Мал золотник, да дорог

Затерявшийся в тамбовских лесах г. Моршанск, казалось бы, не может быть сколь-либо примечательным. Однако его развитие в немалой степени отразило историю России, немало его уроженцев и жителей стали гордостью нашей страны.
Центром же культурной жизни города является Моршанский историко-художественный музей. Об обстоятельствах, послуживших основанием для его организации, бережно сохраняющихся в нем экспонатах, рассказала заведующая музеем Т. Гуркова.


Уважаемая Татьяна Сергеевна, не могли бы Вы рассказать об истории создания Моршанского историко-художественного музея?
История нашего музея - замечательная. Представьте себе, жил Моршанске парнишка Пётр Иванов, самоучкой осваивал живопись в свободное от работы время, интересовался археологией, историей края. Ходил на пленер с учителем рисования Василием Лотиковым, будущим революционным деятелем. Когда добился успеха как художник, продавая картины, начал приобретать артефакты, собирать коллекции. Хотел создать музей, но власть имущие чиновники и купцы, считали его блаженным и в ответ на предложения только смеялись. В 1918 году, благодаря старой дружбе с В.П. Лотиковым Петру Петровичу удалось убедить представителей новой власти в необходимости открытия музея и выделить под него не просто здание, а одно из лучших в  городе – двухэтажный магазин готового платья купцов Кавериных. Весомым аргументом стало то, что Пётр Петрович передавал в дар городу свои коллекции нумизматики, оружия, древностей, этнографическую и художественную. Позднее им были спасены от уничтожения ценности из дворянских усадеб и церквей, они пополнили фонд музея, который сегодня насчитывает более  тридцати двух тысяч предметов. В их числе - уникальные коллекции деревянной скульптуры, древнерусской иконописи и медного литья, агитационного фарфора, оружия, мелкой пластики, западноевропейского и русского искусства.  Музей работал в гражданскую войну  и Великую Отечественную, во время путча и годы экономических преобразований. В 2014 году  Моршанский историко-художественный музей вошёл в состав  Тамбовского областного краеведческого музея, т.е. стал его филиалом и сегодня находится в стадии реконструкции.

Какие наиболее ранние артефакты хранятся в нем?
Самые ранние представлены сокровищами древней мордвы, одной из самых известных и изучаемых наших коллекций. Её появлению мы обязаны Петру Петровичу Иванову, который в течение десятилетий вёл раскопки курганов и могильников, расположенных в нашей местности.
Наиболее интересны и искусны женские украшения, изготовленные в технике литья. Выглядят они, будто составленные из тонких проволочных деталей, на самом деле – это не скань, они выполнены техникой литья по восковой модели. Отливались они, скорее всего, в литейных формочках из мягкой сырой глины. Предварительно изготавливались верёвочные модели. Позднее, к уже готовому изделию с помощью цепочки прикреплялись лапчатые или трапециевидные подвески.
Очень интересны бронзовые и серебряные дисковидные бляхи, выполненные в техниках чеканки, ковки, гравировки. Практически в каждом женском захоронении были сплошные и составные браслеты, которые делались с помощью ковки из бронзового дрота полуовального или треугольного сечения, но самым распространённым украшением мордвы была сюлгама (или сюльгама). Она появилась в начале I тысячелетия н.э., использовалась в украшении и женских, и мужских костюмов. Изготавливались они в техниках ковки и литья.
И, наконец, гордостью коллекции, самой обращающей на себя внимание её частью, является мужской серебряный пояс. Он, несмотря на возраст, находится в хорошей сохранности.

