Интегративный подход

Опыт применение принципов бодинамики в работе коррекционного психолога
или
Интеграция коррекционных методик и техник телесно-ориентированной терапии.

Проблемы и задачи. С бодинамическим подходом я познакомилась в 2010 году. Меня поразила простота упражнений и одновременно с этим – их эффективность. Мне казалось, что для меня открылся новый интересный мир языка моего тела. Поскольку, имея базовое образование психолога и психотерапевта, я начала работать как коррекционный психолог с семьями и их детьми, имеющими специальные потребности, я не могла не обращать внимание на особенности таких детей, отраженные в их теле.
Во-первых, детям, имеющим нарушения в развитии, часто приходится еще в раннем возрасте переживать разного рода медицинские манипуляции, многие из которых неприятны или даже травматичны для ребенка. Поскольку часто идет речь о спасении жизни или здоровья ребенка, о психологическом здоровье у детей, имеющих множественные нарушения развития, чаще всего задумываются в последнюю очередь. Многие из этих детей имеют нарушения в развитии вследствие перенесенных пренатальных и натальных повреждений центральной нервной системы. Естественно, все это находит отражение в их теле и, само собой, отражается на структуре характера ребенка.
Из наиболее часто встречающихся симптомов: эти дети имеют гипо- или гиперреактивные мышцы в шейно-воротниковой зоне, часто нарушен мышечный корсет, который поддерживает в правильном положении позвоночник. Большинство детей имеют травмы в структуре существования. Это и неудивительно: даже не обладая достаточным интеллектом, дети ощущают тревоги, страх, стыд и другие токсичные чувства, которые принесли в семью своим появлением.
Во_вторых, есть еще и другая специфика проблемы. На постсоветском пространстве еще не сформирована культура принимающего безоценочного отношения к людям, имеющим специальные потребности. Семьи, которые растят таких детей, подвергаются отвержению или токсическому социальному стыду со стороны общества, социальных служб и даже медработников. Родители нередко сталкиваются с тем, что им в упрек говорят о том, что они родили такого ребенка или порицают их за якобы неправильное воспитание малыша, его непохожее на обычных детей поведение в общественных местах. Такие переживания также у родителей активизируют их собственные травмы раннего возраста. По моим наблюдениям – чаще всего активизируются травмы структуры существования.
Работа с семьей. Моя работа с семьей строится не только в обучении родителей тому, как заниматься и развивать дома собственного ребенка, учитывая структуру его нарушений, но и постепенно, когда возникает сотрудничество и доверие, я обучаю родителей простым техникам бодинамики и учу их общаться с ребенком, осознавая состояние своего тела, дыхание, заземление и центрирование. Из практики мы знаем, что человек, находящийся в хорошем контакте со своим телом, «звучит» для собеседников совершенно иначе: его слова кажутся более убедительными, аргументы – весомыми, и даже в споре он не так утомляется, как его оппонент.
Дети еще более чувствительны к телесному состоянию взрослого, который с ними общается. Особенно невербальные дети. Полагаю, это связано с тем, что они продолжают использовать интуитивные каналы коммуникации, подобно младенцам, которые остаются активны у них из-за задержки речевого развития. Это выражается в том, что такие дети хорошо сканируют эмоциональное состояние взрослого, с ними невозможно быть фальшивым. Очень часто на фальшивые улыбки и заигрывания (когда внутренне взрослый раздражен, напуган или чувствует к ним отвращение), такие дети выдают реакцию аффективного гнева.
Поэтому уже несколько лет я обучаю как родителей, так и молодых специалистов, общаться с такими детьми искренне, ощущая свой центр и говорить «из центра». Результаты заслуживают внимания и дальнейшего изучения. На такие послания дети (в частности с расстройствами аутистического спектра) дают намного меньше истерических аффективных реакций, это улучшает общий климат в семье, поскольку со временем ребенок демонстрирует меньше поведенческих проблем. Также я обучаю родителей расслабляться, когда они проводят развивающие занятия с детьми дома. Ребенок, настроенный на родителя, также неосознанно расслабляется, в результате чего продуктивность занятий повышается: нервная система не тратит силы на поддержания стрессового напряжения, а направляет их на развитие.
Личная практика. Уже несколько лет я практикую в занятиях с детьми техники бодинамики. Это помогает поддерживать мою работоспособность и помогает быть более продуктивной в работе. В начале практики я заметила, что, когда я осознаю свой центр и нахожусь в более заземленном состоянии, дети работают у меня в кабинете более продуктивно. Постепенно это вошло в мою работу и стало обязательным ее элементом. Теперь я замечаю устойчивую тенденцию – стоит мне потерять контакт со своим телом, я теряю контакт с ребенком, часто это выражается в том, что ребенок резко начинает капризничать, впадать в аффект, отказывается выполнять учебные задания или срывает занятие.
