Путь апостолов. Заповеди блаженства. 8

               
 Глава 8.

             
Заповеди блаженства.

  «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! И не делаете того, что Я говорю?»               
               
                (Лк.6,46)

             -Счастье! Блаженство! - воскликнул невольно Иоанн,  и сразу стал задавать вопросы, - кто не стремится к нему? Кто не хочет быть счастливым?  Одни ли евреи мечтают о блаженстве? Но почему же так мало счастливых? От кого или от чего это зависит? В чем выражается счастье, блаженство людей? Да и есть ли вообще счастье на земле? Могут ли люди быть действительно счастливы, блаженны?
         Никодим поддержал Иоанна в вопросах к Христу.
         -Оглядываясь вокруг себя, мы видим, что люди стараются по - своему устроить счастье, обуславливая его различными благами: богатством, почестями, властью над ближними, разного рода чувственными наслаждениями и так далее...так далее... И каких только усилий не употребляют они в погоне за достижением этих благ? Но достигая их тотчас же и разочаровываются и с грустью узнают , что у них нет счастья. Так в чем же счастье, блаженство? Где оно? Кто же из людей счастлив?
          Иисус улыбнулся, и сказал:
          - На эти вопросы ищут ответ многие лучшие умы, здесь, на земле. А сколько славных мужей прошли школу философии? И что же? Пифагорово  молчание, орфические бобы, Платоновы идеи, перевоплощения и периоды существования наших душ, припоминания и недобрая любовь ради красивых тел, Эпикурово безбожие, его атомы и чуждое философии наслаждение, Аристотелев скудный промысел, его искусственность, его земные рассуждения о душе и человеческий характер его учений. А гордость стоиков, прожорливость и пошлость киников... Великие умы растраченные на рассуждения  и бредни о богах и жертвах, об идолах, о благотворных и злотворных демонах, о пустоте и полноте, о вызывании богов и душ, о силе звезд. Одни философы учат, что Бога вообще не существует, другие - что он не заботится о здешнем, но что все в мире движется без цели и случайно, третьи - что всем должны управлять звезды и их сочетания, четвертые - что все стремится к наслаждению. Но, Я думаю, что труды изощренных философских умов это всего лишь усилие человеческого разума приблизиться к Богу, обреченное на неудачу до тех пор пока разум, а не Бог, остается руководителем человека в этом поиске.
          - Мы, иудеи, не верим в языческие учения, - нетерпеливо вставил свое слово Никодим, - и знаем, что они не ведут нас к счастью и блаженству.
          -Это так- подтвердил Иисус - но в поисках счастья, в мечтах о блаженстве, не правы те,  кто ищет счастья в земных благах. Высшее, безусловное счастье, блаженство людей не здесь; оно в вечной жизни в Царствии Небесном.
         -Но, я хотел услышать о земном счастье! -воскликнул  Никодим.
        -Счастье же здесь, на земле ,-продолжил Иисус, -   в этой мимолетной земной жизни, возможно лишь настолько, насколько оно отражает в себе свет Небесного  Царства.  Здесь счастливы только те люди, которые ревностно стремятся к достижению постоянного блаженства там. Здесь счастливы только те , которые считают себя Божиими работниками и во всем творят Его волю, для которых высший закон жить по правде Божией.
           -И что мы должны делать, чтобы стать Божиими работниками? -задал вопрос Никодим.
           -Первый шаг к этому- сознать свою духовную нищету, свое нравственное ничтожество в сравнении с тем совершенством, к которому надо стремиться. Вы, фарисеи , гордитесь своею мнимою праведностью и считаете излишним стремиться к совершенству.  Кто горделиво говорит : я знаю все, тот не станет домогаться новых и новых знаний и потому никогда ученым человеком не сделается. А вот Сократ, говоривший о себе: я знаю только одно - что я ничего не знаю,  сознававший ничтожество своих знаний в сравнении с бездною неведомого, сделался величайшим философом и ученым  мира. Да, сознание  своей духовной нищеты есть первый шаг к само- исправлению, к самосовершенству. Это первый порог на пути и, при том, довольно высокий. Не легко его перешагнуть, но крайне необходимо, так как он заграждает дальнейший путь.
         -Учитель, -сказал Иоанн, - Ты говорил нам об этом одной фразой.
         -И Я не устаю ее повторять.   
          Иисус выпрямился и громким, твердым ровным голосом, выделяя каждое слово,  произнес священную заповедь: - блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.  И это Я буду повторять десятки раз всем , кто хочет услышать меня. Вот ты, Иоанн, - Иисус сделал плавный жест рукой в его сторону, - ты один из первых не только услышал все заповеди , но Я думаю и понял их своим чутким сердцем.
         -Да, Господи, в моем сердце и памяти, как в скале твердо и навсегда начертаны слова Завета.
         -Тогда, поведай  Никодиму это.
           Иоанн встал со скамьи, перекрестился и торжественным голосом на едином дыхании произнес:
« Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня;
радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
          Голос Иоанна задрожал  на последней фразе и на глазах навернулись слезы. Слишком велики, несоизмеримы с разумом и чувством человеческим были эти Божественные заветы.
         С каждой произнесенной фразой Никодим чувствовал неведомую силу, которая расширяла его душу, а она становясь прозрачной и легкой, приподнимала его над землей и начинала кружить в бесконечном , упоительном танце слов...Он вспомнил: «В начале было Слово и Слово было с Богом...».
               


Рецензии