Татьяна Сергеевна, известно, что обработка металлов была широко развита среди старообрядцев, коих немало жило в Тамбовской губернии, и в вашем музее хранится паникадило из их церкви. Что оно из себя представляет?
Моршанская купчиха Мария Смесова (родом из старообрядческой семьи) выстроила на своей земле церковь Успения Пресвятой Богородицы. После революции, как это часто случалось,  храм был переоборудован под магазин. В конце 80-х, стараниями неравнодушных людей, здание церкви передаётся музею, для открытия филиала. Началась реконструкция. Чтобы восстановить интерьер старообрядческого храма было заказано в художественной мастерской чугунное паникадило, повторяющее образ того светильника, что изначально украшал домовую церковь Смесовых.
Паникадило похоже на большую люстру с множеством рожков и, несмотря на свой внушительный вес, совсем не выглядит тяжеловесно. По воспоминаниям старожилов города воссоздали облик паникадила, чугунные завитки и листочки которого придают конструкции ощущение лёгкости, ажурности.  Когда здание у музея забрали и передали старообрядческой общине, её глава решил, что не место «новоделу» рядом с истиной верой. Паникадило с большим трудом демонтировали, привезли во двор музея и сгрузили, как железный лом. Мы планируем, после окончания ремонта это паникадило разместить в зале церковного искусства в качестве центральной люстры.

Что за резной крест стоит во дворе музея?
Этот крест когда-то возвышался на главном храме села Морши – Софийском соборе, построенном на средства купцов в 1753 г. Храм имел характерный и в то же время не совсем обычный вид: маленькие окна, бойницы, старорусский орнамент, часы на колокольне, внутри, кроме икон, деревянные скульптуры. К сожалению, Софийский собор был разрушен, огромные колокола отправлены на переплавку, кирпич пошёл на строительство военного аэродрома, тогда как резной, словно кружевной, крест удалось спасти. Крест отлит из чугуна, венчала его когда-то царская корона, впоследствии уничтоженная. После реконструкции крест Софийского собора займёт своё место в экспозиции под открытым небом.

Правда ли, что в Вашем музее хранится отпечаток руки Петра Великого? Откуда он взялся?
Оттиск руки Петра Великого, отлитый в чугуне, датирован 1707 г., сделан при посещении самодержцем Верхне-Липецкого железоделательного завода.
На обороте надпись, гласящая, что отлит сей оттиск братьями Миловановыми. Сведений о дарителе или продавце не сохранилось. Скорее всего, оттиск был приобретён Петром Петровичем Ивановым для своей личной коллекции и передан городу. Говорят, подобных оттисков полно, есть они чуть в не каждом музее, однако наш спросом пользуется. Уж очень интересно бывает сравнить свою ладонь с отпечатком ладони царя.

У Вас ведь еще есть и памятник Екатерине II… Не могли бы Вы рассказать про него?
О памятнике Екатерине Великой можно говорить бесконечно долго. Петр Петрович. Иванов даже в 1921 г. написал статью «Екатерина погуляла». Бронзовый бюст работы Самуила Гальберга был установлен горожанами в благодарность «Матушке-царице Екатерине Великой основательнице города Моршанска». На самом деле Екатерина город не основывала и камней не закладывала, она издала указ о присвоении крупному богатому селу статуса города.
Долгие годы бюст возвышался на постаменте в городском саду неподалёку от Софийского собора. Аллея, где располагался памятник, была любимым местом для прогулок моршанцев, пока революционные бури не сбросили бюст с пьедестала. После этого следы Екатерины на несколько лет теряются. Известно, что обнаружилась она в сарае одного из пригородных колхозов. Пётр Петрович Иванов чудом спас памятник, практически из переплавки, договорившись с завхозом, увёз памятник в музейный двор. Во время переездов была утрачена корона, повреждена мантия, спилена орденская цепь и орден из драгоценных металлов.
Казалось бы, наконец-то, для памятника должен был наступить покой. Однако периодически находятся желающие забрать бюст из музея и установить то там, то сям. Пока удаётся отстоять и один из экскурсионных маршрутов по Моршанску начинается именно из музейного двора от памятника Екатерине.

