Как плохой роман стал хорошей оперой

 Никакой творческий труд не пропадает даром. Даже если им недоволен ни сам автор, ни его читатели. И подтверждение тому – курьез, приключившийся с романистом Михаилом Загоскиным.
К 1833 году (именно тогда и случилась эта история) господин Загоскин был уже преуспевающим литератором. Исторический роман «Юрий Милославский» снискал ему славу «русского Вальтер Скотта».
А книга «Рославлев, или Русские в 1812 году» считалась лучшим произведением о войне с французами вплоть до выхода «Войны и Мiра».

Однако с «Аскольдовой могилой» произошел неприятнейший казус. Публика не оценила «древлеславянский» дух романа. Тираж расходился плохо, критика не жалела унизительных эпитетов.

Но совершенно неожиданно из этой литературной неудачи родился громкий музыкальный успех. В 1835 году композитор Алексей Верстовский по либретто Загоскина пишет одноименную оперу.

«Аскольдова могила» сразу завоевала популярность и не сходила с оперных подмостков обеих столиц до конца 19 века. Арии и песенки из оперы с удовольствием распевали в дворянских гостиных.

В историю отечественного театра вошла постановка оперы в «Свободном театре» Зимина в 1914 году. Постановщиком выступил Петр Оленин – известнейший театральный режиссер и оперный артист, ученик Станиславского. Костюмы и декорации к «Аскольдовой могиле» рисовал Иван Билибин.

Не была забыта опера и в 20-м веке. В ней блистали многие – уже советские – артисты. Партия Торопки в исполнении великого тенора Сергея Лемешева неизменно вызывала бурю аплодисментов.

И сейчас «Аскольдову могилу» с удовольствием берут в репертуар небольшие оперные театры. Яркие костюмы, экзотический, хотя и русский, сюжет, задорная мелодика – вот секрет ее нестареющего успеха.


Рецензии