Воспоминания от виктора

ВОСПОМИНАНИЯ,
Рассказы от Виктора Хан.


Мой отец был средним сыном у родителей. ему было суждено помогать родителям, чтобы старший и младший братья, могли получить образование. Женился он позже братьев.
Нас, у родителей, осталось трое "огрызков." Старше меня сестра Эля 1944 года, младший братишка 1950 года. Все, кто родились раньше нас умерли детьми. Дольше всех прожила первая дочь Настя В 1937 году ей было семь лет, она только успела пойти в школу. Даже месяц не успела проучиться и умерла.

После Насти умерло еще двое детей. Мою сестру вместе с двоюродным братом, когда им исполнилось полтора года, оставили одних на гудури и ушли на работу. Они оба заболели корью, лечения никакого не было, так что, фактически их оставили умирать. Но, они выжили.
Моя мать рассказывала, как они пришли вечером с работы и увидели малышей, заснувших в казане. Если помнишь, Гудури топили. Печка была на полу в комнате, на печке была плита чугуная, а на плите казан и чугунок.

В казане варили баби, а после баби, всегда оставалась гамачи, это подгоревший и прилипший на стенках казана рис Так они соскребли весь гамачи со стенок и сьели. Наевшись заснули там же. Так они остались Жить. Как сложилась судьба моего двоюродного брата, не знаю.
Когда он развёлся с женой, то видимо ему нужны стали перемены. Трудно такой тонкой натуре, оставаться  в доме.  Он ушел из семьи, оставив ей трехкомнатную квартиру и троих сыновей. Он был хорошим художником и очень хорошим человеком.

 Сестра Эля говорила, что в последний раз слышала о нем, что находится где-то На Украине парализованный, и с ним находится его старший сын.
Я родился, когда отцу было 48 лет. Сколько я помню, нас воспитывала мама, отцу было некогда, он всегда работал. Летом на рисовом поле, а зимой плел камышовые циновки (каря) на заказ. Однако, он был очень добрым человеком и любил нас всех. Но больше всех нашу маму. Она была моложе отца на пятнадцать лет и красивая.

Отец научил меня играть в шашки. Где-то, в 1955 году, осенью, отец приехал из города и привез для Эли, коробку цветных карандашей. Какой шум у нас поднялся, трудно описать. Эля уже училась в третьем классе, у нее были уроки рисования и они ей были нужны. Мне тоже хотелось прикоснуться к этим карандашам, как к радуге. О братишке и говорить нечего, от такой красоты у него глаза стали круглыми (что значит глаз художника). Но, Эля ни за что не хотела нам дать прикоснуться. Наверное, это продолжалось долго.

 Отец встал с гудури, подошел к нам и молча, без всяких слов, влепил затрещины, всем троим. Только Эле сказал чтоб убрала карандаши подальше. Это было единственный раз в нашей жизни когда отец наказывал нас.
Он умер в возрасте 77 лет, и то от болезни. Где-то, в пятидесятых годах, он шел домой по полям и по дороге попал под ливень. Дело было ранней весной, дождь был с холодным ветром и он заболел воспалением легких, которое постепенно (он никогда не лечился) перешло в туберкулез.

 Последние три года он не выходил из тубдиспансера. Врачи выпустили его в последний момент. Я привез его домой на такси, а сам уехал на поле, начался сезон уборки лука, работы было много, тем более что врачи ничего мне не сказали. Утром следующего дня поехал домой, а отец уже умер, ночью. Не могу сказать, что я ощутил какое-то горе. Нет, смерть отца я воспринял спокойно. У нас не было каких-либо бесед по душам, что обычно связывает людей близко. Он был просто моим отцом, родным по крови.

 ЭльХан. Я знаю, что значит рассказывать  о своём детстве. Вот так вот открыто и откровенно, не боясь, что кто - то может осудить....
Осудить..... Как страшно звучит это слово. Нет! Таких людей  бессердечных нет.
Трудно подчас и слёзы наворачиваются. Конечно мужчины стараются быть сдержанными, что уж говорить. Мне было так жаль и вас и всё, что происходило в вашей семье. Но это - Жизнь. . Я понимаю, насколько  Вам трудно было вспоминать все подробности и всё - же вы решились. Я благодарна вам, что вы поделились своими воспоминаниями.

16.11.2016 год


Рецензии