Коменты двух типов на Евангелие от Иоанна. 5 глава

Глава 5
"1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью."


Ходил туда-сюда был бы повод... Исходил Иудею вдоль и поперек, евангелизируя... Провинциал евангелизирует и модернизирует, и наставляет на путь истинный столицу!

А так это на ту же  тему исцеления, которая рассматривалась в конце 4 главы. Теперь перед нами типичная  "шаманская" купальня. Когда припечет, людям приходится надеяться на что угодно (на химиотерапию, например)


П.С.: на полном серьёзе верили в ангела! Т.е. чудес там и без Иисуса хватало - а точнее сказочников... Опять, кстати, с водой связаны большие надежды - наверное, во всех пустынях так... И от грехов исцеляются, и физически...


"5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел."


Часто человеку просто не хватает решимости изменить свою жизнь (поехать из той же провинции в столицу, например!) И отбросить свои хвори решимости  тоже не хватает. Хотя я, конечно, не утверждаю, что не было исцеления как такового! Но с другой стороны, в какой именно болезни находился наш больной?! И совершенно очевидно, что Иисус исцелял в виде притчи: "слепые прозревают" - дураки прозревают; "расслабленные ходят" - безвольные обретают веру и способность к действию...

Ведь Иисус их даже не касался никакой волшебной палочкой, даже не изображал ничего...; ведь есть исцеление, где Его коснулась женщина - и Он почувствовал, что из Него вышла сила. Т.е. совсем другая ситуация... Т.е. все-таки полно и псевдобольных, которым просто не хватает воли и веры (в здоровом теле здоровый дух - при здоровом духе здоровое тело). В конце концов, даже хворая можно ходить, а не валяться около шаманских купален! А кроме того Иисус проповедовал же пришествие Духа, ума - и эти умственные путешествия можно совершать и лежа! будучи больным телом, можно быть совершенно здоровым духом - и жить духом, открыть эту жизнь для себя... У человека две ноги, тело и дух - и болезнь одной ноги заставляет тебя опираться на другую и делает тебя хромым - но  возможности двигаться по жизни не лишает...

Иисус не имел ни вида, ни величия и тем не менее выглядел настолько впечатляюще, что люди от одного Его присутствия преображались. От Его взгляда исходила сила... В общем-то, я  смутно припоминаю, что тоже видел когда-то впечатляющих, сильных людей... В деревнях много сильных - при том, что потрепаны жизнью и не имеют вида и величия... Да что там - есть целая категория больных, которая жаждет, чтобы им просто сказали "встань, возьми постель твою и ходи". Т.е. им и Иисуса не надо - за любым последуют, на кого можно опереться. Любой может исполнить роль палочки, подпорки для хромого или ослабленного...

П.С.: блин, да исцелил бы всех! Все заведомо хотят быть здоровы... Нет, опять проводит эксперименты с силой веры...
Комедия: кто быстрее сойдёт в купальню? Самый здоровый! Ему и исцеляться не надо, но он всё равно "выздоравливает"... а сначала долго, очень долго пялится на воду... (Что там за "возмущения" случались на воде?! Родник иногда бил со дна?)


"Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу."

Нелепая хрень  эта суббота! Вопиющая, очевиднейшая. Т.е. люди совершенно не в лучшую сторону отличаются от каких-нибудь "тупоконечников" и "остроконечников". Даже удивительно, что Иисус  не погнушался иметь дело с таким человеческим мусором... Просто выбора не было - у "язычников" ведь было не меньше своих бредовых амулетов и мистических правил... И именно потому, что люди превратились в мусор и пришел их спасать Иисус (т.е. налицо два процесса: не только прогресс, связанный с цивилизацией и накопленным духовным опытом, но и процесс вырождения до абсурда)

Иисус встретил его в храме и сказал не греши больше, не бери постелей в субботу! А тот Его, по сути, заложил? Фиг его знает; какая-то возня в толпе; какие-то несколько слов, сказанных на ходу... Неужели реально хотели убить только за нарушение субботы? такое ощущение, что у евреев к Нему была какая-то безотчетная ненависть - они просто заболевали и слепли от нее! (т.е. Иисус не только исцелял одних, но и делал больными других!) А ведь разве чудеса - это не интересно?! И разве евреи не любят порассуждать и поспорить... Мне кажется, что им казалось, что Иисус зарывается и действует не по чину - какой-то бродяга, деревенский плотник... - батогами его, батогами! Это чистой воды классовая ненависть. В чудесах они видели лишь глупые суеверия и деревенские слухи - и  до рассуждений и споров с этим крестьянином им тоже снисходить не хотелось (хотя и снисходили иногда - видимо, из одной лишь любви к болтовне...)

