Путь апостолов. Мессия. 9

               
 Глава 9.
               
Мессия.   
            
«Освяти их истиною: слово Твое – истина».               
                (Ин.17,17)
 
                -Спасибо, Иоанн,- раздался вдруг спокойный голос Христа,- и давайте вернемся к нашей беседе. Истинно, истинно говорю тебе, Никодим, если кто не родится свыше, не может увидеть Царство Божие.
        - Но, подожди, Иисус, у меня к тебе снова возникает вопрос- задумчиво пробормотал Никодим.      
     Слова «родиться», «возродиться»  были известны Никодиму. Язычников, принимавших закон Моисея и обрезание называли новорожденными; снова рожденными называли переходивших на путь истинный от нечестивой , порочной жизни. Но возрождаться путем обрезания не было никакой надобности для обрезанного; перерождаться же нравственно могли , по мнению фарисеев, только язычники. Но истинные сыны Авраама, ревностные фарисеи, не нуждались в таком перерождении. Однако , Иисус говорит о необходимости какого-то нового рождения, чтобы вступить в Царство Мессии. Поэтому , почти с насмешкой Никодим  спросил:
         -Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
          Иисус и здесь начал развеивать сомнения Никодима:
           -Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие; рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
          И снова Никодим вынужден был остановить Иисуса, так как мысль его , ученейшего мужа Израиля, работала быстро и схватывала быстро, но эти слова и изречения Иисуса, такие с виду небольшие и казалось знакомые, но такие емкие по своей глубине,  а по размышлении, ставящие в тупик - эти слова требовали так же разъяснений.
        Никодим спросил Иисуса :
        - Как это может быть?
         Для него, как для ученого, многие годы посвятившего изучению закона Моисеева известно было очищающее действие воды. Но он должен был понять, что Иисус говорит о необходимости духовного возрождения путем   крещения Духом. И это необходимо для всех без исключения, даже для фарисеев.
          Здесь ему начал разъяснять Иоанн. Мудрость этого молодого человека, еще юноши, была не по годам и с каждой его новой фразой доверие Никодима к нему возрастало. Тем не менее, предмет разговора требовал разъяснений.
           -Возрождение свыше происходит от воды и Духа. Крещение водою подготовляет к возрождению , но не возрождает человека. Крещению Иоаннову, моего первого учителя, не хватало крещения Духом Святым, каковое всецело зависело от Бога. Поэтому, для полноты крещения, как возрождения, необходимо, помимо крещения водою и предшествующего ему покаянию, еще и сошествие на крестящегося Святого Духа. Тогда только свершается то духовное перерождение, которое открывает доступ в Царство Божие. Это Царство не похоже на царства земные, хотя и учреждается на земле, оно - духовное царство, не плотское. Поэтому, если для вступления в него необходимо родиться снова, то, конечно, родиться духовно , а не плотски. Так как « рождение от плоти есть плоть, а рождение от Духа есть дух»,-повторил Иоанн слова  Иисуса.
           Но, Никодим все - таки не понимал,  и спросил:
             - Как тут действует Дух и в чем именно видимом, осязаемом проявляется его действие?
            -На что Христос ответил:
           -Дух дышит ,где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким , рожденным от Духа.
          И здесь Иоанн  снова разъяснил слова Учителя.
          -Дух,  как ветер, дует на просторе, где хочет. Ты не видишь его, хотя и  слышишь шум. Ты не знаешь , где он образуется, откуда приходит, не знаешь, где он кончается, куда уходит. Но, однако ты не отвергаешь существование ветра и его действие, потому только, что не видишь его. Таково же действие Святого Духа в возрожденном человеке: когда начинается возрождающее действие Его, и как Он действует, этого видеть нельзя, но через это нельзя отвергать и действие Его. Сам возрожденный не видит этого действия, не понимает даже, как свершилось в нем возрождение, хотя и чувствует, что оно свершилось.
          - Но, как Дух может возродить человека?
          -Ты, учитель Израилев, и этого ли не знаешь? - спросил Никодима Христос с глубоким сожалением.
          Если Никодим, один из учителей и руководителей  народа Израильского настолько ослеплен буквою закона и пророчеств, что не понимает их смысла, то чего же ожидать от остальных?
          -Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить о небесном?  Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес  Сын Человеческий, сущий на небесах, - сказал Христос, открывая Никодиму тайну Своего воплощения.
            Никодим понял главное и как молитву проговорил свои выводы на одном дыхании , но как бы разговаривая сам с собой:
           -Значит Ты Мессия - Христос и, следовательно, Один имеешь полное и совершенное ведение о Боге и высочайших тайнах Его, тайнах Царства Божия на земле, тайнах Царства Мессии. Ты соединяешь в Себе божественную и человеческую природу. Ты воплотился для того, чтобы сообщить тайны Божии людям. И я должен верить Тебе безусловно, и эта вера в Тебя, как в Мессию Сына Божия и Сына Человеческого, есть необходимое условие для меня и других людей получения возрождения, а затем участия в благодатном Царстве Божием.
         -Но, посвятив тебя в тайну воплощения, Я скажу тебе и о тайне своей смерти, - продолжил Христос, -Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
         Никодим знал, что во время странствия евреев в пустыне, за их ропот послал Господь на них ядовитых змей, и когда они в раскаянии просили Моисея помолиться Богу, чтобы он удалил от них змей, то Моисей , по велению Божию, сделал медную змею и повесил ее на знамени, и укушенные ядовитыми змеями немедленно исцелялись, взглянув только на медное изображение змеи.
         И Никодим понял тайну смерти Христа – вознесение Его на кресте, распятие Его.  Как Моисей вознес медное изображение змеи на знамя, чтобы всякий погибающий от змеиного яда, получал исцеление, так Христос – Мессия должен быть распят на кресте, чтобы всякий верующий в Него, вступил в Царство Божие и имел жизнь вечную. Вот так Мессия!? Никодим был поражен, удивлен, огорчен... и было трудно выразить те эмоции, которые им овладели. Как могла примириться его горделивая фарисейская душа с Мессией не покорителем всех народов, а с распятым на кресте! Как могут верующие в распятого спастись, если Он Сам не сможет спасти Себя от смерти?
         Как бы предвидя этот вопрос Иисус сказал:
        -Не удивляйся, Никодим, что Я должен быть вознесен ради спасения вашего, так угодно и Отцу, и Он так возлюбил вас, что за рабов, и рабов неблагодарных, дал Сына Своего, чего никто не сделал бы и за друга. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя  Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
          Иисус сделал паузу и твердо закончил разговор:
          -Дорога твоя, Никодим, к свету, иди с миром. Иоанн, проводи гостя.
          Никодим потрясенный молча встал, поклонился и сопровождаемый Иоанном вышел. Внутри у него все горело от слов с виду таких простых и понятных и одновременно объемных и бесконечных как небо и море.
          -Господи, что со мной делается? Чему я учусь, учитель иудейский? Жизнь есть свет и Бог. И Он был со мной? Он взял мою душу? Сбылось предсказание Иоанна, - про себя прошептал Никодим.


Рецензии