Народ или сброд? Или... безумие?

Новое переселение народов мира или элементарная культура.
...Чудно наше рождение! Появляемся на свет и уходим, словно невидимые духи. Вот мы были, и вот нас нет. Кем мы были на этой земле? Ангелами, Бесами?
С раннего детства я думала, что за мной по пятам ходят люди-духи добрые и злые. Сначала, я считал их плодом моего собственного воображения, но через некоторое время, встретившись с ними, я понял, что это невидимые реальные и смертные люди. Они постоянно следят за нами и  нашими  поступками, говорят с нами, что-то советуют, поощряют или негодуют по поводу того или иного нашего действия. Сначала их присутствие пугало меня, но вскоре я стала относиться к ним, как к реальным людям, вынужденных быть всегда рядом со мной, а иногда  жить во мне. Именно эти фантомы-духи , на мой взгляд, делают нас ангелами или бесами, а также  соучастниками плохих и хороших дел.
Мать моя поучала меня в детстве: "Поучение писателю и ученого Исидора Севильского"(Испания, 4 - 7 в.в.)
Учись тому, чего не знаешь, чтобы не оказаться тебе негодным наставником...
звание учителя прими, пройдя науку.
Если услышишь чего-либо доброе - расскажи, если выучишься хорошему - обучи. Не ослабевай в усердии учиться и учить...
Слова, однако, пусть предшествуют поступками. Делом исполняй то, что провозглашено устами, примером подтверждай  то, чему учишь...
Если получишь приказ делать зло, не мирись с этим. Если прикажут тебе поступить дурно, не повинуйся. От какой бы власти ни исходит приказ, никогда не соглашайся творить зло, хотя бы грозили тебя муки и ждали пытки.
Умереть не так страшно, как выполнить грабительский приказ...1.Зарождение и образования славянских государств.
С древнейших времен в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. Во времена Великого переселения народов они продвинулись далеко на запад и на юг. В четвертом веке славяне  занимали обширные пространства от Лабы(Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.
Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви:
западные, южные и восточные.
Западные славяне - это чехи, поляки, словаки.  К ним относились также  полабские племена, живущие к востоку от Лабы, и поморские племена на побережье Балтийского моря.Во главе племен стояли военные вожди..." Эти племена не управляются одним человеком, но  живут народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим"
"О положении рабов у славян сообщает историк 4века:
Тоже самое происходит во всем мире, как в  далекие века...Только теперь не вожди, а по другому получили название....Они управляют миром и страной, как и раньше...Увы! Мир не меняется, не меняются и люди...Все воюем и убиваем неповинных людей. "Кто, богат и сильнее - тот и прав"...
Угроза нападений врагов вынуждала славян  объединяться в союзы племен и разных народов. Обычно эти союзы были непрочными(Антанта, Гитлер в Германии, Югославия, Сирия, Иран, Ирак, Афганистан и т. д....и быстро распадались. Используя раздоры в Европе за власть, США, Великобритания полностью подчинила все страны мира...

В мире сейчас идет борьба трех цивилизаций, связанных с преобладающей в их среде верой – азиатской (коллективистской – восточные верования), евроазиатской (смешанного коллективистско-индивидуалистского типа – верования русско-православные и ислам) и европейской (индивидуалистстской – иудео-христианские).
Заинтересовавшись основами этого, я задал себе вопрос – а почему сторонники того или иного подхода к вере придерживаются именно его. Зачастую ругая или поругивая не атеистов а сторонников другого вероисповедания. Вот к каким выводам в итоге пришел.


Если взглянуть на карту распространения языков, то во время образования государственности у славян (10-15 веков назад) в Европе и Азии основными  были языки 4-х основных языковых семей. Каждая из них содержит много языковых групп. Это:
Алтайская семья, которая стала родоначальницей  тюркской и монгольской групп языков (корейский и японский оттуда).
Уральская семья – родоначальница угро-финской группы языков.
Афроазийская семья – из неё вышли семитская (арабский и иврит в частности), ...китайская и центральноафриканская (чадская) группы языков.
Индоевропейская (или иранская) семья – представителями её славянской группы, подгруппы восточных славян, мы имеем счастье быть.

