Пострадалец правды Рассказ

Я смотрю на небольшой пейзаж в простой деревянной рамке: песчаный берег за изгибом голубой речушки, над ним - поле со стайками ромашек, среди них - тропа, бегущая туда, к окраине деревни, по ней идёт мальчик, а рядом бежит большой черный пёс... А подарен он был мне художником, о котором и хочу рассказать.

Мы встретились с ним случайно на Киевском вокзале Москвы, когда вдруг услышала за спиной оклик, почему сразу приняв его в свой адрес, - «Женщина!» - и обернувшись, увидела мужчину с большой черной собакой на поводке. «Ой, кажется это… Артур!» – воскликнула про себя, а он сказал: «Вы?» И взмахнул свободной рукой: «Ну и встреча!» И дальше - обычное: «А Вы почти не изменились!» «Ой, да и Вы, только…», «Как Вы?..», «А Вы как?». Ну и прочие банальные вопросы-ответы. Но потом выяснилось: он скоро пойдет на посадку к поезду и к тому же, что и я. «А какой у Вас вагон?» - спросил. «Двенадцатый.» «А у меня одиннадцатый. Значит соседями будем, как и раньше.» - и рассмеялся, будто эта встреча была для него желанной. Но тут объявили посадку на наш поезд, мы заторопились, и было уже не до расспросов.

Посадочная суматоха улеглась. Со мной в купе «поселилась» молодая пара, но наспех посовав рюкзаки под сиденья, попросили меня присмотреть за ними, а сами отправились в другой вагон, - «Друзей навестить». Ну, что ж, значит, побуду одна. И это хорошо. Есть время пролистать то, что «осталось» в Москве и дочитать книгу, которую посоветовал друг и которая не нравится, но надо «добить», а то обидится.

За окном уже медленно пятились серые дома, изгороди, строения и под еще мягкий аккомпанемент колёс поезда, набирающего скорость, подумалось: «И всё же... как теперь Артур? Где живёт?» А он - муж моей бывшей соседки, уехавшей в другой город и о которой больше ничего не слышала. Но интересно ли я ему? Ведь когда жили почти рядом, «семьями не дружили», хотя, казалось бы, и могли, ведь он, как и мой муж, был журналистом, но пробовал писать еще и картины. И знала я о нём только из реплик, а, вернее, сетований на него жены Раисы, потом начавших все чаще переходить в слёзные жалобы-обиды, из которых и узнала, что, когда они познакомились, ей как раз понравилось в её будущем муже то, что он всем говорил только правду, но потом... «Ах, если бы знать, что с годами такое начнёт даже его друзей раздражать всё больше и больше! – жаловалась со слезой на глазах: - Да и меня». И я стала копаться в своих воспоминаниях о её бывшем муже под уже уверенный однотонный стук колёс, отыскивая в них то, что прежде в нём нравилось, но тут услышала:
- И о чем так грустно задумались?
Артур стоял в проёме еще не закрытой двери и смотрел на меня с улыбкой, а я, еще не сообразив с ответом, только улыбнулась и услышала:
- «Не надо печалиться, вся жизнь впереди…»
- Да нет, не впереди, - загасила улыбку: -  Думаю, что большая часть моей уже позади.
- Увы… - Присел напротив, опёрся руками на колени, взглянул на мельтешение за окном, потом на меня: - Да-а… Летит жизнь. Всё уносится, как и там… - И опустив голову, тихо добавил: - И безвозвратно.
- Ну что Вы так... обреченно. В жизни одно уносится, другое… - И мягко улыбнулась: - А другое ею же приносится, подсовывается, так что и впрямь печалиться не надо, ибо…
Но тут в проходе появились мои молодые попутчики, ему пришлось пересесть на мою полку, а они вытащили рюкзак и стали доставать из него пакетики с едой, собираясь перекусить.
- Слушайте, - почти прошептал мне Артур, - я еду в двуместном купе... ну, с собакой, выхожу часа через два, так что берите свою сумку и-и ко мне. Выпьем пивка, поговорим о том, о сём, а?
А почему бы и нет? У меня впереди – почти четыре часа дороги, соседи мои, наверное, не станут собеседниками, так что… И я согласилась.

