Как стать дисциплинированным творцом?

Почти все творческие люди страдают от неорганизованности и рассеянности. Это факт.
И факт этот очень мешает самому творчеству.

; Мы не берем в расчет тех счастливчиков, которых с детства муштровали как солдат, и теперь им ничего не стоит с пол-оборота включиться в созидательную деятельность. (У них, правда, свои проблемы, но об этом в другой раз);

Все пособия по творчеству рекомендуют начинающему творцу установить дневную норму выработки продукта. Каждый день рисовать по пять эскизов, выучивать десять песен, танцевать по два часа, писать по десять страниц, и так далее, и так далее. Это-де помогает войти в ритм, шлифует ремесло и вообще полезно для общего развития. В пример часто ставят Бальзака, который писал по 1000 слов ежедневно.

Никто, правда, не рассказывает, каким образом заставить себя приступить к выполнению этой нормы? Где найти время, условия, нужное настроение? Все, как назло мешает.
Ответ: никак.

Норм – не существует. Потому что у каждого вашего дня – своя норма творчества. Сегодня вы бодры-веселы, и все идет как по маслу. А завтра у вас насморк и головная боль. И творчеством вы не можете заниматься вообще. Как и всем остальным тоже.
Поэтому совет про норму – хорош, но невыполним. И это плохая новость.
Хорошая заключается в том, что существует привычка и инстинкт.

Популярный американский психолог Робин Шарма утверждает: чтобы выработать привычку, надо повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Стоит просто три недели продержаться «на зубах» (и в дни насморка тоже), и нужный навык у вас в подкорке. Робин, правда, умалчивает о том, что на 22 день просто необходимо начать вырабатывать другую привычку. Поскольку первая, хоть и станет необременительной для воли, но неизбежно превратится в рутину. Подкорка потребует чего-то новенького, а значит снова – усилия, усилия… и так до бесконечности.

При всех недостатках это довольно надежный способ. Спустя год вы станете обладателем 17 полезных привычек, а это, согласитесь, весьма приятный бонус не только для творца. От себя присоветую: выбирайте несложные привычки. Например, не по 1000 слов пишите, а по 50. Можно даже непечатных, главное – в русле сюжета.

Инстинкт не так надежен, поскольку в любой момент может выключиться по мановению все той же подкорки. Зато иметь с ним дело приятнее. Он действует по принципу морковки, подвешенной перед мордой мула. Мул идет за морковкой, заодно везет воз.

Морковкой может стать что угодно. Вкусняшка, которую вы купите себе, когда допишете главу. Или новая шмотка за удачное название. Или поспать до обеда. Только не алкоголь! Иначе инстинкт перерастет в зависимость. И тогда к рассеянности и неорганизованности добавится еще одно характерное свойство творческих людей, а именно – пьянство.

Мой любимый способ – обман.
Начинайте обманывать свою лень. Сразу скажу: лень – дама неглупая. На примитивный обман она не поведется. Так что выгребайте из закромов всю наличную фантазию.

Убедите ее, к примеру, в том, что вас отправляют в другую галактику, и вам надо привезти образец современной литературы.
Чужие книги не подходят, поскольку вы не сможете растолковать их инопланетянам так же хорошо, как свои. Миссия ответственная, нет слов. Но плюс в том, что иногалактические жители разбираются в земной литературе примерно как свинья в апельсинах. Поэтому от вас никто не ждет шедевров. Просто пишите.

Когда один обман перестанет работать, выдумывайте другое вранье.
И не забывайте его записывать. Ведь часто книги рождаются именно так…


Рецензии