Бимболат Ватаев. К 78-летию со дня рождения

Текст написан в феврале-марте 2014 года для вечера памяти Бимболата Заурбековича в Спб. Отредактирован 15 марта 2017. Не публиковался.

Наверное, нет на земле осетина, который никогда бы не слышал о нем. Но Ватаев – киноактер был известен не только в рамках кавказского – азиатского региона, но по всему Советскому Союзу и далеко за его пределами. Почему нам необходимо сегодня помнить о нем? Прежде всего, потому, что он был настоящим патриотом, и в первую очередь – в своих поступках. Он не бросил родной Осетинский театр ради московской Таганки; всегда стремился жить и работать на родине, несмотря на то, что в Средней Азии мог получить все, что только пожелает его душа. Став в начале художественным руководителем родного театра, а затем и министром культуры; Бибо в первую очередь думал о людях и искусстве и в последнюю очередь – о себе. Он был прекрасным человеком – бесконечно добрым, веселым, щедрым как в духовном, так и в материальном плане. Очень любил своих друзей, которых у него было великое множество и ни об одном из них он умудрялся не забыть или потерять из виду. Чрезвычайно нежные и трогательные чувства связывали его с супругой, а детей он в прямом и переносном смысле «носил на руках». И конечно же, он был Великим Артистом. Многие известные актеры кино не могут играть в театре, потому что им не хватает игры чувств, выразительности; а великие театральные актеры могут невыразительно смотреться в кино. Бибо одинаково талантливо воплощал образы своих героев как на подмостках, так и на экране.

Этот удивительный человек родился 15 марта 1939 года в селе Новый Батако в обычной крестьянской семье. В июне 1941 отец Бибо – Заурбек Гарболаевич и его родной брат Майрам были призваны на фронт. Дети – Бибо и его младшая сестра Аза остались на попечении матери – Тамары Ягоровны Караевой. Заурбек Ватаев погиб (апрель 1943), последним известием о нем было его письмо от 3 марта 1942 года... В 1945 вернулся Майрам Ватаев – участник легендарного Парада Победы на Красной Площади. Он помогал молодой вдове с детьми, но семье все равно жилось трудно и голодно. В возрасте 19 лет Ватаев приезжает в Орджоникидзе и поступает во вспомогательный театр Осетинского театра. Тогда же он знакомится с прославленным Бало Тхапсаевым. Через два года Бибо в числе подающей надежды театральной молодежи отправили в Москву, в знаменитое Щукинское училище. Он попадает на курс к известному уже тогда Юрию Любимову и через пять лет, в дипломном спектакле «Добрый человек из Сезуана» блестяще играет главную роль – Летчика. В то время Любимов основал свой театр на Таганке и просил его остаться - играть главные роли в его спектаклях. Но Ватаев, не мысливший своей жизни вне родины, отказывается. Всю жизнь Любимов будет называть его «отколовшиеся глыбой». Юный выпускник «Щуки» возвращается домой и играет в свою первую главную роль на осетинской сцене – Таймураза из «Легенды о любви», начинает сниматься в кино (его первая роль – рядовой Мамакаев в фильме «На семи ветрах»). Вскоре женится на сокурснице по Щукинскому училищу – Лилии Гусиевой, в семье рождается дочь Зарина (ныне – один из руководителей ансамбля «Алан»).

Но в 1965 году он будет вынужден уйти из театра и уехать в Таджикистан. Там он встретился со своим «крестным отцом» в кино – Бенисоном Кимягаровым. В эти годы он сыграл свои самые яркие и звездные роли – Хасана – арбакеша из одноименного фильма, хана Кончака из «Князя Игоря», Рустама из трилогии по мотивам эпоса Фирдоуси.

Образ богатыря Рустама – вершина искусства Ватаева в кино. Трилогия по мотивам эпоса Фирдоуси «Шах - намэ» (дословный перевод «Книга царей») была снята на «Таджикфильме» режиссером Бенисоном Кимягаровым, который уже снимал Бибо в главных ролях сразу в нескольких своих картинах. Этот фильм принесла ему без преувеличения мировую известность и славу. Фильм демонстрировался в СССР, Европе, Америке и в странах арабского востока. В газетах и журналах выходили целые статьи, посвященные этому событию, а исполнителю главной роли была присуждена государственная премия Таджикской ССР имени Рудаки, а также вручен диплом в номинации «лучшая мужская роль» на Панамском кинофестивале.

