Однофамильцы, или как жаль, что Украина - не Арген

Однофамильцы, или как жаль, что Украина - не Аргентина...

   С юношеских лет я знал от отца и старших братьев, что наша фамилия очень редкая. Им был известен только один мужчина с такой фамилией, живущий в Москве. Мой самый старший брат, военный медик-хирург, изредка с ним встречался. Однажды брат провел две уникальные операции над солдатами, попавшими в катастрофу во время учений (из 32 солдат 30 погибли на месте, а двое с тяжелейшими травмами по всем показателям не должны были выжить, но после многочасовых операций остались в живых), и был вызван для доклада в Ленинград в Военно-медицинскую Академию.

   При оформлении в гостиницу брат обратил внимание на афишу, приглашавшую желающих на выступление "последователя Вольфа Мессинга" Льва Бендиткиса с его "психологическими опытами". Крайне заинтересовавшись, мой брат приобрёл билет, посмотрел выступление, после окончания постучал в костюмерную, в которой отдыхал артист, и пригласил его на ужин. Артист согласился. После ужина артист всё-же поинтересовался, почему его пригласили. Брат предложил отгадать. После нескольких неудачных попыток артист "сдался". Тогда брат показал свои документы. По словам брата, артист пришёл в неописуемый восторг - он был уверен, что он единственный "носитель" такой фамилии. Узнав, что в Бердичеве живут родители и другие родственники моего брата, артист пообещал найти возможность (его гастроли были расписаны на два года вперёд) выступить в Бердичеве и выполнил своё обещание.

   Мы все были на его выступлении и встретились с ним после окончания. Он не был учеником Мессинга, но "опыты" были интересными, да и фокусником он был отменным. По его просьбе все Бендиткисы мужского пола прислали ему по открытке со своими именами.
 
   Однажды брат позвонил нам в Бердичев (он служил тогда в Ровно), и с возбуждением рассказал, что только что слушал по радио выступление народных музыкантов из стран Южной Америки, и что Аргентину представлял гитарист  Иван Бендиткис. Тогда мой отец вспомнил, что по рассказам его отца, два старших брата (то есть родные дяди моего отца) в конце 19 века в поисках лучшей жизни уехали из Бердичева в Аргентину, и от них уже никогда не было вестей. Мы предположили, что аргентинский музыкант был потомком одного из них.

   Через много лет, когда моя семья уже жила в Германии, к моей дочери по Скайпу обратилась из Аргентины женщина, чья девичья фамилия была Бендиткис. Она попросила связать её со старшими членами семьи, дочь сообщила мой "адрес" в Скайпе, а дальше со мной связалась дочь этой женщины, Марина, неплохо говорящая по-немецки. Первым делом она поинтересовалась, откуда мы. Узнав, что мы из Бердичева, и что много лет назад два родных брата моего дедушки уехали из Бердичева в Аргентину, она прервала разговор, сказав, что должна это всё сообщить её матери. Через короткое время она позвонила снова. Оказалось, что её мама - внучка одного из этих братьев, и она помнит рассказы дедушки о Бердичеве. Мы обменялись фотографиями семей, я послал им немало фотографий Бердичева, а они - фото самовара из Бердичева, который братья взяли с собой в морское путешествие.

   Однажды Марина поинтересовалась, кем я работал в Украине. Узнав, что мы с женой инженеры и отработали в Украине по специальности по 35 лет, она при следующем "сеансе связи" сообщила, что они с мамой обзвонили всех близких и дальних родственников - потомков двух братьев (их оказалось немало) и все вместе приглашают нас прилететь к ним в гости в удобное для нас время для более близкого знакоства. Мы сможем посетить каждого родственника в его городе...

   Как можно вежливее мне пришлось отказаться, объяснив, что Украина из-за своей бедности не платит нам никакой пенсии, а в Германии мы получаем социальную помощь, которая не позволяет нам рассчитывать на путешествие в Аргентину. (Да и как объяснить Марине, что мои коллеги, инженеры, отработавшие в Бердичеве по 30-40 лет по специальности, получают пенсию в 1100-1400 гривень, которых не всегда хватает до конца месяца, а не то что на поездку в Южную Америку...) В свою очередь, я пригласил желающих посетить нас в Германии.

   Понять это наши вновь обретённые родственники никак не могли. Наши отношения стали всё суше (не по моей вине), а затем и вовсе прекратились. На мои недоумённые вопросы Марина ответила, что в Аргентине два инженера-пенсионера с нашим стажем работы могут себе позволить летать когда угодно, куда угодно и сколько раз угодно. Соответственно, наши родственники решили, что либо мы не инженеры, либо мы не искренни с ними, и отношения с нами прекратили.
 Да, очень жаль, что Украина - не Аргентина!..


Рецензии