Как заставить читателя смеяться? 5 самых приемов

Чтобы писать юмористические вещи, надо обладать обостренным чувством юмора. Именно – обостренным, поскольку воспринимать смешное и творить смешное – совсем не одно и то же. Ну, а если фея юмора не поцеловала вас при рождении, тогда что делать?

Призвать на помощь технологию. Приемы комического стары, как сама литература. И со времен античности ничуть не заржавели. Ими с успехом пользуются и штучные авторы, и сценаристы бесчисленных камеди-шоу, которым надо гнать "вал по плану".

Самые простые из этих приемов таковы:

1. Говорящие фамилии. Это все помнят из школьного курса литературы. Человек со смешной фамилией или прозвищем в серьезном произведении не выживет. Его или убьют извращенным способом, или сделают жертвой обстоятельств. Но чаще он сам испортит автору весь пафос.
Примеры говорящих фамилий: Перехват-Залихватский, Серпуховский-Догоняй, Урюпинский-Доезжай (Салтыков-Щедрин); Кутило -Завалдайский, Разорваки, Кислозвёздова (Козьма Прутков); Ляпкин-Тяпкин, Сквозник-Дмухановский; опять же, литературный покровитель нашей мастерской – #Иван_Александрович_Хлестаков (Гоголь).

2. Преувеличение важности неважного, возведение низменного в ранг сакрального. Помните, чем закончился неудачный визит Паниковского к председателю исполкома? Смешной эту сцену делает не наказание, которое заслужил нарушитель конвенции. А то, как откомментировал это Бендер:

Со словами "Все назад!" Остап увлек за собою Балаганова. Они побежали на бульвар и спрятались за деревом.
- Снимите шляпы, - сказал Остап, - обнажите головы. Сейчас состоится вынос тела.
Он не ошибся. Не успели еще замолкнуть раскаты и переливы председательского голоса, как в портале исполкома показались два дюжих сотрудника. Они несли Паниковского. Один держал его за руки, а другой за ноги.
- Прах покойного, - комментировал Остап, - был вынесен на руках близкими и друзьями.
Сотрудники вытащили третье глупое дитя лейтенанта Шмидта на крыльцо и принялись неторопливо раскачивать. Паниковский молчал, покорно глядя в синее небо.
- После непродолжительной гражданской панихиды... - начал Остап.
В ту же самую минуту сотрудники, придав телу Паниковского достаточный размах и инерцию, выбросили его на улицу.
- ...Тело было предано земле, - закончил Бендер.
Паниковский шлепнулся на землю, как жаба. Он быстро поднялся и, кренясь набок сильнее прежнего, побежал по Бульвару Молодых Дарований с невероятной быстротой.

3. Повторение одной и той же фразы или ситуации, с разной степенью напряженности. Этот прием ужасно любят КВН-щики («потому что тишина должна быть в библиотеке!»). Но мы вернемся к предыдущей сцене, вернее, к тому, что произошло чуть раньше. Сначала у председателя появился Бендер, затем Шура Балаганов, а затем – Паниковский. Появление одного за другим детей лейтенанта Шмидта повышает градус смешного и выходит на кульминацию - «предание тела земле».

4. Совмещение несовместимого. Очень просто. Поставьте к любому существительному любое неподходящее к нему прилагательное. Пример.
«У нас зимой дороги такие и погода такая, что уже ездовые академики встречаются. Сам видел!». (Да-да, вы правильно сообразили: до этого речь шла о ездовых собаки, ездовых котах и ездовых почтальонах - здесь зарыт еще один прием: наш любимый повтор).

5. Реплика в сторону. Комментарий, который придает замыленной истине совершенно новый оттенок. Раз уж вспомнили про Простоквашино, отдадим должное и коту Матроскину: «Общественный труд (для моей пользы) – он объединяет!».

А теперь – задание на дом, даже два.

1. Пересмотрите любую серию «Простоквашино». Заметьте, над чем вы смеетесь, и постарайтесь определить, какой способ использовал автор сценария. (Подсказка: там полно приемов, которые не входят в «список пяти», попробуйте обнаружить и описать их самостоятельно).

2. Сочините скетч или историйку, и постарайтесь включить в нее все пять перечисленных выше "рецептов". По возможности будьте кратки.


Рецензии