Эти моменты ещё не раз придётся вспомнить, а пока перейдем к особенностям менталитета носителями языков той или иной языковой семьи и поэтому преобладания в данной той или иной языковой среде данного типа веры.

Тот или иной народ лучше всего выделяется сопоставлением языковых, музыкальных, устных и письменных стихотворных (писательских) и бытовых традиций. Выделив их, мы можем отнести его к той или иной группе или семье народов.

 ***

Алтайская семья. Самое  характерное для неё – упрощение.
Языковое. Малое количество слов из других групп. Приверженность к открытым слогам. Неизменность правил грамматики, количество которых минимально, высокая похожесть различных языков (особенно это в тюркских). Это даёт такую характеристику народов алтайской языковой группы, как приверженность традициям, их неизменчивость и консерватизм.
Музыка и стихотворение тоже максимально упрощены. Как по звучанию - 5 нот, чистых, безвариантных (в хоровом пении нет многоголосья), так и в стихах (словах песен) рифма не обязательна, но обязательны 7 или 9 слогов в строке.

Своих богословов, развивающих теологию, у них почти не было - именно поэтому они принимали чужие им верования и, консервативно оставаясь им верны, несли их через всю свою историю. Приняв однажды единобожие, что было проще громоздкого политеизма – они оставались верны ему. Это тюрки хазары, принявшие иудаизм, в лице нынешних тюрок Прибалтики – караимов, чей иудаизм неизменен уже много веков (не смотря на все изменения  и сектотерпимости в иудаизме евреев). Это и мусульмане-тюрки, о фундаментальном консерватизме и приверженности древним традициям их веры - мы не только наслышаны, но многие прочувствовали это на своей шкуре…
Итак отложим в памяти. Алтайская группа народов привержена упрощению всего.

Следующая семья народов – авроазийская (или семито-хамитская).  В ней все несколько (и даже намного) сложнее. И устройство языка, и музыка, и нравы. Но самое  главное в этой среде возникли первые богословы. Они разработали некоторые системы, в отличие от ранних, шаманических, верований. – политеизма. Именно  в их среде возникло единобожие, как традиция веры еврейского народа. Это было самым передовым подходом к вере на то время. Это же упростило и обряды того времени, и понимание Бога простым народом.

Но, что очень важно для дальнейшего обоснования моей мысли, оно очень подошло, для не имеющих своего подхода, но стремящихся к упрощенной трактовке Бога, народам тюркского типа. А также и для тяготеющих к некоторому пониманию усложнения, но не приверженцам политеистических и сложных верований – остальным семитам.
Этим  соединителем иудаизма, христианства и традиционности в этом, выразившейся, в частности, упрощенным подходом к пониманию Бога – стал, записавший Коран, Мухаммед.

В отличие от предыдущих семей, индоевропейская, характерна тем, что для неё традиционен прагматизм. То есть инстинктивно-разумное принятие лучшего и непринятие всего, что мешает развитию. Музыка развивалась из  афроазийских традиций, но и усложнялась при этом. Словесность и язык при этом не приняли азиатской сложности и цветистости, но приняли некоторую закрытость слогов, усложнённые размеры в стихах, развили рифму в них. Система верований (на Востоке сохранившая сложности буддизма и др. верований) в Европе стала христианской. То есть и усложненной философским богословием (в отличии от историчности и традиционности иудаизма) и упрощенной Евангелием одновременно.

Есть ещё одна семья, оказавшая влияние на формирование именно русского этноса. Это уральская семья, которая объединяет народы севера – от низовий Оби и Енисея, до Скандинавского полуострова. Эта семья народов характеризуется тягой к самым разным изменениям и исключениям, вплоть до перемен в своей самобытности. Чего стоят (и говорят об этой тяге к изменчивости и исключениям) …26 падежей в венгерском языке? Множество в нём славянских и тюркских слов, при  сохранении их венгерского звучания и грамматики…
Знаете - как будет « яблоки и сливы» по-венгерски? Alma ;s szilva! Читается как ольмо (тюркское слово) иш сильво (славянское). Венгерский чардаш очень сложен, но его ни с чем не спутаешь. А у близких к ним по языку ханты и манси - музыкальный язык очень беден.