При нашем появлении пёс тихо сказал: «Гав» и слегка вильнул хвостом.
- Однако… - на всякий случай приостановилась я у двери: - Не обидит меня Ваш…
- Урман - потрепал он пса по голове: - Урманом его зову, так что познакомьтесь и можете попробовать его погладить.
И я тоже протянула руку, погладила пса по загривку, на что он лишь опустил голову, словно поощряя меня.
- Удивительно, - усмехнулся Артур. – Обычно на незнакомых смотрит он настороженно и даже ворчит, если они, как Вы сейчас… Урман, а вообще-то ты молодец, что встретил мою гостью вот так…
И пёс вроде как понял хозяина, ответив ему взглядом и снова вильнул хвостом.

За окно начиналась морось. Окна посерели, подернулись тонкой вуалью, отчего проносящиеся за окном деревья и кусты слились в ползущее серо-зеленое пятно. Но в купе от появившейся замкнутости и спокойно лежащего рядом пса с большими человеческими глазами, стало как-то уютно, да еще на столе появились яркие баночки с пивом, сухарики, пакетик с луковыми кольцами.
- Будем кутить, – пошутил Артур и, взглянув уже без улыбки, заговорил: - Вы, наверное, думаете, что сразу стану расспрашивать о Раисе… что да как она, вспоминает ли обо мне, кается ли, что выгнала, да? – И, почему-то разливая пиво по разовым стаканчикам, -хотя можно было и без них, - не ожидая моего ответа, продолжил: - А я не стану спрашивать. – Отпил глоток. – И потому не стану, что мне уже безразлично как она там, что она там… - И махнул рукой. – Всё унеслось… всё прошло, всё подернулось дымкой... - взглянул в окно: - Как вот это окно моросью, в которое уже не хочется смотреть.
Несколько глотков отпила и я. Кажется, мой случайный собеседник не искренен… но не буду и я – о Раисе. А, впрочем, если придётся к слову, то расскажу то немногое, что знаю, а пока хотелось узнать: как жилось ему все эти годы с его прямотой, помогла ли он ему в жизни или также, как и жена обернулась к нему спиной, которую он «ну прямо до припадка достал своей правдой и только правдой», как говорила она не раз. И, как и всегда при встрече с кем-либо «включая» своё любопытство, а заодно помогая Артуру выплыть из обобщений и грустных мыслей о жизни, спросила:   
- Расскажите-ка мне, мой бывший сосед и страж правды, как живёте и чем?
Он усмехнулся, бросил на меня короткий взгляд:
- Страж правды… - И хрустнул сухариком: - Да какой я страж? Просто… - Помолчал, подлил пива в стаканчики: - Просто к правде меня с самого детства приучил дед, вот она и вросла в мою суть напрочь.
Снова замолчал. Будет ли говорить про деда, ведь интересно, как тот его приучал? И, чтобы подтолкнуть к рассказу, подбросила вспомнившуюся пословицу:
- «Кто за правду горой, тот и герой». Удалось ли Вам убедиться в этом?
Он отпил пива, бросил в рот колечко лука, прожевал:
- Может, и герой… - Помолчал, сделал еще глоток: - Да кому это геройство нужно? Всю жизнь я искал… - И чуть иронично усмехнулся: - «потребителей» на правду. Но, похоже, их нет. Помню… - И опять глоток пива: - Все стены в нашей хате были увешаны пословицами-поговорками вроде той, что Вы только что… «В ком правды нет, в том и толку мало», «Доброе дело — правду говорить смело», «Сила не в силе, а в правде», «Правда ино груба, а без правды беда.» Беда… – интонацией подчеркнул последнее слово и взглянул вопросительно: - А скажите, кому беда? Тому, кто слышит, или тому, кто говорит эту самую правду?
Я молча взяла из пакетика колечко лука, поднесла к глазу и через него взглянула на Артура, вкрадчиво улыбнулась:
- Да понимаете… - Но почти рассмеялась: - Ну что Вы спрашиваете? Ведь у меня никогда не было потребности «в правде и только в правде», я всегда разбавляла её неправдой, чтобы она стала более сьедобной.
