Москва... Как много в этом слове...

   Вот и закончилось наше беззаботное детство: за плечами пять лет детского сада, 25 килограммов веса и 125 сантиметров роста. Прощайте, воспитатели! Прощай, здоровый дневной сон, прогулки два-три раза в день и многочисленные приятели-детсадовцы!
   Скоро, очень скоро встретит нас новый непознанный мир, вызывающий непреодолимое любопытство и одновременно пугающий загадочной неизвестностью. Школа! Через каких-то три летних месяца она торжественно распахнёт свои двери перед новыми первоклашками, приглашая их в большое самостоятельное путешествие по Стране Знаний.
  Помню, как пугала меня эта неизвестность, и я громко заявляла родителям:
- Не пойду в школу! Вам придётся привязывать ко мне верёвку и тащить туда силой!
  И  при этом моё воображение в самых сочных красках рисовало деревню, бабушкиного брата деда Лёшу, который, перекинув через плечо длинную толстую верёвку, ведёт на выпас корову Звёздочку.
  Родители в ответ только смеялись и говорили, что всё будет хорошо. Летом они отпустили меня с бабушкой и дедушкой в Москву: набраться свежих ярких впечатлений и купить к первому классу новенький школьный портфель. Вот интересно, какой же он будет, мой портфель?! И воображение снова бралось за работу, создавая кадр за кадром красивый цветной диафильм из тетрадей, карандашей, ручек, фломастеров, ластиков, пеналов… Ох, как много всего надо!
Рано утром поезд привёз нас в Москву. Каждый дошкольник знает, что Москва – столица нашей Родины, и непременно мечтает когда-нибудь в ней побывать по-настоящему.
  Впервые в жизни я попробовала мороженое эскимо в шоколадной глазури и без глазури. А в Вологде, наверное, как и в других провинциальных городах, на палочках продавали только «ледок». «Как повезло москвичам! – думала я,- Сколько вкусностей они могут купить каждый день, даже и не сообразить сразу, на чём остановить свой выбор».
  А этот ни с  чем не сравнимый технический запах метрополитена, запах хорошо смазанных деталей эскалаторов, колёс электропоездов. Этот дух метро врезается в память слету, а затем прочно и на всю жизнь обустраивает там свой особенный уголок.
- Завтра встаём в четыре утра, - сказала бабушка,- будем стоять в очередь в Мавзолей.
  Сейчас детям, да и многим взрослым, трудно себе представить, что когда-то их семилетние сверстники мечтали, хоть одним глазком, но на самом деле, увидеть забальзамированное тело вождя русской революции Владимира Ильича Ленина. «Дедушка Ленин» - ласково называли его детсадовцы. Он был как второй Дед Мороз, только в десятки раз «круче». Новогодний волшебник приносил детям радость только раз в году, а заветами Ильича была пронизана вся наша жизнь круглый год. Это – кумир, это пример, достойный подражания, это сверхчеловек. Дети гордились, когда их называли «юные ленинцы».
  Подъём в четыре утра дался моему невыспавшемуся семилетнему организму нелегко. Ничего, переживу, зато всем друзьям во дворе буду рассказывать, что своими глазами видела в Мавзолее Ленина.
  Таких очередей в своей жизни я ни до Москвы, ни после, не то, что не стояла, но даже и не видала. Люди, со всей страны приехавшие в столицу, встали рано утром, как мы, чтобы в этот день принять участие  в создании многокилометрового разноцветного тела змея, выползшего чуть свет погреться на камнях булыжной мостовой Красной Площади под лучами жаркого летнего московского солнышка.
  Мой дед полчаса бегал по Красной Площади в поисках камеры хранения, чтобы сдать свою и бабушкину сумки, -  иначе, в Мавзолей не пустят. Как будто, люди могут растащить Ленина по кусочкам! Но никто не спорил – правило есть правило. Очень хотелось есть и пить, но бабушка напомнила мне, что в войну люди терпели лишения и побольше. Что тут возразишь?
  В полдень чудо произошло – мы приблизились ко входу в Мавзолей. Какая выдержка у часовых!
- Папа, а часовые моргают? А им можно дышать? А почему они не шевелятся и на нас не смотрят? А что, им в туалет тоже нельзя? – не унимался, стоявший  впереди нас черноглазый паренёк неизвестной мне национальности.
