11. Нина Васильевна Соболева

НА СНИМКЕ: Нина Васильевна Соболева


Начал постепенно формироваться штат Дома ученых. Дыркой в нашем списке работников культуры была позиция художественного руководителя ДК «Академия» – организатора встреч с поэтами, писателями, музыкантами, другими деятелями искусства, литературных и музыкальных вечеров, интересных лекций и бесед.

После ухода Нины Васильевны Соболевой на работу в город мы долгое время не могли найти на это место эрудированного и интеллигентного человека, разбирающегося и в литературе, и в музыке. Человека, который бы не стеснялся говорить с любыми знаменитостями и при этом не ударил в грязь лицом. Человека прогрессивного, понимающего, кого следует пригласить, а кого держать от Академгородка на расстоянии. Человека, которого любой наш гость запомнил бы и мог в последующем к нему обращаться.

Таким человеком был сам Немировский, но у него было много других дел, и нужно было теперь найти уже не одного, а двух работников: и в ДК «Академия», и в Дом Ученых. Двух людей с неординарными качествами.

К счастью, для Дома Ученых Нина Васильевна Соболева вернулась обратно, проработав в городе года полтора. Может быть, у нее не было такой масштабности, как у Владимира Ивановича, таких организаторских способностей, как у него, зато она была гуманитарием – великолепно знала литературу и музыку и была в высшей степени интеллигентным человеком, добрым мягким и обходительным.

На её плечах впоследствии лежал весь репертуар Дома ученых, работа музыкального салона, все литературные вечера, все встречи с интересными людьми. Она была тиха и без лишнего шума выполняла огромный объем работы.

Хотел бы написать о Нине Васильевне больше, но никаких подробностей её биографии не знаю.

Возможно, мне подскажет что-нибудь по этому поводу Юлия Вильевна Лихачева, которая вместе с Ниной Васильевной готовила многие такие вечера и встречи и в НГУ, где Нина Васильевна работала в 70-х годах, и в Доме Ученых.

Нина Васильевна Соболева, безусловно, заслуживает памяти и огромной благодарности за все, что она сделала в Академгородке. Она тоже была одной из тех, кто создавал тот необыкновенный «дух» Академгородка, о котором все неоднократно упоминают и о котором я тоже уже немного писал.

Я внимательно пересмотрел Сборник воспоминаний старожилов Академгородка «И забыть по-прежнему нельзя...». О культуре там писали многие, но упоминание о Нине Васильевне Соболевой я нашел только одно. Вот, что написал о ней Леонид Боярский, директор Киноклуба «Сигма», созданного, кстати, именно в 1965 году.

Говоря о вкладе В.И. Немировского в привлечении «к работе достойных штатных сотрудников» в Дом ученых, он назвал «к примеру, Нину Васильевну Соболеву. И не случайно, на протяжении ряда лет она была душой Дома ученых», – написал Л. Боярский. Совершенно правильная характеристика.

Кто порекомендовал её нам, я не помню. Возможно, она в это время работала на гумфаке университета со студентами. Она там работала и впоследствии в 70-х годах.
Когда я впервые писал о Нине Васильевне Соболевой, у меня не было никаких материалов о ней. И в Гугле я не нашел никаких следов. Поэтому я писал тогда о ней только по памяти. То, что запомнилось и без подробностей.

Вот, что я тогда написал:

Она была старше меня лет на 10-12, т.е. родилась не позже 1924 года и, мне кажется, в Ленинграде. Во время войны, эвакуировавшись в Новосибирск она встретила здесь свою любовь – Арнольда Моисеевича Бернштама, и они поженились, но через месяц арестовали обоих, разлучили и надолго посадили.

Она любила своего мужа всю жизнь. Отсидев всё, что было положено, разыскивала его. Но нашла только через 25 лет. Он приехал к ней в Академгородок, и Нина Васильевна вся светилась от счастья. Все ее поздравляли и были очень рады за нее.

В этот период она и познакомила меня со своим мужем, который нашелся после долгих лет разлуки. Он не мог устроиться на работу, но время было такое, что я ничем не мог помочь ему.

Тем не менее, он, в конце концов, устроился и активно творчески работал. Но потом он тяжело заболел, мужественно переносил свою болезнь, а Нина Васильевна стала его преданной сиделкой. Когда муж умер, Нина Васильевна буквально почернела от горя.

Вот такая драма была у нее в жизни. Счастье пришло и ушло... Снова пришло и снова ушло. На этот раз, насовсем.

Я надеюсь, что кто-либо из Академгородка – из тех, кто ближе знал Нину Васильевну – прочтет мои строки о ней и сможет дополнить мой скупой рассказ об этом необыкновенном человеке. С ней многие контактировали и в Университете, и в Доме Ученых, в частности, организаторы встреч в Музыкальном салоне.

Всё, что ты, читатель только что прочёл, я написал в Живом журнале 30 января 2011 года. Сведения у меня, как это видно, были очень скупые, но я надеялся, что кто-либо, прочтя мои строки, поможет мне расширить рассказ об этом удивительном человеке.

Мои надежды сбылись. Уже через три недели, (я запомнил эту дату – 18 февраля) всё изменилось.

Как я и собирался раньше, я позвонил Юлии Вильевне Лихачевой и попросил разыскать кого-нибудь, кто знал Нину Васильевну.

И как это в жизни бывает, свершилось чудо. Звонок ко мне Юлии Вильевны: «Нашла дочь Нины Васильевны – Ирину Геннадьевну. Вот телефон».

Звоню. Отвечает Ирина Геннадьевна. И очередное чудо: Нина Васильевна перед смертью, а она скончалась в 1988 году от рака, написала воспоминания. Последние страницы диктовала, уже совсем умирая.

Эти воспоминания до сих пор не напечатаны в виде книги и не помещены на сайт. Но буквально только что её записи оцифровали, и имеется диск, на котором записаны все 400 страниц ее воспоминаний. Ирина Геннадьевна попросила своего сына Станислава переслать мне файл с воспоминаниями и разрешила разместить его (или отдельные главы) на моем блоге.

Так что, надеюсь, скоро я сумею рассказать намного больше о Нине Васильевне или поместить всё, что сумею, на сайт сообщества academgorodock в качестве её собственных воспоминаний.

Ирина Геннадьевна сказала мне, что Нина Васильевна писала их в память о своем муже Арнольде Моисеевиче Бернштаме и очень хотела, чтобы о нём узнало как можно больше людей. Но есть в воспоминаниях и довольно много материалов об Академгородке и его людях.

Так что жду с нетерпением.

P.S. Сегодня вечером я благодарил Юлию Вильевну по телефону и узнал, что записывала воспоминания за умирающей Ниной Васильевной Галина Львовна Елизарова, я её знал.

В 1985 году (примерно) Галя с мужем Володей Иткиным и сыном провела лето на даче. Дома наши стояли рядом. Галя – вообще святой человек.

Удивительная цепь случайностей. Юлия Вильевна по моей просьбе искала знакомых или подруг Нины Васильевны и, встретившись на концерте с Галиной Львовной, спросила, не знает ли она.

«Это я», – ответила Галина Львовна и затем дала телефон дочери Нины Васильевны Соболевой – Ирины Геннадьевны.

Добрые дела всегда сопровождаются чудесами.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/15/594


Рецензии