 ***

К VI-VII векам территория современной России была заселена представителями уральской и отчасти (Кавказ и причерноморские степи, поволжье) индоевропейской (иранской группой) семьями народов. Но даже и оттуда индоевропейцы были тюрками вытеснены к веку VIII-му. Только на территории нынешней Украины жили восточные славяне. Поляне, уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне и древляне. Как они сами себя называли мы толком - и не знаем.

Они-то и  стали заселять земли в лесистой местности на севере, заселенные ранее племенами балтов и угрофиннов. В современной Беларуси поселились дреговичи, кривичи, радимичи и др. Они говорили, оторвавшись от прежних мест и почерпнувших некоторые изменения от индоевропейского, похожего на славянские языки – языке балтов, уже не на языке старославянском, а на его диалекте. По применяемым словам и произношению.

Небольшая часть их ушла на Север ещё дальше, поселившись в среднем течений Волхова. Это они, будучи совершенно не воинственны (как и другие славяне) дали толчок развитию края, сплошь заселённого тогда угро-финнами, называя себя, в отличие от местного населения своим общим от Адриатики до Балтики именем – словене. Именно они принесли туда более высокую культуру жизни, инструмент, занятия – то, что мы теперь называем цивилизацией.

И, очень склонные к исключениям и изменчивости угрофинны, ассимилировались. Приняв за основу более простой, по грамматике, старославянский язык, но оставив массу угрофиннских слов. Особенно это видно в, сохраняющейся наиболее долго и точно, топонимике.

Немногочисленные восточные славяне словене, …успешно разбавляли свою кровь – кровью и менталитетом уральской семьи народов. Именно в Новгородском княжестве к Х веку и сформировался особый язык, славянский по сути, но включивший много угрофиннских слов и особенностей их произношения. В частности была исключена тяга восточных славян к открытому слогу. Согласные запросто следовали по две, и даже три, друг за другом.

А  из новгородщины будущие «русские» распространялись на юго-восток. Им это было легко, потому, что они имели много общего с местными жителями – угрофиннами. А главнее – были очень близки по менталитету. Так они создали Владимирско-Суздальское и Ростовское княжества. А починённое им Псковское, более попавшее под влияние балтов, и тогда, и сейчас  выделяется и внешне, по менталитету и говору из перечня других «русских» районов компактного проживания.

И если в Киевской Руси, а потом в Московии, около 700 лет правили потомки Рюрика (одного из вождей, правивших этими землями ещё с VIII века норманнских племён), то самым прославленным князем псковщины стал Давмонт – литовец по происхождению….  Русью, кстати, называлось племя, князем которого был Рюрик. Именно норманские (варяжские) племена были в то время самыми воинственными в Европе. Их княжение, и присутствие их варяжских дружин, обеспечивали безопасность, вовсе не воинственных, славян. Симбиоз такой…

Но расширение Киевской Руси происходило на восток, через присоединение земель угрофиннов , чье влияние более всего влияло на формирование «русской» национальности. Так шло расселение восточных славян.

 ***

В правящей элите положение было другим. Разросшиеся потомки скандинавского предка предпочитали брать в жены  дочерей влиятельных властителей причерноморских степей …тюркского происхождения.
Это обеспечивало хорошие отношения с югом, благодаря родственным связям правящих элит. Но так как влияние христианства с Х века стало велико, то для выхода замуж язычницы-тюрки легко крестились, чего нельзя было делать княжнам Киевской Руси. Именно с тех пор в русской знати стало заметным наличие азиатских черт. Так что Рюриковичи, самый «чистый, древний, прославленный род Руси» - на самом деле был далеко… не славянским.

А менталитет начал уходить от индоевропейского ещё больше, начав принимать в себя влияние уральской с алтайской семей народов.

Будущие беларусы, нынешние жители Запада Беларуси, впитали языковые особенности, культуру польского и балтийских народов и их индоевропейский менталитет. Менталитет жителей Полесья больше связан с корнями Киевской Руси, но тоже склоняется к индоевропейскому типу. Восточная Беларусь ещё в древности попала под влияние угро-финнов, Московского царства в средние века, Российской империи в новейшее время. Эти различия прослеживаются и сейчас. Именно поэтому Беларусь это ещё не Россия, но уже и не Европа, особенно восточная.