- Вот-вот, - подхватил он, - удобной… Вначале ею, разбавленной, щадили кого-то, а потом, наверное, привыкали к такой… да и тех, кто принимал её. А я не смог, как Вы. - И встал, сделал шаг к двери, обернулся, отчего вроде бы дремавший пёс вскинул голову и чуть слышно заворчал. – А я не смог, вот и набивал себе шишки, а, значит, правда била по мне, а не по тому, к кому, казалось бы, должна была относиться. Вот уж точно, «Правду говорить - себе досадить.»
- И в чём была Ваша досада? - опять подстегнула.
- А вот в чём, вот пример… примеры. Когда после техникума на заводе работал, то довольно скоро мастер стал меня прижимать за мою правду-матку, о которой я говорил на собраниях, да так, что пришлось уволиться. – Помолчал, наверное, что-то вспоминая из той, заводской жизни, но продолжил: - А когда в газету взяли, то все свои информации тоже стал писать о правде… правде колхозов, в которых был падёж скота от бескормицы, правде заводов, когда самых работящих сдерживали от перевыполнения плана, а позже – о правде начинающих кооператоров, которых всячески зажимали… А-а, что и говорить! Сами что ли не знаете?
И снова подхватился, сделал шаг к двери, обратно, на что Урман опять вскинул морду и настороженно уставился на своего хозяина.
- Отзывчивый Ваш Урман, - улыбнулась я собаке и протянула ему луковый кружочек, который он деликатно принял и медленно, нехотя сжевал.
- Урман не пёс, - Артур сел с ним рядом, положил на него руку: - Он – мой единственный друг и родная душа, без которой… без которого я бы пропал или… - Похлопал его ладонью по спине: - Знаете, у нас с ним судьба похожая. Меня выгнали из дома, а его… Помню, ушел я из дома, приехал на вокзал, сижу, думаю: и что теперь?.. куда идти, ехать? А тут объявили посадку на Москву, ну я и поехал… в ту сторону, денег на билет хватило только до Вязьмы. Приехал. Поплёлся по улицам, вышел на окраину. А дальше куда?.. да и зачем? Отчаяние такое охватило, что хоть топись! – Замолчал. Отпил пива. Уставился в заплаканное окно, но вдруг тепло улыбнулся, обернулся к Урману, погладил: - Ну, иду по тропинке к дачным поселкам, смотрю, мужик стоит, улыбается, а в руках ма-аленького щенка держит, но уже зрячего и… с кирпичом на шее: «Может себе возьмёшь?.. - кивает на него. - А то жалко топить-то, ведь у меня их еще четыре.» «Да куда мне щенка… - сходу отвечаю, - я сам бездомный. Вот если б…» А мужик окинул меня оценивающим взглядом и вроде как обрадовался: «Да я тебе помогу в этом деле. Живи в моей дачке, я редко там бываю, не до неё теперь, вот и будете вместе с ним…», - протянул мне это… сокровище. – И, глядя на Урмана, снова улыбнулся так искренне и тепло, что я даже позавидовала. – Вот и остался я там, под Вязьмой. Потом нашел в ближайшей деревеньке пустой дом… их теперь хватает по России, подремонтировал его и живу уже столько лет... пишу картины, отвожу их в Москву, продаю. На жизнь нам хватает. – И, погрустнев, усмехнулся: - А самое главное, что правды говорить не надо. Да и некому.   
- А если и захочется сказать правду, - подхватила улыбнувшись: - то Урман примет её сразу и безоговорочно, да?
Но мой собеседник, распалённый воспоминаниями, ничего не ответил. Посидел, опустив голову, словно что-то вспоминая и вдруг резко встал:
- Пойду я… - кивнул на дверь: - Пойду покурю в тамбур. Посидите в одиночестве… а, лучше поговорите с Урманом, он у меня всё понимает.
Пёс встрепенулся, спрыгнул с полки и, глядя на своего друга, всем своим видом сказал: «Ага, пошли…».
- Нет, Урман, оставайся здесь. Скоро приедем, тогда и…
И пёс лёг на место, всё так же смиренно и преданно посмотрел на Артура и согласно вильнув хвостом.

