Полярный капитан Пинежанинов

Герой Социалистического Труда, капитан дальнего плавания,
почетный полярник Андрей  Федорович  Пинежанинов
(1910-1996, краткий биографический очерк)

 
Редко вспоминают на родине в Котласском районе и городе Котласе  Андрея Федоровича Пинежанинова - человека большого мужества, неутомимого труженика, профессионала-моряка. Молодое поколение уже не знает, кто он, откуда, чем прославил наш край.

Родился он 14 сентября 1910 г. в деревне Насадниково Песчанской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне деревня в составе Котласского муниципального района Архангельской области).  В апреле 1930 г. приехал в Архангельск, устроился матросом на гидрографическое судно «Азимут». Потом ходил штурманом на гидрографическом судне «Мгла». В 1934 г. заочно окончил судоводительское отделение Архангельского морского техникума (ныне – Арктический морской институт имени В.И.Воронина). Позднее, в 1953 г. - Ленинградскую академию морского флота. [2]

В 1934 - 1936 гг. проходил военную службу на Балтике радистом на подводной лодке. Демобилизовавшись, вернулся в Архангельск и устроился  работать на ледокол «Ленин». Это был старый паровой ледокол.  С 1937 по 1946 год работал на нем последовательно четвертым, третьим, вторым помощником капитана. [3]

В начале 1941 года получил назначение старшим помощником капитана на ледокольный пароход «Садко» и работал на нем до трагического крушения корабля.
Первая же арктическая военная навигация стала для «Садко» и последней. Из Архангельска в Арктику судно вышло 1 июля 1941 года. Выполнив рейс по снабжению полярных станций Карского моря, ледокольный пароход осуществлял проводку транспортных судов к проливу Вилькицкого, так как линейные ледоколы «И.Сталин» и «Ленин» находились ещё в Мурманске. В августе 1941 года «Садко» совершил поход на мыс Арктический, откуда снял группу зимовщиков местной полярной станции. Во время перехода с Диксона на Землю Франца-Иосифа 11 сентября 1941 года ночью, наскочил на мелководье в малоисследованном районе острова Известий ЦИК (Карское море), и через двое суток затонул. Экипаж был снят ледоколом «Ленин», погиб один человек.
После трагических событий с ледокольным пароходом «Садко», Андрей Федорович  был назначен капитаном ледокольного парохода «Мурман», в мае 1942 г. – вторым штурманом ледокольного парохода «Монткальм». На нем он плавал до ноября 1945 г., затем был переведен старшим штурманом на пароход «Верещагин». А.Ф.Пинежанинов был капитаном пароходов «Пинега», «Казахстан», ледокольного парохода «Георгий Седов». [1]

На них он ходил за границу и совершал рейсы в Арктику. Работал капитаном-наставником Арктического морского пароходства в Архангельске и Мурманске. 
Еще штрих из биографии капитана. В 1945 году, получив диплом капитана дальнего плавания, Андрей Федорович работал подменным капитаном на перегоне судов с Балтики на Север, а с октября 1946-го уже стал штатным капитаном на судах Архангельского арктического пароходства «Севморпути». [6]

В феврале 1954 года был назначен  капитаном на вновь построенный дизель-электроход «Обь».  На «Оби» он совершал рейсы в труднодоступные районы Арктики.  В ноябре следующего года А.Ф. Пинежанинов принял участие в первой советской антарктической экспедиции (1955-1956) под руководством Героя Советского Союза М.М.Сомова. Кроме «Оби» в ней участвовал дизель-электроход «Лена». Экспедиции поручалось основать обсерваторию в не исследованном районе Антарктиды – на берегу моря Дейвиса. После чего «Оби» надлежало выполнить целый ряд наблюдений в водах Антарктики. 5 января 1956 г. корабль первым подошел к побережью Антарктиды, а 13 февраля на побережье моря Дейвиса начала работать первая в Антарктиде постоянная советская научная станция «Мирный». [1]

После возвращения из Антарктики, в 1957 г. был назначен капитаном дизель-электрохода «Индигирка» Мурманского морского пароходства  и проработал в этой должности до 1968 г. На нем ходил в Арктику и за границу, в том числе на Кубу. В 1961 г. США предприняли экономическую блокаду и вооруженную интервенцию против кубинского народа, пытались сделать Кубу своим марионеточным государством. Наибольшего напряжения эти попытки достигли в 1962 г. и получили название «карибского кризиса». 15 сентября, загрузившись в Североморске баллистическими ракетами, «Индигирка» направилась в рейс к берегам Кубы. Перед выходом в море капитан получил пакет с секретным приказом, который требовал в случае ареста судна, других «чрезвычайных обстоятельств», немедленно уничтожить груз, то есть затопить судно. В трюмах «Индигирки» находились не только ракеты, но и ядерные боеприпасы к ним. Всё это  Советский Союз тайно перебрасывал на Кубу. Во время этого перехода американская подводная лодка четыре часа преследовала судно, а боевые самолеты облетали его постоянно. Но экипаж не проявил никакой обеспокоенности: шли уверенно, спокойно и выполнили поставленную задачу. [3]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 г. Пинежанинову Андрею Федоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». [3]