  Внутри Мавзолея прохладно, и даже там стоят окаменевшие по стойке «смирно» часовые (у живых людей столько охраны нет!).
- Смотри внимательно,- шепнула бабушка, - и запоминай!
  И я смотрела. В моём детстве ещё не было музеев восковых фигур, но впечатление от увиденного было схожее. Похож на настоящего, или не похож? Никто из нас его настоящего-то и не видел. Такой, как на портретах, или – нет? Тишина, никто не тревожит покой вечно спящего человека, вождя. Даже черноглазый мальчишка вдруг стал каким-то взрослым и серьёзным. Непривычно было видеть человека, лежащего в постели в деловом костюме и в ботинках. Я бывала на похоронах, но Ленин не был похож ни на покойника, ни на живого человека. Наверное, так и должно быть, ведь он – Ленин… Одна-две минуты – и мы на улице.
  Полдня потратили ради этих бесценных минут сокровенного таинства встречи, но никто ведь не пожалел времени. Для меня это было первым настоящим приобщением к истории нашей страны.
  Ни звёзды Кремля, ни Царь-пушка не смогли превзойти  впечатлением посещение Мавзолея, оставившего в детской душе необъяснимый и таинственный, но чёткий и волнующий след вечности.
  После обеда бабушка повела нас с дедушкой в московский ГУМ. Настало время получать более знакомые и привычные радости  материального мира. Бабушка всё время крепко держала меня за руку. Вот это народищу в магазине! Если бы дедушка не брал меня на руки возле каждого прилавка, я бы так и не увидела, что же продают в этом ГУМе.
  На новенькие разноцветные портфели в этот день был очень большой спрос. Поскольку деньгами у нас заведовала бабушка, как главный бухгалтер Вологодского отделения Северной железной дороги, то мой выбор был серьёзно ограничен. Но вот ведь штука: не купила мне бабушка портфель, который покорил моё сердце своим глянцем и яркими мультяшными картинками, и стоил вдвое дороже, чем было нужно, -  с деньгами ей всё равно пришлось распрощаться.        Стоя возле очередного прилавка за московскими гостинцами для родных и знакомых, бабушка обнаружила, что её сумочка открыта и кошелька в ней нет. Да разве в такой толпе кого или чего отыщешь?! Не уследил за вещами – и «пиши - пропало»! Одно хорошо: бабушка не имела привычки носить с собой все деньги сразу. Для неё с этого момента вся поездка в Москву была окрашена в чёрные тона. Мне ещё повезло, что я уже успела попробовать почти все сорта столичного мороженого. Мы перешли в режим жёсткой экономии.
  Радости ребёнку от такого режима мало, вернее, совсем никакой. Зато, после этого случая я для себя твёрдо решила:  не ставить своих будущих детей в такую ситуацию «выбора» нелюбимой нужной вещи, если денежные средства у меня в необходимом количестве имеются и их трата не поставит семью в безвыходное финансовое положение. Деньги всё равно куда-нибудь денутся. Детство же должно дать растущему человеку как можно больше положительных эмоций, в том числе и от красивых вещей, удобных и качественных орудий труда, которые придают уверенности и способствуют личным достижениям. Главное, чтобы эти эмоции не питали бессмысленные и неумеренные капризы ребёнка.
  Это было моё первое знакомство с Москвой, первые серьёзные жизненные уроки. Как же здорово было вновь очутиться в родной и спокойной, понятной уму Вологде. Какой повзрослевшей я стала себе казаться в свои семь с половиной лет.
  И первого сентября в школу на верёвке меня никто не тащил, а шла я в нарядной школьной форме своими ногами с огромным букетом гладиолусов, заботливо выращенных на дачном участке моей экономной бабушкой.
  Как ни смешно теперь об этом вспоминать, но самым первым словом, в котором я сделала на словарном диктанте ошибку, пропустив по невнимательности букву «о», было слово «Москва». А тогда перед одноклассниками было очень стыдно. Так Москва преподала мне очередной жизненный урок: прежде, чем сдать работу, не поленись, внимательно всё проверь…
  И как тут не вспомнишь великого Пушкина: 

 Москва… Как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось.

Ещё учась в школе, я переделала для себя эту строчку, вложив в неё свой особенный смысл: «Москва… Как много в этом с л о в е!»


Рецензии