Эта роль принесла Бибо и новое счастье - он страстно влюбился в свою партнершу - потомственную актрису узбекского происхождения Светлану Норбаеву, и сразу после окончания съемок “Сказание о Рустаме” они поженились. В этой семье будут воспитывается двое детей – сын Светланы от первого брака Джаник Файзиев, ныне очень известный режиссер (картины «Турецкий гамбит», «Август Восьмого») и продюсер (фильмы «Адмирал», «Каникулы строгого режима»), и его брат Заурбек Ватаев, который в профессиональной деятельности пошел по стопам старшего брата. Благодаря заступничеству одного из руководителей республики Билара Кабалоева Бибо смог вернутся и в Осетию и в родной театр. Он блистает на подмостках, понемногу осваивает режиссуру в театре и кино. В возрасте 36 лет он встречает любовь всей своей жизни – юную студентку Исторического факультета Жанну Федоровну Хозиеву. Искренний, чистый рассказ Жанны записала журналистка Юлия Золотарева, для публикации в журнале “Частная жизнь Владикавказа”:

“30 лет назад юная, очаровательная и никому не известная студентка Исторического факультета СОГУ Жанна Хозиева, будучи непрофессиональной актрисой, сыграла главную роль в фильме Северо-Осетинской киностудии «Ах, любовь!». Дебют оказался удачным, и на следующий день после премьеры Жанна проснулась, что называется, знаменитой. Созданный на экране лирический образ милой, доброй девушки как олицетворение женской красоты, верности и романтики любви многим зрителям пришелся по вкусу и во многом оказался судьбоносным. И в жизни - как в фильме, Бог пошлет Жанне большую любовь, которую придется защищать, в том числе от общественного мнения. Как осторожно, как бережно надо обращаться с влюбленными, говорили авторы фильма. Подозрения, несправедливые упреки всегда оскорбительны. Но в жизни, к сожалению, бывает именно так. А начиналась эта история любви, как в кино. Бимболат Ватаев и Жанна Хозиева были незнакомы, хотя жили в одном подъезде обычной многоэтажки. Они редко виделись, ибо актер Ватаев был в постоянных разъездах, снимался в кино, блистал на сцене, был в зените славы, сражая и разбивая обаянием таланта сердца сотен поклонниц. Как-то, после очередной командировки, Бимболат Заурбекович возвращался к себе домой, как вдруг распахнулась дверь подъезда и вышла хрупкая, стройная девушка. Она поздоровалась со звездой и пошла своей дорогой. От нее исходили доброжелательность и сдержанность. Бибо признавался потом, что тогда будто что-то взорвалось у него в сердце. Знаете, как бывает: когда в человеке нравится буквально все - как выглядит, как говорит, как улыбается. В общем, влюбился он в Жанну с первого взгляда. Он сразу отметил природную скромность избранницы - редкую спутницу красоты, ее статность и был слегка ошарашен. Ватаев не мог оторвать от Жанны глаз, испытав натиск чувств, названных французами «удар грома». Он понял, что наконец-то встретил девушку своей мечты! Вот уж по истине: надо обойти весь свет, чтобы понять, что клад зарыт у порога твоего же дома. - Ситуация сложилась таким образом, - рассказывает Жанна, - что Бибо собирался уезжать, ибо к этому толкали очередные неприятности в театре. Никто из друзей не хотел этого, в том числе Анатолий Дзиваев, которому Ватаев признался: «Если хотите, чтобы я остался, засватайте мне эту девушку!» - Будет сделано! - с радостью ответил тот. Сразу поступило предложение. Я оказалась в прострации, была очень растеряна. Наверное, по меньшей мере должна была возмутиться, ведь для того времени между нами была колоссальная разница в возрасте -15 лет! К моменту встречи с Жанной слава Бибо уже гремела на весь Советский Союз. К 36 годам он - миф, живая легенда. Актер, играющий главные мужские роли в театре и кино, в основном героико-романтические. В те годы Ватаев всюду желанный гость. Толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его. Таков был фасад, а в сущности это была глубоко одинокая, страдающая душа. Прошлое тяготило, будущее не радовало, прожитые дни исчезали в водах медленно текущей Леты. В дымке прошлого растаяли былые пиры с друзьями, веселые праздники, шумные застолья. Сердце требовало своего - покоя и счастья там, где миллионы людей уже нашли спасение от одиночества. Дважды до этого он уже примеривался к браку, но эти попытки оказывались неудачными. И только встретив Жанну, Бибо понял, для кого хранила его судьба. - Золотых гор не обещал, - рассказывает Жанна. «Я актер, жизнь может сложиться по-разному... У меня нет ни денег, ни власти, есть слава, от которой я только страдаю...» Он уехал на съемки, а я поймала себя на мысли, что «попалась», что влюблена по уши. У меня в разгаре сессия, а голова ничего не соображает, выхожу на балкон, смотрю на звездное небо, и слезы катятся из глаз... Между тем события развивались стремительно. Город шумел, как разбуженный улей. Весть о новоиспеченной паре разлетелась по Владикавказу. Каждый считал своим долгом высказать мнение о нас. Мы стали мишенью для нападок. Я очень переживала, говорила ему, что не выдержу этого натиска.
Он был непреклонен: - «Я ничего ни у кого не ворую, все делаю открыто, я люблю, и пусть о6 этом знает весь мир!» Письма писал, полные романтических чувств, объяснений. Я храню их до сих пор... Он окружил меня таким вниманием и добротой, что скоро я обо всем забыла … Мы сыграли свадьбу и я стала его женой.”