Среди известных уроженцев Моршанска - знаменитый скульптор Евгений Лансере. Но его работы рассеяны по миру. А в Вашем музее есть его скульптуры?
Конечно же! Гордостью нашего музея является коллекция скульптур Евгения Лансере. «Горец на лошади», «Всадник на лошади», «Прощание казака с казачкой», «Дахма», «Альетмез», «Киргиз на лошади», «Джигитовка» - интересна каждая.
Как у героев книги или фильма у скульптур есть прототипы. Например, Дахма - лошадь из Аравии, собственность великого князя Николая Николаевича старшего, Альтмез - карабахский жеребец заводчика Мехти Кули Хана, был производителем на Хреновском и Лимаревском государственных конезаводах.
Бронзовая скульптура «Горец на лошади» отлита на фабрике знаменитого бронзолитейщика Феликса Шопена в Санкт-Петербурге. Кстати, собрание бюстов великих князей, изготовленное так же на фабрике Шопена, в нашем музее самое полное.

Немало меди, серебра и золото использовалось в старину для чеканки монет. Соответственно, во многих музеях имеются нумизматические коллекции и Ваш не исключение. Чем примечательно ваше собрание?
Наша нумизматическая коллекция по-своему уникальна. Ее основу составляет личное собрание Петра Петровича Иванова, основателя и первого директора музея: золотые, серебряные и медные монеты разных времён и народов. Позднее коллекция пополнялась за счёт находок местных жителей. Есть монеты матери Ивана Грозного Елены Глинской и «сибирские» монеты. О каждой из коллекций можно рассказывать много и долго, и каждая достойна отдельного разговора.

В музее последние годы шли реставрационные работы. Татьяна Сергеевна, в какой они сейчас стадии? И что планируется сделать в будущем?
Реставрация идет полным ходом. Уже два года закрыта основная экспозиция, мы можем проводить только выездные мероприятия, экскурсии, если выставки, то экстерриториальные, ну, и вести консультативную работу. Очень ждём завершения реконструкции, готовимся к этому моменту. Разработана новая концепция, много замыслов, идей хочется воплотить в жизнь. Мечтаем когда-нибудь открыть музейную лабораторию, которую задумал и спроектировал Петр Петрович Иванов.
Хочется принять, наконец, всех тех, кто интересовался музеем во время строительства, кто переживал за музей и поддерживал, кто волновался, не вывезли ли наши коллекции, всех тех, кто просто соскучился по музею. Надеемся, конечно, на лучшее. В проекте реставрации – восстановление исторического фасада здания, расширение фондовых помещений, а ещё новая экспозиция под открытым небом. Мы хотим, чтобы интересно было не только в музее, но и рядом с ним.

Искренне пожелаю Вам и Вашим коллегам успеха в этом трудном, но, безусловно, благородном деле.
Благодарю. А мне позвольте в свою очередь поздравить Ваш замечательный журнал со славным юбилеем и пригласить всю его редакцию и всех читателей при случае посетить наш музей. Уверена, будет очень интересно.


Рецензии
Захотелось побольше узнать о Вашем благословенном городе, и я это сделала с удовольствием! Удалось "заочно" посетить Моршанский историко-художественный музей, познакомиться с историей города, музея и с уникальными экспонатами в нём, и побывать даже в музейном дворике! Написано очень здорово и интересно!
Желаю вашему музею удачного завершения ремонта, реставрации и открытия музейной лаборатории. А всем хранителям музейных экспонатов: документов, предметов истории, искусства и старины - вдохновения, сил, новых творческих находок, удачи, счастья и исполнения всего задуманного!
С уважением,

Ионесса   11.07.2019 15:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирочка! Идея этого интервью принадлежит Леониду Хазанову. Замечательный человек, умнейший, порядочный, он в то время работал заместителем главного редактора журнала "Металлоснабжение и сбыт" и совершенно верно подметил самую суть. Благодарна ему.

Татьяна Кочегарова   12.07.2019 16:32   Заявить о нарушении
Да, это была отличная идея и воплощение просто прекрасное!
О Вашем музее, благодаря этому теперь узнало огромное число любителей истории, этнографии! И написано так интересно, доходчиво, зримо, как будто сам побывал там.

Ионесса   12.07.2019 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.