Евреи считали себя избранным народом, но до того, что истинная избранность заключается в обретении Бога-Отца, не додумались. А ведь Бог - очевидный отец всему этому миру, включая и нас... Но равным себя Богу Иисус не делал - это обычный поклеп и недомыслие. Он говорил "Я и Отец одно" - т.е. заодно; творение не может быть больше творца, но может действовать с ним заодно, в одном духе...; отцу нелепо поклоняться, но его надо почитать, действуя с ним заодно...


П.С.: люди могут быть настолько остервенелыми законниками - или технарями, или игроманами, или патриотами, или чего-либо  фанатами - что им и солнце с природой не нужно, не то что мелкие чудеса, типа этого хроника; тем более, что Иисус не то, что не рекламировал их и себя , а, напротив, прятался...

Суббота была установлена, чтобы у людей было меньше суеты и больше размышлений, чтобы они не зарабатывались, имели выходной - но вместо разумного использования и тут людишки умудрились сделать себе кумира. Смех. (Это я ещё про отрезанный конец не вспомнил... Т.е. можно буквально что угодно сделать идеей фикс; и, теряя всякий здравый смысл,  обожествлять не только предметы... Здравый смысл - человеческий, а тут выше бери - приказ божества!)


"19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь."

С этого начинается длиннющая проповедь на тему взаимоотношения человека с Богом и Бога с человеком...  Раньше подобные проповеди казались мне довольно туманными и темными, даже угнетали меня... Ведь странно: Иисус пришел к людям, а говорит о своих взаимоотношениях с Богом - видимо, привычка такая сложилась, пока он 30 лет жил в одиночестве? Но Он говорит на своем примере о взаимоотношениях всех людей с Богом, ведь мы все сыны Бога...

Итак, мы видим, что сотворил Бог-Отец и пытаемся ему подражать в своем собственном творчестве... Т.е. надо творить нечто природное! И нечто душевное! и нечто духовное... А сами по себе мы и не существуем! Это как  настоящее без прошлого и будущего,  как поверхность без верха и низа...

Итак, мы увидели Бога-творца - это вдохновляет - и мы увидели Бога-отца, который любит своих сыновей, людей - это тоже вдохновляет... И Бог-отец из  любви показывает своим детям, людям как надо творить - и надо только   суметь увидеть показанное, услышать рассказанное ("смотрящий да увидит, слушающий да услышит")... Иисус просто большему научился у Бога, чем все мы...

И ведь с более близкими отношениями с Богом человечество действительно всегда достигало удивительных высот... Правда, тогда и дьявол приближается - со своими "химическими" чудесами... Все науки - во главе с математикой - от дьявола, что ли?! А тогда и вся техника... В итоге, даже и все поняв, но будучи связан, к примеру, с компьютером в своем понимании, ты все равно ничего не сможешь, окажешься связанным и отравленным? Разве я не чувствую именно это?! Хотя у меня и бывают подъемы, когда я достаточно твердо верю в постепенное освобождение от этих пут, от этой двусмысленности, "диалектичности"...

Но все-таки почему Иисус так часто не экстраполирует на всех людей, а говорит только о себе? В этом все-таки Его ограниченность?! Он выглядит явным эгоцентриком... Он еще только открывал в себе, как в колодце, неслыханную силу - и всматривался в этот колодец, и это занимало Его почти целиком, так что на проповедь и экстраполяцию, на обобщения  у Него просто мало оставалось сил и времени... Даже разговаривая с другими, Он оставался интровертом, смотрел в себя, а не на этих других (тем более, что в  них  не было ничего интересного)


П.С.: странно, конечно, публично вести такие речи: сыновний контакт с богом - это всё-таки дело интимное... И получается, что он говорил о самом себе в третьем лице!
И разве мы можем понять контакт двух богов, двух лиц Троицы?  Бог-отец творил природу, всё её бесконечное разнообразие - а что творил Иисус?  Причём, говорится, что он творит то же самое ... и покажет ему какие-то ещё большие дела... В общем, простым смертным в это лучше не вмешиваться... Удивиться можно всему, в этом мире абсолютно всё вполне удивительно и божественно...
Может, это тоже приписка? Цель: показать максимально тесную связь их кумира, Иисуса с богом. Хотя наверняка он действительно называл себя "сыном бога", а бога, соответственно, своим "отцом" - устанавливая семейные, родственные, любовные отношения с высшей силой (взамен холодного закона, лукавой юриспруденции)


"21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его."

