Как плохой роман стал хорошей оперой
К 1833 году (именно тогда и случилась эта история) господин Загоскин был уже преуспевающим литератором. Исторический роман «Юрий Милославский» снискал ему славу «русского Вальтер Скотта».
А книга «Рославлев, или Русские в 1812 году» считалась лучшим произведением о войне с французами вплоть до выхода «Войны и Мiра».
Однако с «Аскольдовой могилой» произошел неприятнейший казус. Публика не оценила «древлеславянский» дух романа. Тираж расходился плохо, критика не жалела унизительных эпитетов.
Но совершенно неожиданно из этой литературной неудачи родился громкий музыкальный успех. В 1835 году композитор Алексей Верстовский по либретто Загоскина пишет одноименную оперу.
«Аскольдова могила» сразу завоевала популярность и не сходила с оперных подмостков обеих столиц до конца 19 века. Арии и песенки из оперы с удовольствием распевали в дворянских гостиных.
В историю отечественного театра вошла постановка оперы в «Свободном театре» Зимина в 1914 году. Постановщиком выступил Петр Оленин – известнейший театральный режиссер и оперный артист, ученик Станиславского. Костюмы и декорации к «Аскольдовой могиле» рисовал Иван Билибин.
Не была забыта опера и в 20-м веке. В ней блистали многие – уже советские – артисты. Партия Торопки в исполнении великого тенора Сергея Лемешева неизменно вызывала бурю аплодисментов.
И сейчас «Аскольдову могилу» с удовольствием берут в репертуар небольшие оперные театры. Яркие костюмы, экзотический, хотя и русский, сюжет, задорная мелодика – вот секрет ее нестареющего успеха.
Свидетельство о публикации №217031500824