Многие дети с аутистическими расстройствами испытывают сильный страх перед окружающим миром, новыми местами и незнакомыми людьми. Здесь может оказать хорошую помощь работа с телом. Во-первых, я обучаю родителей успокаивать детские истерики и страхи, активизируя зоны в теле ребенка, связанные с безопасностью. Тонкость этой работы такова, что невозможно научить родителей этому ментально - передав им описание техники работы и последовательность действий. Такое становится возможным, когда родители сами получают подобный телесный опыт, и часто это проходит в рамках телесно-ориентированной терапии с самим родителем. После этого очень часто приемы общения с ребенком через тело успешно приживаются в семье. Несомненная польза заключается в том, что для родителей и специалистов понимание языка тела и работа с ним становится еще одним мощным ресурсом для установления позитивного контакта с ребенком. Даже невербальные дети с тяжелыми множественными и ментальными нарушениями чутко реагируют на послания «Я здесь», «Я с тобой» и т.д., если эта техника работы выполняется правильно. Чаще всего они показывают после таких занятий небольшое, но заметное улучшение поведение, сна, могут предъявить новые навыки (гипотеза состоит в том, что, когда уходят мышечные зажимы, которые поддерживаются зонами возбуждения в коре головного мозга – высвобождается энергия, тратившаяся на них, и организм направляет эту энергию на собственное развитие). Также в моей практике был уникальный опыт работы в сотрудничестве с коллегой с шоковой травмой после некорректно проведенного нейрохирургического вмешательства на 16 день жизни у двухлетнего ребенка с тяжелыми ментальными и физическими нарушениями. Последствиями этой травмы остался страх прикосновений к голове, особенно со стороны незнакомых людей у этого ребенка. Именно в этой работе мне довелось увидеть, насколько тело «помнит» пережитый травматический опыт, и что даже тяжелые ментальные нарушения не могут быть препятствием для терапевтического «переписывания» опыта шоковой травмы. Как оказалось, ребенок интуитивно понял нашу работу и смог воспроизвести именно те движения, которые мы моделировали для отреагирования шоковых переживаний. После занятия у ребенка наблюдались улучшения походки примерно в течение 2 недель и облегчились катастрофические переживания из-за прикосновений к голове.  Безусловно, этот опыт единичен и нуждается в дальнейшем исследовании, но для этого необходимо обучение такой работе специалистов, занимающихся с детьми «сложной» категории.
 Дети с аутистическим расстройствами в силу их структуры нарушений часто живут в директивной атмосфере и, по наблюдениям, испытывают дефицит безусловного принятия. Семья, активно занятая реабилитацией такого ребенка, часто не оставляет времени на такой безусловный контакт. Техники бодинамического подхода могу стать существенной опорой в установлении более прочной связи родители-ребенок и восполнении базовой потребности в любви и принятии, которая есть у каждого ребенка.
В настоящий момент я провожу авторские обучающие курсы для родителей, в которых интегрированы несколько развивающих логопедических и коррекционных методов занятий с аутичными детьми. Отдельный модуль посвящен в этой программе семейным отношениям и установлению позитивного контакта с ребенком через тело. Родителям за основу даются самые простые техники: работа с со своим дыханием, заземление, центрирование, работа с ребенком на создание атмосферы безопасности и принятия. На курсе обучаются родители детей с множественными нарушениями. Их отзывы говорят сами за себя:
«Изменения во мне пока наблюдаются… стала терпеливей и доброжелательней относиться к его (сына) особенностям. Знания дают почву под ногами. Ведь все начинается у ребенка с его родителя!»
«Вот, я научилась больше слышать себя, а потом ребенка (раньше: истерил ребенок, терялась я, а теперь - я сразу анализирую … у меня исчез постоянный страх за внучку.»
И пока еще курс не завершен.
Выводы. Безусловно, техники бодинамического подхода в коррекционно-развивающих занятиях не могут заменить сами занятия, но могут стать серьезным подспорьем для специалистов и родителей. Они могут работать в качестве техник «скорой помощи» в стрессовых состояниях как ребенка, так и родителей. Практика показывает, что даже обучение родителей простым навыкам телесной осознанности существенно улучшает микроклимат взаимоотношений с ребенком, повышает родительскую компетентность и помогает ощущать себя спокойнее и увереннее ка ребенку, так и родителю. Для коррекционного специалиста навыки телесной осознанности крайне важны, поскольку работа с детьми, имеющими специальные потребности требует постоянной чувствительности, внимания, из-за этого повышается риск профессионального выгорания. Обучение специалистов коррекционного профиля (психологов, логопедов, дефектологов) простым навыкам телесного осознавания поможет им быть более эффективными в работе, а, следовательно, повысить уровень их достижений и уверенность в себе даже в работе с детьми со сложными сочетанными нарушениями.


Рецензии