Бог-Отец воскрешает мертвых каждую весну - с помощью солнца. Сын - Иисус, а по его примеру и христиане - оживляют друг друга с помощью энергии любви, соучастия (но и холодным душем можно оживить?!)

Бог-Отец - для нас это солнце на небе; Бог-Сын - это любовь среди людей на земле; Бог-Дух - это смысл внутри людей, на внутреннем небе (если угодно - во внутреннем космосе, только небо от космоса отличается именно присутствием солнца, любви и смысла...) И Дух - это оживление нашего ума с помощью холодного душа!

Солнце не судит никого, равно светит - или не светит - всем (Бог-Отец озабочен только творчеством). Сын может судить, но Он всех прощает, даже врагов - по сути, Он (и каждый настоящий, абсолютный христианин) должен светить всем и всегда. Поэтому настоящим судьей выступает только Дух, смысл... С пришествием духа-смысла христианин лишается безмятежного рая неразборчивой любви ко всем, но приобретает силу... Иисус - это рай на земле, но пока этот рай оказался очень недолог... Он ненадолго случается и в жизни других людей - когда они истинно любят кого-то... Человек не может быть полноценен, если в нем мало одной из этих трех Сил - творчества, любви и ума... Т.е. творчество по природе своей не только безрассудно, но и бесчувственно - руководствуется одним лишь инстинктом и страстью к плодоношению; это некий Большой Взрыв, который является результатом предыдущего развития Сил, Богов - о котором мы ничего не знаем... Но ведь и после насыщения христианской любовью и духовным смыслом разве не так же мы, в свою очередь, взорвемся?!

Т.е. Бог-Отец передал суд Сыну-людям - солнце передало суд любви, как своему подобию - но Сын-люди передали суд Духу-смыслу в себе, как своему подобию... Не лучше ли было остановиться на стадии безмятежной любви? Но ведь на этой же стадии остановились цветы, например - к ним привыкли, их используют, их топчут, рвут, они не могут вечно жить на суровой земле...

Если ты не стремишься к творчеству, то ты не захочешь прогрессировать в любви и в уме...
Женщины - это малый круг любви и ума, а мужики - большой... Мужик - это солнце, но до того солнца, что на небе, ему далеко, надо еще развиваться и развиваться, а женщина - это луна, она будет светить, только если при ней будет нормальное солнце, и если сама она будет чиста как зеркало (чем слабее мужик, тем чище должна быть женщина, чтобы все же светить...) Но еще в зеркале женщины мужик должен видеть себя - она должна быть похожа на него (или на его мать - на которую он сам всегда чем-то похож!)

Теперь про почитание - Иисус имел в виду, что иудеям надо чтить не только Бога-Отца, Бога природы, но и Бога-Сына, т.е. людей; и что, кто не чтит Бога людей и самих людей, тот и Бога-Отца чтить не может так, как надо. Мы все обладаем душой - и Бог-Отец ею обладает, и Его душа не может не стремиться к общению и к единению с другими душами, хотя Он и увлечен творчеством, а души людей и малы и несовершенны по сравнению с Его душой... Однако, этой мыслью в эпоху после Возрождения стали злоупотреблять: и обожествление, почитание людей привело к гордыне, к социализму, к потребительству - и к атеизму, к гибели Бога-Отца и сотворенной Им природы и к химеризации Бога-смысла. Т.е. Иисус-спаситель оборачивается Иисусом-губителем. Опять же, признание себя богом не приводит к гордости, если только рядом Страшный Суд (даже два!) духовного и физического труда, занятий крестных, распинающих (я забыл про третий крест: жизнь среди людей! - а ведь сейчас все живут по-отдельности, т.е. избавлены и от него...)

