Пурга

       Я остановился у окна на 14 этаже гостиницы . Раннее московское утро, пять часов, я только что вселился в номер и сразу же откинул шторы  на окне и на какое-то время замер от картины несущегося вихря  из снега и ветра. -Ничего себе-пурга?! И вдруг отчетливо вспомнил  ту пургу из своего далекого детства.
Мы с Витькой Жбаном, моим другом, на лыжах возвращались через Бельковское поле к школе, как внезапно налетел шквалистый ветер, в воздухе замелькали снежинки с мелкой ледяной крошкой и вихрями закружились вокруг нас.  Мы какое-то время сопротивлялись, метавшемуся из стороны в сторону ветру, потом поняли, что нам его не осилить, нужно где-то спрятаться.
- Витька, - крикнул я, что есть мочи. – Держись за мои палки и не отпускай, иначе нам не найти будет друг друга.
Витька соображал не хуже меня. Он  с трудом подъехал  ко мне поближе и я протянул обе палки. Он их обхватил так,что  кольца лыжных палкок попали  под мышки  и  пошагал вперед опираясь на свои. Ветер все усиливался, мелкая колкая  леденая пыль смешалась со снег падающим с неба  и липла к лицу, застилала глаза,  вокруг ничего нельзя было увидеть на полметра. Даже силуэт друга едва выделялся серым пятном, который вскоре стал снежным комом. Пурга, настоящая пурга, которая нередко бывает в это время года накрыла нас. И я, медленно передвигая ноги, стал вспоминать рассказы охотников и рыбаков, которых застала такая вот вьюга.
Первым мне пришел на память рассказ Борьки Шныря, веракушенского браконьера, промышлявшего круглый год охотой и рыбалкой.  Его много раз ловили лесники, занималась им милиция, но Борька чудным образом всегда сухим выходил  из воды. Доказательств было мало. Умел Борька во время скинуть добычу, как вещественное доказательство, и был таков. -Шнырь он и есть Шнырь,- говорили о нем мужики между собой, кто осуждающе, а кто и одобряюще. Если кому-то понадобиться икорка свежая, или лисица  на шапку и воротник, вернее человека, который выполнит твой заказ, как Борька Шнырь, не было. Сами веракушане носить меха побаивались, мало ли, кто спросит, тот же милиционер: - Где добыл и выделал мех? Покажи документы! Поэтому меха предпочитала отдавать своим родственникам в Ленинграде или везли в другие города. А от туда, в замен присылали нужные вещи: кто отрез на платье, кто пальто, а кто и целый велосипед. Такой обмен всех устраивал. Борька Шнырь, несмотря на  все превратности судьбы – процветал. Жил в  хорошем доме с железной крышей и имел даже радиоприемник с проигрывателем. Антена висела  на тридцатиметровой  высоте с металлическими распорками, и была гордостью всех веракушан. -Пусть знают, что не единым хлебом живут на полустанке,говорили они.
Так вот, рассказ Борьки вспомнился мне тогда, как будто это вчера он мне его рассказал. Борька охотился на выдру, редкое животное, живущее в пойме рек, с очень красивым и главное теплым мехом, который не промокал даже в дождливую погоду.
-Вот, рассказывал Борька,- поставил я капкан, один, второй и вдруг на меня повалил снег крупными хлопьями, мокрый и липкий, а потом ветер попер, да такой, что не устоять.  В пойме ни деревьев, ни кустов, голая равнина, летом мужики здесь косили траву и выкашивали так, словно лысину брили.  Ни кочки, уцепиться не за что! В общем упал и пополз. По памяти  полз как бы в сторону от реки, к Мартыну, там рядом спасительный лес и железная дорога.  -Ползу по метру, устану, суну лицо в снег, отдышусь и снова  ползу. Сколько так времени полз, не знаю. Только вдруг чую как-бы ветер стал потише.  Ну, думаю, до Мартина дополз, и лес рядом и решил попытаться встать. Приподнялся и тут такой порыв ветра ударил в меня, что как былинку приподняло и кинуло назад.  Упал, ударившись обо что-то твердое.  Пощупал – это берег реки. -Значит, я дополз таки до Мартина, а в лес не смог заползти, думал ногами дойду, ан нет. Природа и сам Господь скомандовали – ползи, а на ноги  вставать не время.  Я гордость проявил.  И вот результат, швырнуло меня через реку на противоположный берег. Вот так-то! Преждевременный поступок все дело портит.  Запомни и не повторяй моих ошибок-учил меня Борька.  Потом я прополз обратно через реку, и вполз-таки в лес. Это стало моим спасением. Ищи во время пурги  любое укрытие – лес, стог сена или какую-нибудь избушку, иначе погибнешь.  Занесет. В ямы не залезай, там точно завалит снегом, весной только и найдут...Я вспомнил совет Борьки Шныря и стал думать,где спрятаться от этого проклятого ветра  и снега.