- Ну что, Урман, поговорим? – почесала своего неожиданного собеседника за ухом и, как можно дружелюбнее, улыбнулась: - Давай-ка расскажу о твоём хозяине то, что вспомнится и чего не знаешь.
Пёс по-человечески уставился на меня, и я даже чуть вздрогнула: а, может, со временем собаки и впрямь начинают понимать нашу речь? Ведь вот же, вижу: хочет, хочет слышать!
- Ну, что ж, тогда слушай. Лет двадцать назад, они… молодая бездетная пара, поселились в нашем кооперативном доме. Уж и не помню, как мы познакомились, но Раиса стала захаживать к нам… вернее, ко мне, чтобы спросить, как сварить борщ или суп, как вывязать свитер, что-нибудь сшить… или еще о каких-либо женских делах. – Урман всё так же внимательно, наклоняя голову вправо, влево, смотрел в глаза. - И вначале смотрелись они любящей парой, но довольно скоро Рая стала ронять фразы вроде: «А мой столько не зарабатывает, как Ваш…», «А мы не можем себе позволить купить это…», «Не знаю, дотяну ли до своей зарплаты, ведь мой…» И это значило, что Артур опять без работы. – Я взяла колечко лука, похрустела им, предложила и псу, но на этот раз он тактично, извиняясь отказался. - Ну, что тебе еще сказать, пёс? Дальше разыгралась довольно банальная драма, неведомая вам, собакам. Всё чаще стала я слышать от молодой супруги будто бы то же самое, но уже более решительное и агрессивное: «Ну прямо до припадка достал меня муж своей правдой и только правдой!» И вариации этой «летучей» фразы стали звучать чаще, чаще, а потом она пришла ко мне заплаканная и я услышала: «Всё. Выгнала своего. Надоел со своей правдой, которая никому не нужна и от которой страдаем только мы. Эта квартира моя, а он пусть катится куда захочет.» Вот такая грустная история тянется за твоим хозяином, умный и такой красивый пёс Урман.
И хотела прикоснуться к его лапе, но на этот раз он чуть слышно заворчал, я отдернула руку, а он, вроде как извиняясь, взглянул на меня и вильнул хвостом. Вошел Артур.
- А Ваш друг не позволил мне притронуться к лапе, - пожаловалась.
- К левой? О да, этого делать нельзя. Однажды её лечили, вот он с тех пор и на страже… правую подаёт, здороваясь, а левую…
Открыл еще одну баночку пива, наполнил стаканчики, взглянул в окно, по которому всё так же слезами скатывались дождинки:
- Вот Вы сказали, что мой пёс принимает любую правду, которую я… Ну да, у них, у зверья, неправды не бывает, это только у людей… Да и то у каждого – своя. – Отпил несколько глотков: - Чего только пословицы нам не подсказывают! И что, мол, на голой правде далеко не уедешь, и «Правда хорошо, а счастье лучше», а то еще и круче: «Всю правду говорит только дурак». И что? – коротко взглянул: - мне надо было переучиваться, привыкать врать? – слегка стукнул по столу пустой баночкой.
Да нет, не у меня спросил, а, обернувшись к своему прошлому, - видела это! – хотел сказать ещё что-то.
 - А тогда вылетел я из журналистики со своей правдой, а как раз Перестройка начиналась, так что, может, и поспешил, ведь за ней тянулась гласность, можно было уже и правду иногда писать, но… - Отпил пива, похрустел сухариками: - А, может, и к лучшему, что ушел. Знаете, нынешним журналистам не позавидуешь. Ищи-рыщи материалы остренькие, чтобы заманивать читателя для рекламы. Не-е, эта брехливая суета не по мне, не смог бы я…
- И решили стать художником, чтобы из правды природы создавать свои красочные правдивые мифы?
Он чуть вопросительно взглянул на меня, помолчал.
- А что… - И беззлобно усмехнулся: - Пусть то, что делаю, называется красочными мифами, согласен. Но ведь и вправду каждый мой миф становится копией правды, правды природы, и приносит мне настоящую радость, которой хочу поделиться с людьми. - Встал, слегка расправил плечи: - Так что мои мифы не вымысел, а несколько преломлённая мною, но всё же правда. –- И добавил громче, вроде как поставил точку: - Да, правда.   
Сел, сунул пустые банки и пакетики в боковой карман рюкзака, слегка встряхнул его, развязал шнурок, стягивающий горловину.
- Большой у вас рюкзак… и, наверное, тяжёлый, - посочувствовала.
- Да нет… Я привычный. Тут краски, кисти, холсты, продукты. Набирается в Москве разного и всякого, так что… - Улыбнулся дружелюбно: - Нам скоро выходить, а Вы оставайтесь здесь… если не попросят. Но на прощанье… - И взглянул чуть вопросительно: - Разрешите подарить Вам на память о нас… - Нагнулся, вынул из рюкзака рулон холстов, развернул, взял тот, что лежал внутри: - Вот, не продал сегодня… а значит, судьба у него попасть к Вам. Будете вспоминать непутёвого пострадальца правды, создателя красочных мифов и желать ему издали удачи.