Иисус может судить обо всем, но у Него еще мало слов для говорения своего понимания, а у Его слушателей их еще мало для понимания сказанного - все происходит на уровне инстинкта (безошибочного только в случае Иисуса). Поэтому и нужна вера - в отсутствии знания... Получается, слепой ведет слепых?! И ведущего слепого распяли, а ведомые быстро потеряли дорогу... Только Павел, точнее, только писания Павла и его общины смогли сохранить огонек (как небрежно римляне репрессировали - Павла распяли, а  его писания сжечь забыли! А что писания? - это же всего лишь письма были! Не трактаты... И, разумеется, он написал их многие десятки, но большинство погибли... И я даже думаю, что не одно, а все Евангелия были написаны по наводке Павла - Лука писал под его непосредственным руководством, а остальным - непосредственным свидетелям - он подал идею... Опять же, когда даже рыбаки готовы писать книги? (или хотя бы заниматься устными рассказами другим) - когда в их жизни происходит что-то действительно необычное... Т.е. если бы Иисус-любовь не ушел, то не образовалось бы пустое место, которое заполнил Павел-смысл (он любовь осмыслял в первую очередь!), а если бы Павел-смысл не пришел, то и Иисус-любовь потерялся бы в полях Иудеи, как какой-нибудь цветок или бабочка...


П.С.: лучше подобное вовсе не комментировать. Это просто булыжник какой-то. Очень сомневаюсь, что это точная передача слов Иисуса. "Кто не чтит сына, тот не чтит и отца" - о себе в третьем лице?! Иносказательно?! Да ещё такое?! Подобные непонятки в дальнейшем открыли путь к разнообразному мракобесию, начетничеству, религиозной тупости, экстремизму. Стало возможным городить любой пафос... Наверное, это опять иоаннова поэзия (причем, вряд ли апостола Иоанна!) Хотя связь внутри Троицы, конечно, самая неразрывная, они едины (как и человек един) И, конечно, Иисус и его новый завет - это порождение ("сын") Израиля и его ветхого завета ("отца"), поэтому надо почитать не только отца, но и сына - но консерваторы, разумеется, никаких сыновей и никакого развития понимания бога и человека допустить не могут, они ценят неизменность, а не движение...

Иисус оживляет душу, а Бог-отец оживляет всю материю в природе...
"Чтит" - т.е. почитает, уважает - но не поклоны бьёт, не делает кумира...


"24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе."

Иисус имеет жизнь в самом себе - и конечно все люди могут иметь жизнь в самих себе; полнокровную солнечную жизнь, а не сумерки и прозябание... Причем, и сумерки не худший вариант - многие именно что мертвы, спят и не хотят просыпаться - а как хотеть, когда мир безобразен; надо просыпаться, вставать и делать этот мир прекрасным  через крестный труд... Если проснешься, но примешься уныло бродить в безобразных сумерках, не веря, что можно все исправить, то лучше действительно не просыпаться... Как только проснусь, каждое утро, мне именно так и кажется - но стоит чуть разогреться, как каждое утро совершается настоящий переворот - более того, именно утро наиболее продуктивно и оптимистично, как всякая юность... Т.е. на самом-то деле мы все знакомы с переходами от смерти в жизнь! ...Крестной эта жизнь станет чуть позже - днем, например. А пока слушаешь -  Иисус тут говорит именно о слушании - и вовсе легко оживиться, выйти из состояния тупости...


П.С.: сомневаюсь, что я уже имею "жизнь вечную" в должной мере; и что меня не за что осуждать... - хотя и слушаю Иисуса и верю в бога природы... Я был мертв и ожил, но ожил ещё недостаточно... Я, как и все, ещё недостаточно верю в душу и недостаточно соединён с природой, с богом-отцом... (Все комнатные люди недостаточны и достаточными быть не могут?! Они отключены от природного источника силы, они слишком отъединены от людей, у них недостаточно опыта...)



"27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий."


Иисус может судить людей, потому что знает, что в них та же самая душа. Так и всякий человек судит другого, потому что живет с этим другим - а чем более отдаленных людей судит, тем хуже это у него получается (про политиков вспомнил!) Однако "со стороны виднее" - т.е. этот душевный суд никак не отменяет суд со стороны Духа-смысла, который на все старается смотреть объективно, а не снисходительно, как на своего родственника...


П.С.: судить должен тот, кто знает предмет. Человека может судить только человек, душу - душа...


"28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения."