В ноябре 1957 года моряки «Индигирки» обратились ко всем экипажам судов Министерства морского флота СССР с почином поддержать борьбу за право называться «Экипажем коммунистического труда». И в августе 1959 года экипажу дизель-электрохода «Индигирка» – первому в стране – было присвоено это высокое звание. [7]

В 1959 году экипажи «Индигирки» и теплохода «Леонид Леонидов» под проводкой ледоколов «Капитан Мелехов» и «Капитан Белоусов» впервые в истории арктических плаваний использовали малоизученный пролив Красной Армии для прохода с востока на запад и обратно. Были доставлены грузы для полярников высокоширотных станций архипелага Седова, доказана способность экипажа осуществлять сложные арктические перевозки. В 1964 году была открыта регулярная грузовая линия из Европы в Канаду «Арктик Лайн». Наши моряки осваивали зимнюю навигацию на порт Монреаль (Канада), опираясь на свой опыт ледовых плаваний в Арктике. И участвовали в необычном международном состязании за почётный приз «Золотая трость», который присуждался судну, первому в новом году достигшему порта Монреаль. В 1966 году на него претендовали два капитана – датского судна «Тора Дан» и советской «Индигирки». Судно капитана А.Ф. Пинежанинова опередило других, придя к устью реки Святой Лаврентий. Датский капитан не раз ходил этим маршрутом, уже владел «Золотой тростью» и потому был уверен в победе. На одном из последних поворотов реки капитан «Индигирки» попросил механиков прибавить оборотов и, удачно сманеврировав, обошёл соперника. Тысячи канадцев, наблюдавших с берега за событиями, с восторгом встретили судно-победитель. Так Пинежанинов стал первым советским капитаном, получившим приз «Золотая трость» (01.01.1966). [5]

А через пару недель экипаж «Индигирки» ещё раз удивил канадцев. Он сумел пройти через льды, которые, по заявлению специалистов транспортного департамента Монреаля «спрессованы бешеными ветрами и морозом так, что их не пробить и пятьюдесятью ледоколам». «Индигирка» и пробила, и вывела из ледового плена на чистую воду канадское судно «Форт Рамсей». В знак уважения и признания мастерства капитану А.Ф.Пинежанинову было присвоено звание почётного члена Арктического института Северной Америки. [3]

Награжден он так же орденами Отечественной войны 1-й степени (11 марта 1985 года), Трудового Красного Знамени (1958 год), медалями, в том числе «За трудовую доблесть».

Андрей Федорович - Почетный член Арктического института Северной Америки (1965), владелец 75-й золотой трости за успешную проводку своего судна в зимнее время по реке Святой Лаврентий к г. Монреалю (1966).

В  1969 г. капитан дальнего плавания А.Ф.Пинежанинов  вышел на пенсии.
Скончался Андрей Федорович 22 июня 1996 г. Похоронен в Архангельске на Кузнечевском (Вологодском)  кладбище.

В Архангельске в здании Арктического морского института имени В.И.Воронина установлен памятный стенд. [4]

30 июня 2016 года, г. Котлас Арх. обл,

Литература:
1. Арктика далекая и близкая/[Гос. обл. учреждение молодеж. политики «Центр граждан. и патриот. воспитания молодежи», Аркт. выст. центр «Атом. ледокол «Ленин», Мурм. гор. обществ. орг. «Ассоц. исследователей Арктики» ; авт.-сост.: В. Блинов, М. Орешета]. – Мурманск: Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, 2012 г.;
2. Веселов А. Первопроходец / Человек трудом славен. — Архангельск, 1972;
3. Капитан – герой труда, глава моряцкой династии/газета «Арктическая Звезда» (Мурманск), №4 от 01 апреля 2010 г.;
4. Смирнов В.С. (сотрудник Северодвинского краеведческого музея), материалы о А.А.Пинежанинове, размещенные в интернете на сайте «Герои страны», «Архангельский некрополь»;
5. Сухотин А.М. «Первая «Золотая трость», газета «Арктическая Звезда» (Мурманск), №10 от 26 октября 2011 года, с.5.;
6. Тюпин А. Зовет тебя северный ветер. — Мурманск, 1962;
7. Федоров П. В. Мурманская область в послевоенном СССР (1945–1990). — Мурманск, 1997. С. 25–26;


Рецензии