Александр Аверкин. Во взрослую жизнь

Александр Петрович Аверкин ушел из жизни в расцвете лет, в расцвете своей творческой деятельности.
И его уход потряс всю страну. Спустя десятилетия простая русская душа не перестает тосковать по гармонным переливам его произведений.
Жизнь композитора не была спрятана за семью замками и достаточно полно, достоверно описана как в официальных документах, так и прослеживается по основным вехам его творчества.
В то же время в биографии его существовал, может быть и существует еще, определенный пробел относительно его детских и юных лет, периода становления характера.
Мне удалось прикоснуться к судьбе великого человека.
Дело в том, что родился в том же крае, где проходило становление песенной души будущего композитора, расти в той же ауре, в которой рос и он.
И в 60-е годы, когда из радиоприемника неслись до боли знакомые мотивы, ни я, ни мои сверстники не подозревали еще, это льются произведения нашего земляка, уроженца деревни Шафторка, расположенной в каких-то 5-7 километрах от моей мизерной деревушки.
Поскольку Александр Петрович покинул нас в достаточно активном возрасте, в те годы были еще люди, знавшие его с детства.
Но непреходящая ошибка человеческая заключается в том, что настоящее кажется нам вечным.
И мы не фиксируем его.
А люди не вечны. И уносят память с собой безвозвратно.
Спустя 20 лет со дня смерти Аверкина некого почти уже спросить, каким был он, где истоки его таланта.
Мне удалось, как уроженцу тех святых для меня мест, поговорить со стариками, память которых хранила еще эпизоды, связанные с композитором.
Мне удалось пообщаться с потомками тех людей, которым родители их и бабушки с дедушками рассказывали о той эпохе.
Встречались среди собеседников, есть и сейчас, теперь уже дальние родственники композитора. Они и сейчас передают память о нем своим потомкам.
По мотивам моих бесед мне удалось написать очерк «Александр Петрович Аверкин. Взгляд на великих с мало Родины». http://www.proza.ru/2010/02/23/58
Много позже мне удалось восстановить генеалогию композитора в кратчайшем приближении в очерке «Композитор Александр Петрович Аверкин. Истоки».  http://www.proza.ru/2017/03/09/1125
Остались не освещенными несколько моментов из его детства и отрочества.
Остановимся на них.
Маленький Саша с мамой Анной Алексеевной вынуждены были вернуться из Москвы в деревню в начале войны. Отец сразу же погибает при обороне столицы.
Саше где-то шесть лет. В школу до 1944 года зачисляли при достижении восьми. По практике тех тяжелых военных лет в школу отдавали зачастую на год позже. В силу тяжелого материального положения.
Следовательно, Саша Аверкин отправился в школу в 1943 или 1944 году.
Начальная школа находилась в Шафторке, почти в центре села, на берегу ручья, называемого в этой части своего течения «Компот».
Школа была деревянная, состояла из четырех классов с большим коридором. К школе были пристроены жилые помещения для преподавательского состава.
Самыми ближайшими ко времени обучения А. Аверкина Преподавателями, имена которых сохранила народная память, была супружеская чета Тихона Григорьевича и Александры Михайловны Гусенковых, уроженцев здешних мест.
Александра Михайловна присутствовала на открытии первого Аверкинского фестиваля.
О микроклимате детских отношений в деревне и школе очень ярко рассказывает уроженка Шафторки, учившаяся пару десятилетий спустя Надежда Тужилина:
  Деревянная школа… кажется, соединённая со старой. Длинный коридор, ребята, ( да и мы тоже) играем в чехарду на переменах прямо в коридоре. Деревянные парты с откидными крышками. И конечно... чай! Ходила по классам уборщица с большим обливным (эмалированное) ведром и наливала нам в стаканы сладкий чай... Школа стояла почти на берегу нашего Компота, и где-то в середине мая мы уже на переменах бегали купаться, в основном, конечно ребята. Как только пригревало солнышко, физкультуру проводили на улице, играли в выгонялки, в лапту, ребята в футбол, но в футбол и мы иногда с ними играли.  А после уроков... как только переходили дорогу (та что М5) -  начинались "махалки"... Как же мы дрались! Это что-то!  Конец-на конец... ребята с ребятами, девчонки с девчонками... А то и все вместе. В ход шли портфели, прозвища...  Это было и зимой и летом. Помню, что мне очень нравилось учиться. Учиться выводить всякие крючочки, буквы, цифры, слова... 
 Но вряд ли этот микроклимат был чем-то новым. Он передавался из десятилетия к десятилетию и прекратил свое существование лишь с вымиранием деревни.
По окончании начальной школы Александр Аверкин согласно ряда источников год-два мог учиться в семилетней школе деревни Новое, а по другим сразу же уехал в Москву к маме, вернувшейся туда по окончанию войны.
В 1949 году он поступает в ремесленно училище, куда в ряде случаев брали после четвертого класса (по свидетельству современников).
В ремесленных училищах обучали при полном государственном обеспечении.
Таковы были детство и юность простого деревенского парня…

Сердечно благодарю Л. А. Дмитриева, современника А. П. Аверкина,
 Т. Гусенкову и Н. Тужилину- односельчанок А. П. Аверкина, уроженку д. Новое П. Ковалькову  за оказанные участие и помощь в подготовке материала.


Рецензии