Как известно, все гробы остаются на своих местах, если не сгнили уже (а если гробы сгнили, то находящиеся в них вообще все надежды потеряли?!). Причем, Иисус-то говорил о своем времени! Явно не о тысячах лет. И не творит ли каждый человек и то, и другое, и добро и зло... Видимо, не может человек на равных началах творить и добро и зло - что-то будет господствовать. В современной политике, например, ищут компромат - но надо искать и разбирать, какое начало в человеке господствует - а компромат можно найти на всех, это вопрос нехватки техники и только (не говоря уж о желании выдумывать, искажать и подгонять факты - т.е. людишки настолько грешны, что даже компроматы они почти всегда ищут компрометирующим образом!)

В общем, или надо отказываться от Иисуса-всезнайки, Иисуса-пророка или же понимать, что Он почему-то вечно говорил притчами и иносказаниями. Иисус гробами окрашенными, ходячими мертвецами называл живых людей. Гробами являются наши понятия, наши законы - и наши дома или автомобили... Иисус говорил: оставьте мертвым хоронить своих мертвецов... А с другой стороны, те, кто родился на этом свете до Иисуса, узнают о Нем на том, в следующей жизни... Одной попытки, одной жизни человеку явно мало (кому-то не повезло и он рано умер, кто-то родился в глуши, кому-то не повезло с родственниками и т.д. и т.п. - несправедливость получается...) Ведь и в Евангелии написано: после второго и третьего вразумления отвращайся! А если человек хоть сколько-то на твои вразумления реагирует, тот тут и вовсе количество попыток становится бесконечным ("сколько прощать брату своему? Не до семи ли раз" - ""до седмижды семидесяти раз" - т.е. бесконечно... (но если ты реагируешь на вразумление, наставление и учение, то твой прогресс не будет длиться бесконечно?! - ты достигнешь абсолюта?)

И все-таки каждый с помощью Иисуса (или с помощью Павла! или с помощью Достоевского или Толстого - но все они имеют источник в Иисусе) воскресает и к жизни, как человек добрый (и насколько добрый) и к осуждению, как человек злой (и насколько злой). Иисус дает не только благодать, но и ответственность.... Жизнь, разумеется, была и до Иисуса, но в ней еще не было благодати и проклятия - до Него вся благодать и все проклятия были связаны только с физической жизнью, а не с жизнью душевной (а потом и духовной, смысловой). Кстати, Дух-смысл необходим именно по причине дуализма добра и зла в каждом человеке -  если бы сразу один человек был определенно добр, а другой определенно зол, если бы ничего не надо было определять, то и Дух-смысл бы обессмыслился!


П.С.: разве он не знал, что люди всё будут понимать буквально? Где выход из гробов? Или время всё ещё "наступает"?! А так оживление душевной и умственной жизни (принесенное христианством) позволяет увидеть свое истинное состояние: например, пока не начнёшь играть в шахматы, не поймёшь, что играть не умеешь. И пока твое говно не тронут, ты можешь и не знать, что оно есть в тебе. Мы все живы на низших уровнях и мертвы на высших... И получается, что Иисус не только активировал добро, но и спровоцировал зло... Он никого не спас, а только активировал жизненный процесс... Увидев свое зло, легче покаяться... Иисус -  спаситель только от застоя...


"30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца."


С одной стороны, душевность - это синоним субъективности и произвола, капризности и своеволия, а с другой она есть результат влияния внешних и внутренних сил и крайне чутко следует за этими влияниями. Все как у баб - или как у какого-нибудь невесомого перышка в воздухе или на воде... Т.е. в каждом моменте настоящего мы вроде бы видим одно своеволие, но в целом, складываясь, эти моменты дают четкую и устойчивую картину влияний, которую можно осмыслить умом...

Иисус - а вслед за Ним и всякий человек - сам от себя только чувствует - любит и ненавидит - творит Он по примеру Бога-Отца, а судит по примеру Бога-Духа... "Как слышу, так и сужу" - в этом великая простота честного человека, он слушает свою душу, свою совесть, свои инстинкты... Хотя и злые, и заблудшие слушают свои инстинкты, не могут не слушать и не следовать за ними, поэтому надо еще и не на самолюбие ориентироваться, а на любовь к Богу-творцу (любить умное творчество) и на Любовь к Богу-Духу (любить творческий ум). Слово "истина" вполне заменяется словом "ум", а слово  "истинное" словом "умное" ("что же умного, если не истинно?!") Т.е. ни чуткие инстинкты не должны заслонять творческий ум, ни творческий ум не должен заслонять чуткие инстинкты - это проблема взаимодействия ума и чувств, мужского и женского начал. Без чуткости творчество ума выхолащивается, а без творчества чуткость лишается ориентиров (в итоге и то и другое попадает под власть штампов и шаблонов - в клетку или в аквариум). Поэтому я так люблю, когда женщины рукодельничают ("творят"), а мужики, к примеру, поют или как-то иначе дают волю своим чувствам (хотя мужики любят грубо орать, а не петь! А бабы вышивают по канве, по шаблонам... До настоящего творчества  и настоящей чуткости почти всем очень далеко... - я и сам орать люблю!)