А потом явились монголы…
Их продвижение (владения орды) ограничены именно ареалом расселения представителей алтайско-уральско-московской культуры. Западнее их они не продвигались. Псковское княжество (там княжил и вассал монголо-татарского хана Александр - не заслуженно прозванный Невским) стало самым западным уделом Московского улуса. Но правобережье Днепра дань Чингизидам не платило, а Московское царство пресмыкалось перед ними, не смотря на взятие однажды Иваном Грозным Казани, до конца XVI века.Сын хана Батыя - Сартан, еще из Монголии вынес свое христианство. Правда николаитского толка,когда тот, кто стоял у власти не был просто помазаником, а самим богом! Это так повлияло на православие РПЦ, что она хранит эту доктрину (хоть и не так явно)  и до сего дня.

Города Правобережья частично были разграблены, но именно Галицкий князь сумел противостоять, непобедимой любыми правителями того времени, армии монголо-татар. Противостоял так, что эта армия, обошла Галичину с Волынью, преодолела Карпаты и вселив ужас в венгров, румын, южных славян, вышла на берега Адриатики.

То есть ни будущая Беларусь, ни Украина западнее Днепра, не познали «радостей» монголо-татарского ига.  И именно на этих землях, в XIV веке  возникло Великое Княжество Литовское, которое объединившись с Королевством Польским в Речь Посполиту, было до века XVII - самым большим государством Европы.

Что произошло? На мой взгляд, под протекторатом Орды оказались народы, близкие по своему менталитету к алтайской и уральской семьям.  Не склонные к сопротивлению, усложнению, но достаточно изменчивые, чтобы принять более сильных завоевателей своими господами.

Ведь кроме однозначной власти тюрков и монголов от Золотой Орды, до ханства торков Крыма, много их вошло и в элиту Московского улуса (княжества). Половину бояр, в то время, составляли крещённые еще в Монголии христиане николаитского толка или крещеные выходцы из - только начавших принимать ислам, тюркских орд. Породнится с кем-то из ханов, в то время было делом почетным.

Именно тогда в обиход русских вошло много тюркских слов, сами обычаи переняли много тюркского. Именно отсюда извечное русское чванство, тяга к пышной роскоши. Именно тогда возник русский коллективизм, соборность (ныне великорусский шовинизм), но замешанный не на исламе, а на восточном православии. В котором, как и в исламе, властитель - символ и гарант неизменности веры. А многие слова не восточнославянского происхождения, а южноболгарского (церковнославянского) тоже были приняты в обиход языка, называемого русским.

Таким образом, люди, именуемые теперь русскими, далеко ушли и в генетическом, и в языковом, и по своему менталитету от восточных славян. Но их самосознание заставляет их не признавать жителей Украины, их язык, индоевропейский (чисто индивидуалистский) менталитет, отличным от своего азиатско-уральского, коллективистско-индивидуалистского. Они упорно доказывают всем, что именно они родоначальники восточных славян…. А это совсем не так.


После того, как было написано это, я натолкнулся на работу одного из князей Трубецких, Николая Сергеевича, «Русская проблема». Она написана в 1922, а напечатана в 1925 году здесь: «Евразийский временник. Берлин, 1925.”
Ссылка на ее текст: http://www.kulichki.com/~gumilev/TNS/tns04.htm

В ней его подходы к русскому менталитету во многом перекликаются с моим пониманием.
Н.С. Трубецкой. Русская проблема
Нельзя отрицать, что чудеса бывали, бывают и будут. Но можно ли исходить из чуда при политических расчетах? Можно ли вводить чудо, как элемент, притом необходимый, в реально-политическое построение? Ведь чудо по самому с...
Н.С. Трубецкой. Русская проблема
Нельзя отрицать, что чудеса бывали, бывают и будут. Но можно ли исходить из чуда при политических расчетах? Можно ли вводить чудо, как элемент, притом необходимый, в реально-политическое построение? Ведь чудо по самому с...


Рецензии