «громовым», облачным узорам, воплощающим в себе мужское начало. Завитки и волюты использовались в качестве графических символов священных животных – буйвола, быка или барана, входящих в круг солярных знаков. Существуют различные виды спиралевидных орнаментов, которые можно разделить на три крупные группы: обычные, двойные и многосоставные спирали. Прообразами простой спирали считаются раковина или свернувшаяся змея. Основу двойной спирали составляет S-образная фигура, воплощающая идею вечной жизни и бесконечности. В то же время две части этой фигуры воспринимаются как развернутый во времени и пространстве процесс движения, имеющий начало и конец, становление и исчезновение. Две пересекающиеся двойные спирали имеют свастикообразные очертания и в этом случае трактуется как солнечные знаки. Спираль нередко является формообразующим элементом ряда узоров: ветвей Древа жизни, звезды, меандры и др.» (3, С.159-160).
Если анализировать значение использования художником Юрием Сташем различных видов спиралевидных орнаментов всех трех групп: обычных, двойных и многосоставных, то, скорее всего, это движение солнца, космические круговращения и вселенская энергия. А в случае двойной спирали - развернутый во времени и пространстве процесс движения, имеющий начало и конец.
Один из часто используемых символов в работах Юрия Сташа является скрипичный ключ (костюм «Мелодия Кавказа», панно «Сочи-2014», арт-объект «Земной шар» и др.). Этот символ художник объясняет следующим образом: «Используя этот символ в своих работах, я хочу сказать, чтобы везде музыка звучала, а не разрывы снарядов. Каждый взрыв, каждый выстрел попадает в сердце матери. А почему? Отец, муж, сын, зять, внук может погибнуть» (1).
Кроме того, в современной символике декоративно-прикладного творчества Юрия Сташа следует отнести и надписи или шрифты, что тоже может рассматриваться как орнаменты (2, С.51). В его декоративных композициях используются шрифты на разных языках. Примером тому могут служить панно «Эмпатия» и арт-объект «Земной шар», посвященный жителям всей нашей планеты, толерантности, диалогу народов. При этом, слова, указанные на «Земном шаре», были взяты из документов, присланных в свое время артисту из штаб-квартиры Юнеско в Париже на русском и французском языках. На этом шаре есть и слова на адыгском языке: «Щы1агъэ». Философская суть этой работы проста: «Мы – жители одной планеты! Мы должны быть терпимы и толерантны друг к другу. И в этом нам помогает красота и искусство» (1). В целом, современное искусство часто использует орнаментальную трактовку шрифтов.
Кульминацией использования калейдоскопа символов, от самых древних до современных, в декоративно-прикладном творчестве Юрия Сташа можно считать его пирамиду «Взаимодействие культур». По поводу создания таких арт-объектов, как пирамиды, сам художник высказывается так: «Пирамиды у меня символизируют горы. На одной из них изображен символ цивилизации – тройственный знак, предложенный Н.К.Рерихом, как знак Знамени мира в виде трех красных кругов, заключенных в окружность» (6). Как отмечает искусствовед СКФ ГМВ Фатима Сулейманова, по мысли художника круг символизировал вечность, выражающую преемственность прошлого, настоящего и будущего. Есть и другое объяснение знака – триединство науки, искусства и философии в кольце синтеза. В целом, оригинальность пирамиды заключается в собрании символов разных цивилизаций и культур, например, египетские, религиозные, национальные символы, адыгские орнаменты, символы Советского периода, особые знаки, тамги. Своей работой Юрий Сташ хотел наглядно показать взаимопроникновение культур разных цивилизаций, наций, народов. «Одна культура проникает в другую. Проходит время, и их культура становится нашей, а наша – их» (Ю.Сташ).
Все выше представленные символы, используемые адыгским художником-модельером Юрием Сташем в своих декоративно-прикладных работах, так или иначе, относятся к солярным знакам. И хотя многие из них очень древние и имеют историю развития в декоративно-прикладных искусствах разных народах, в том числе и адыгов, у него они приобретают свое оригинальное значение, свой самобытный характер. Тем не менее, все эти символы и орнаменты используются художником, в первую очередь, для передачи добра и красоты. И не просто красоты изображения, а красоты мысли. Считается, что орнамент, «как и любое искусство, по-своему воплощает мировосприятие художника и всего общества, народа и эпохи. Воплощает непосредственно и ярко, не в символах, а живом ощущении красоты и порядка, гармонической целостности мира. Это чувство мировой гармонии, составляющий образный смысл орнамента, выражается не только выбором и трактовкой декоративных мотивов, но и всем строем узора, ритма орнаментальной сетки, её ясностью или запутанностью, строгостью и непринужденностью» (2, С.281).
Так, и в каждой работе художника-модельера Юрия Сташа присутствует секрет красоты, некое таинство приятности (из терминологии художника). Автор считает, что «человеку должно быть по душе, должно быть приятно, пока он смотрит на картину, панно, костюм или другой его арт-объект» (1). По мнению мастера, «надо создавать работы, которые делают человека лучше, особенно в сегодняшнем мире» (1). А орнаменты и символы из его работ, как традиционно-этнических, так и социально-философских, способствуют этому в полной мере.
В заключение, хотелось бы привести слова художника-модельера Юрия Сташа, раскрывающие не только суть всего его творчества, но и его личный принцип жизни: «Старайтесь творить добро, оно вернется к вам же, помноженное во сто крат. У меня есть такое правило: если я сегодня не сделал ничего хорошего, день этот я прожил зря. В такой традиции нужно воспитывать и молодежь. И тогда на земле будут царить мир и согласие. Что еще нужно человечеству? Довольно нам воин и распрей, довольно жертв. Может, сажая сады, растя детей, строя дома – как раньше это было в аулах – станицах, всей улицей, мы при встрече станем говорить друг другу: «Мир дому твоему». И будем жить в дружбе и согласии и на Кавказе, и в России, и на всей земле. Я – счастливый человек!».

Библиография:
1. Интервью Юрия Сташа. СКФ ГМВ. Майкоп, 2016 г../ 2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М. 1998 г.
3. Волшебный мир узоров. Энциклопедия орнаментальных мотивов Юго-Восточной Азии /Государственный музей Востока. М. 2003
4. «Известный модельер Адыгеи посвятил 20-летию республики новый костюм "Амазонка из Габукая"»/ https://www.yuga.ru/news/239947/
5. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М. Наука. 1989
6. «Авангардная адыгейская мода «В мире мифов и реалий»», 2014 г./ Кавказский узел: http://dagetan.kavkaz-uzel.ru/articles/238712/
7. «Адыгская коллекция на московском подиуме»/ 8. Теучеж Н.К. Адыгейский орнамент в золотошвейном искусстве//Культура и быт адыгов. Вып.9. Майкоп. 2001
9. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик. 1992
10. Символы. Знаки /ред.группа: Т.Каширина, Т. Евсеева и др. – М. Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009
11. Ариэль Голан. Миф и символ. 2-е изд. М. 1994

Статья Фатимы Теучеж


Рецензии