Выходит, христианин должен быть безвольным фанатиком умного и творческого Бога, должен чутко ловить сигналы, исходящие от Него и следовать за ними... Все волевые люди на самом деле только следуют за своим Богом, фанатеют от Него, верят... - но есть еще и люди самоуверенные, они выглядят очень похоже на людей волевых; разница только в том, что у таких больше слов, больше саморекламы и внешней яркости (если таких не обламывать, они обязательно обнаглеют). На этом примере, кстати, видно, насколько похожи в реальной жизни добро и зло - только Бог-Ум и чуткий Иисус могут их отличить... А как белое и черное они только в самом начале, в источнике и в самом конце, в результате... Это душа с одной стороны все различает, а с другой все нивелирует... Вообще говоря, душа - самая непостижимая вещь на свете...; хорошо еще, что она неподвижно сидит в нас, не улетает поминутно! и что у нас есть годы и годы, чтобы присмотреться к ней, сжиться с нею - и хотя бы частично овладеть ею... Т.е. душа и ум, душа и тело - вещи настолько противоположные, что непонятно, как их можно сочетать. Поэтому уму и телу приходится изощряться, а душа пользуется своей всеядностью - даже антиподов принимает... И антагонизм вдруг сменяется взаимодополнением, распятие души между духом и телом сменяется единым самолетом, ракетой с вертикальным взлетом...


П.С.: опять он рекомендует себя как исполнителя и посланника - но это не значит, что он не бог, потому что таково устройство бога души, бога слабости, бога добра... Вообще, в Троице все служат друг другу, все посланники (муж служит жене или жена мужу?!)
Но, разумеется, это не значит, что он не человек - он и господин и исполнитель, и бог и человек. Все мы в чем-то сильны как господа и боги и слабы как исполнители и люди, в нас всегда сочетаются эти полюса (хуже то, что и добро со злом сочетаются...)


"31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне."


Да, разве я свидетельство самого Иисуса принимаю? - нет, об Иисусе свидетельствуют мои душа и ум (и даже тело!) Хотя прежде всего все-таки свидетельствует наша душа - которая есть Иисус в нас! Т.е. все-таки Он свидетельствует сам о себе, но в нас-то почему-то не имеет препятствий (а люди очень легко друг другу противятся, друг другом не удовлетворяются, друг другу не верят и друг друга не любят). А вот ум, кстати, противится любым чудесам - хотя от восторга перед Иисусом и пытался вначале изобразить нечто чудесное. Хотя ум на самом деле постоянно готовит чудеса, но он как повар, который видит всю изнанку, а сами чудесные блюда и не ест почти, только пробует...

Вообще, если вспомнить, подобные места своей темнотой, самоповторами и ловлей собственного хвоста меня с самого детства угнетали... Иисус был очень озабочен тем, чтобы Его признали за мессию - но теперь эта  озабоченность очень Его ослабляет, кажется непонятной и неуместной. В реальности Он был вынужден всем все доказывать - жизнь и до распятия Ему совсем не улыбалась, не знал, где преклонить голову, вечно отбивался от наседавших фарисеев и пытался убедить хотя бы в главном хотя бы нескольких рыбаков и сборщиков налогов... На самом деле ведь невозможно ничего доказать тем, кто в тебя не верит, кто твою суть не чувствует, твои мысли не понимает. Он с отчаяния призывает силы небесные Себе в свидетели...


П.С.: такая глухомань, что мне не продраться... Всё та же тема, ничего нового. Апостолы пытались склеить отца и сына в единую семью, чтобы евреи признали Иисуса...


"33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь."