-Нам нужно найти стог сена. На поле осенью стогов было много и копны тоже стояли. Потом, кажется, их увозили на тракторах для колхозных ферм. Вот все ли увезли? Может где-то, что-то осталось? Промелькнувшая мысль, что можно найти стог сена и в нем скрыться  ободрила меня, я подтянулся на палках к идущему впереди меня Витьке, и дотронулся до его плеча.
- Витька! – крикнул я. Но, ветер унес мои слова.
Витька почувствовал, приклонил голову к моему лицу.
- Витька, нам нужно найти копну сена или лучше стог.
Витька кивнул головой в знак согласия.
- Куда пойдем? – прокричал я.
Витька махнул рукой вправо, мол, сюда.
- Почему туда? – подумал я, но ничего не сказал. Может у Витьки лучше ориентация в пространстве, и он запомнил, где стояли стога сена? – подумал я.
Сменив направление, мы снова шаг за шагом, поползли в другую сторону. Наконец, выбившись из сил, я тронул Витьку за спину. Он, снова,слегка повернул ко мне голову.
- Давай чуть полежим, идти больше не могу.
- Постоим – прохрипел Витька в ответ. – Лежать нам нельзя. Засыплет снегом, тогда хана!
Сколько мы так шли трудно сказать. Неожиданно Витька ткнулся обо что-то и остановился, я упал по инерции на спину Витьке.
- Что?
Витька протянул руку вперед и стал изучать, что за препятствие перед нами.
- Скирда с сеном – прохрипел Витька и мы оба, упав на колени,  стали разрывать снег и после десятка минут работы, мы, наконец-то, влезли один за другим в пространство скирды .
Непривычная тишина и тепло от сена, окутали нас, как одеялом. Мы оба упали и долго, долго лежали приходя в себя от усталости и ветра. Наконец, мы оба очнулись. Витька первым делом привстал и стал затыкать вход в скирду, снятыми лыжами с палками  и сеном, который мы стаскивали с боков. В нашей норке стало еще теплей, и ветер со снегом перестал сюда залетать.  Отдохнув, мы стали решать, что будем делать. Я забеспокоился и говорю:
- Витька, а нас не засыплет снегом? Как выбираться будем?
- Толян, если и засыпет, то мы выберемся в любом случае. Лыжи есть, руки есть, раскидаем снег и будем на воле!
- А не задохнемся?
- Снег пропускает воздух, да и в скирде есть запас, продержимся до утра.  А утром пурга должна утихнуть, - уверенно ответил Витька.
- Вот, что Витек, давай будем по очереди дежурить. Ты сейчас отдохни, поспи, а я подежурю, потом  ты меня сменишь. Хуже нет, если оба заснем.
Витька согласился.
- Давай Толян, дежурь, считай до десяти тысяч, потом буди меня.
На пятой тысячи я заснул. Растолкал меня Витька.
- Ты чего заснул? Тоже мне дежурный! Всё! Пурга ушла, я дырку пробил, сейчас утро, снег, солнце. Вставай, будем выбираться и домой пойдем.
Так мы спаслись от страшной пурги, которая накрыла нас в поле в далеком детстве.
Нынешняя московская пурга за окном показалась мне нелепой и совсем не опасной. Она лишь погнала редких прохожих в теплые квартиры, автомашины, автобусы, трамваи и метро, одним словом в  уютные норы, не то, что в моем детстве, где единственным способом выжить была сила воли и помощь друга. Времена изменились, теперь слово «пурга» превратилось в сленг, которым молодые люди пользоются, когда хотят обидеть своего оппонента в споре, мол, не гони «пургу».
Где им знать, что значит, настоящая пурга,а не московская метель, и я усмехнулся, отойдя от окна. А может это и есть трансформация понятий, когда мы настоящее заменяем мнимым – виртуальным понятием. Да, действительно, кто прошел через настоящую стихию и вышел из нее победителем,  его не собьешь нынешней демагогией всевозможных ток-шоу, модной словесной пургой, залипающей мозги...
На симпозиуме,на который  собственно я и приехал, выйдя на трибуну,стал защищать государственные интересы со славянской упорством, как когда-то в детстве, борясь с настоящей пургой непонимания.
Спасибо тебе детство, спасибо тебе Витька,  спасибо всем мудрым учителям из  моего детства! Они научили меня побеждать!


Рецензии
В такую пургу попадал только в детстве, и то в тайгеи добрался домой по нюху, благо недалеко было. А как нас засыпало, описал в рассказе.http://www.proza.ru/2010/04/24/553

Сергей Балвский   19.03.2017 08:41     Заявить о нарушении
Конечно,у каждого свой случай,но их обьединяет воля и желание победить стихию...Спасибо за отклик!

Анатолий Аргунов   19.03.2017 09:25   Заявить о нарушении