Я проводила их, возвратилась в купе, присела и через всё еще плачущее окно посмотрела на них, - они еще стояли на платформе - и подумала: ведь не только «пути Господни неисповедимы», но и наши, которые сами выбираем. Вот и он… Знал ли, уходя их журналистики, что станет писать картины, приносящие ему истинную радость? И пострадалец ли он?
Поезд медленно тронулся. Артур, еще не накинув рюкзак, смотрел на меня и руками вырисовывал какие-то знаки, - или пейзажи? - а Урман стоял рядом с поднятой правой лапой, которую я только что пожала, и мне казалось…
Нет, мне хотелось верить, что он не наступает на неё потому, что хочет подольше сохранить тепло моей руки.



Рецензии
Говорят "пути Господни неисповедимы". Уверена, что наш путь расписан каждому из нас ещё при рождении.
Кто его расписывает? Может быть, Господь.
Вот и Ваша миниатюра - тому подтверждением. Казалось бы, шёл-шёл человек выбранной собою дорогой: журналистика, женитьба, дом, семья и вдруг... резкий поворот, совсем в другую сторону.
И именно в этой стороне нашёл и утешение и радость и покой.
По жизни много раз убеждалась в том, что ЧТО-ТО (или кто-то) может повернуть жизнь человека в сторону, о которой тот и не мечтал и не предполагал и если бы ему сказали, что он пойдёт этим путём, то возможно повертел бы пальцем у виска в адрес того, кто это ему сказал. Однако... приходит время и, он, действительно, сворачивает со своего пути.
Так же и встречи, которые бывают такими неожиданными, абсолютно не ожидаемыми, а вдруг... они почему-то происходят. Судьба!
Спасибо за интересную миниатюру, заставляющую подумать, поразмышлять.

Людмила Калачева   16.03.2017 13:39     Заявить о нарушении
Благодарю, Людмила, за теплый и понимающий комментарий. В суете дней часто, к сожалению, бывает, что сживаемся с тем, что не ложится на душу, а когда спохватываемся, бывает слишком поздно. Еще раз спасибо!

Галина Сафонова-Пирус   16.03.2017 21:40   Заявить о нарушении