За человека - и за Бога, и за Иисуса - должны говорить его дела... На Страшном Суде будут разбираться только дела человека - а суд в отношении его самого будет только автоматическим следствием разобранных дел. Так что, бессмысленно ссылаться на свою добрую душу, если в ход ее не пускал... Вытравить из души все добро действительно невозможно - но именно потому и больно будет осужденному (зло не болит, только причиняет боль)... Но, конечно, с делами Иисуса была проблема - Его считали смутьяном, а не учителем-новатором-мессией, в его чудеса не верили, их не ценили...; как и народ не ценили - зачем исцелять не ценное?! Подумаешь, вылечил овцу! Можно ли доверять свидетельствам суеверных овец, что их исцелил какой-то плотник?! И даже если он  врач, все равно до мессии дистанция огромная... Может быть, Иисус слишком многого требовал о людей, слишком торопил их? - Ему надо было еще потихоньку наработать себе репутацию... А Он все-таки много обвинял и оскорблял. Каково верующим, таким же религиозным людям, как и нынешние, слышать, что они с Богом никогда дела не имели! И что пророки, которые голос Бога слышали, с ними не имеют ничего общего. Если это была правда - а это, конечно, была правда для основной массы, как и тогда, так и теперь -  то говорить таким людям что-либо и бесполезно и опасно, их лучше обойти...

Пророки всегда исчезают вместе с верой в них; обычный пророк в "просвещенные" времена уже бессилен - тут нужно что-то особенное, чтобы пробить человеческую самоуверенность. Но и особенному пришлось тяжко...

Евреи таки думали о вечной жизни? Вроде бы Ветхий Завет об этом почти не пишет, но ведь само понятие Бога с вечностью неразрывно связано - евреи боялись произносить имя Бога, боялись думать о вечности после смерти, но втайне, конечно же, ими двигало именно это! В древние времена они были задавлены огромностью Божественного мира и тяжестью своей жизни, но в просвещенные времена эллинства, конечно, сразу эти мысли о будущем появились... И они принялись исследовать свои Писания, но там ничего, кроме огромности и тяжести не найти - только надежду на будущее, да и то изредка; пессимистичен не только Иов, и не только Соломон, но и Давид со своими псалмами...; а все пророчества о Христе, о Миссии, если честно, ничтожны, палочкой написаны на песке... Поэтому Иисус мог ссылаться на Иоанна, взывать к чему угодно - но мог и просто рвать на себе волосы! Опять же, Иисус принес религиозным людям душевную жизнь (светским людям ее принесла цивилизация) - т.е. самую неуловимую вещь на свете, которую невозможно показать, можно только почувствовать... Ценили ли иудеи Давида как псалмопевца? Наверное, на 90 процентов ценили все же как царя... Аналогичная история и с Соломоном... Только цари могли себе позволить в древности душевную жизнь! А в просвещенные времена все стараются жить как цари...


П.С.: не затрагивают меня такие тексты (не хочется мне исследовать такие писания! Вообще, жизнь вечная не в исследованиях чужих писаний - вероятно, она самодостаточна как небо. А иначе это не вечная жизнь, а наша, отравленная и мутная... Моя душа - это моя вечная жизнь, поэтому надо только лежать в покое и хранить ее в себе, наблюдать?!)


"41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?"


Вроде бы для религиозных общин и народов типична обратная ситуация: Бога-то они любят, а вот людей - нет (что далеко ходить - моя мать такова). Хотя в просвещенные времена - а у светских людей (почти всегда это наследственно обеспеченные люди) и всегда -  обычным становится и обратное: Бог блекнет, растворяется в небе, а люди розовеют, расцветают.... В других местах Иисус обвинял и в недостатке любви к людям... Т.е. Он не удовлетворен людьми в целом - и Бога, и людей они любят недостаточно, неправильно; эгоизм, с одной стороны и инерционная традиционность, с другой, пожирают  все их развитие; погоня за миражом большего, чем есть  богатства и обслуживание уже достигнутого отнимают все время...

Сейчас в интернете и телевизоре тоже тучи героев, похожих на пузыри после дождя; и все именно что без конца принимают друг от друга славу - а Суть, т.е. Бога в общем-то не ищут - типа, уже все знают. И творчеством им тоже явно некогда заниматься. Да и общаются друг с другом как намыленные... Очередные просвещенные времена - в которых просвещенность почему-то не растет все выше и выше, а  норовит закруглиться и выродиться... Без конца кричат друг другу: "учите матчасть!" - а этих "матчастей", т.е. фактов ведь миллионы и большая часть их доступна нам с чужих слов, в изложении, отчего почти всегда привирает, если не врет...