Жанна Федоровна подарила супругу сына Таймураза (ныне сотрудник транспортной полиции) и дочь Агунду (ныне стоматолог). Творческая жизнь также «била ключом»: роли, роли… премии, награды, звания, а затем и должности – сначала художественный руководитель родного театра, затем он занимает должность директора театра, сохраняя художественное руководство. Вершиной на этом поприще становится должность министра культуры Северной Осетии в 1994 – 1998 годах. На этом посту Бибо смог сделать многое, но главным было то, что он буквально спас культуру в это нелегкое время – ни одна библиотека, ни один дом культуры в республике не были закрыты и это при чрезвычайно скудном финансировании! К сожалению, в этой должности ему пришлось столкнутся не только с безденежьем и разрухой, но с политическими махинациями, ложью, предательством. Его моральные страдания усугублялись и физически – начало беспокоить сердце. В атмосфере самой настоящей травли Бибо был снят с поста министра культуры. Он прожил после этого еще два года и 9 мая 2000 года, в день 55 – летия Великой победы скоропостижно скончался во Владикавказе.

Альберт Габарев писал (15 марта 2014):  “ЕГО КОСТЕР – ОН ВЗВИЛСЯ ДО НЕБЕС...

…Осетия не просто любила его и гордилась им. Осетия его боготворила. И в памяти тех, кому выпало счастье знать его, дружить с ним, кто аплодировал, отбивая ладони, его театральным ролям и восхищался его блистательными работами в кино, это имя – Бибо Ватаев – навсегда останется символом и воплощением самого высокого, в полный и яростный накал, творческого горения и самозабвенно подвижнического служения актерской профессии. Сказать о нем: «Он был очень талантливым актером» – значит не сказать ничего. Легенда, Эпоха, Вершина – таким он вошел в историю национального осетинского, советского и российского театра и кинематографа. Светлый, красивый, вдохновенно и истово любивший жизнь и людей человек, полной до краев чашей даривший свет и тепло своей души другим – таким он шагнул в бессмертие…

Сегодня, 15 марта, ему, Бимболату Ватаеву – народному артисту России и Северной Осетии, лауреату Госпремии Таджикской ССР имени Рудаки, Госпремии имени Коста Хетагурова и премии имени Владимира Тхапсаева – исполнилось бы 75 лет. Горько это звучит: «Исполнилось бы…» Когда в мае 2000-го года остановилось его большое и щедрое сердце, всю Осетию обожгло по живому ощущение непоправимой потери – и боль от этой утраты не проходит до сих пор, пусть ее и приглушило время. «Не дожил, не сыграл, не успел, не доделал» – в череде этих трагически несправедливых «не» каждое – тоже как ожог… Но Память о нем, о Бибо – она осталась с нами. Она продолжает согревать нас, как костер. Поддерживать нас, когда нам нелегко. Вдохновлять и благословлять на творчество новые поколения актерской молодежи Осетии. И остались навсегда с нами его Данко и Сослан Царазон, Чермен и горьковский Лука, Лир и Эдип, Отелло и Хасан-Арбакеш, Рустам и хан Кончак и другие его герои, «партитуры» образов которых, воплощенные на сцене и на киноэкране, тоже писались кровью его сердца. И остались с нами его улыбка и голос…”


Рецензии
Садыкджан-бай - мой кумир!

Александр Тиховод   17.07.2018 11:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.