Опять же, Иисус пришел не себя возвестить! Он пришел возвестить, каков настоящий Бог (Павел потом  выстроил четкую цепочку: подражайте мне, как я подражаю Иисусу - который подражает Богу) Всегда приятно видеть людей, которые служат не себе, любимому, и не трутням-родственничкам, а большому делу... Если покопаться, все большие дела делаются ради какого-то бога... Взаимосвязь бескорыстия и самоотверженности с величиной дела просматривается и у Толстого, и у Ван Гога... - а насколько, например, Достоевский не был бескорыстен, настолько же он и дымился какой-то смердяковщиной (хотя у него была большая семья да и страсть игроцкая пуще неволи) Или Бах - насколько он о своей многочисленной семье заботился, настолько выдавал явно механические, вторичные, бездушные номера... Итак, Иисус проповедовал не себя, а Бога; Павел проповедовал не себя, а Иисуса... (а я проповедую обоих!  да и всех, кто был когда-то в чем-то бескорыстен и самоотвержен - им всем зачтется...)


П.С.: любить надо за что-то - я бога люблю за его славные природу, душу и ум. Не будь этих чудесных, возвышенных, невероятных материй, не о чем было бы говорить, ведь никакого иного "бога" никто никогда не видел (просто в ветхозаветные времена слиянность людей с природой была стопроцентная и никто не мыслил бога, отдельного от природы, с одной стороны и - с другой - не мыслил бога души и ума, потому что человеком ещё не был осознан его внутренний мир - созданный этими другими богами. Одно слишком близко, а другое слишком ещё далеко - не было нормальной средней дистанции для осознания...)


"45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?


Сам я ничего не мог вспомнить про Моисея, пишущего о Христе, поэтому порылся в инете... Во Второзаконии, например, пишется: если пророк творит чудеса, но отвлекает от Бога, его отвергайте, а если он творит чудеса и привлекает к Богу, его принимайте... Т.е. Моисей никогда не писал об Иисусе - глупо и предполагать - но он писал как надо относиться к такого типа людям. Опять же, здравый смысл возмущается: как можно беспомощным, но религиозным людям отвергать чудотворца, славящего Бога?! (И на этом примере я вижу, что Иисус обнажил удручающий абсурд, царящий в мире - такой абсурд, что хоть вешайся от безнадеги! И сам Иисус в последних словах именно безнадегу высказывает! Миссия безнадежный... (Павел стал раздувать надежду, но, может быть, слишком увлекся - и породил в "верующих" самомнение и самоуверенность...) Кстати, заодно уж: в инете увидел, что чуть позднее Симон Бар Кохба, политический патриот, борец против тогдашней Америки - Рима -  был признан евреями за "звезду от Иакова", т.е. Мессией - и все пошли за ним - и погибли в борьбе с Римом... Правда, и он наверняка внешне действовал не во имя свое, а во имя народа - и вдохновлялся Давидом и прочими библейскими героями... Жизнь во имя политики, во имя государства, родины, народа (столь нынче популярная!) - это тоже "большие дела"?! Ведь сам Израиль был таким делом - и Бог одобрял его... Но в народе все по определению маленькие... Но и в любом большом деле человек маленький? Любовь к большому делу как раз и выражается в том, что ты ради него соглашаешься быть маленьким... Раньше я все время думал, что Иисус вообще отменил народы, политику, все традиции - и оставил одного только человека,  личность, душу; и что все "мирские" "большие дела" - это чушь, всегда попахивающая фальшивым коммунизмом... Видимо, нужно сочетание одного и другого? К большому надо пробиваться, отталкиваясь от собственной личности и собственного, личного Бога - и это пробивание ведет к построению царствия Божия на земле... Лучше пусть не будет никакого народа, государства, никакой политики, чем  будет нечто лживое, оторванное от человека, души, личности... Лучше снова разрушить Вавилонскую башню и начать строительство сызнова, чем пытаться удержать явно кривую постройку...


П.С.: А почему не назвал место, где Моисей пишет о плотнике из Назарета?!
И как он о нем отчуждённо, на самом деле. И от самих евреев отчуждённо...
Может, в реальности он подробно об этом говорил и всё объяснил - но в евангелие попал только этот обрубок. Или же вовсе ничего подобного он не говорил, а всё это очередная приписка из самых благих побуждений... В общем, подобные места вызывают лишь недоумение и сомнение... (Т.е. как раз то, на что Иисус жалуется!)


Рецензии