Память Гл. 1 Часть 8 Экзамены
Фотография сделана тоже на демонстрации…
ПАМЯТЬ
ГЛАВА 1 МАИ
ЧАСТЬ 8 ЭКЗАМЕНЫ
Сдавать экзамены я обычно ходил в первой группе из пяти студентов и, как правило, отвечать шел первым, давая больше время другим для подготовки. Это было с первого до последнего семестра.
Исключение составил экзамен по сопромату, когда мой друг и староста группы перед экзаменом заболел гриппом. И мы с ним сдавали предмет последними. Я помог Борису, а также Никоновой, которая получила отличную оценку, и ещё кому-то. Это заметил преподаватель и, вероятно, решил это отметить, поставив мне четвёрку (в деканате мне посоветовали пересдать его (наконец-то!), но я не стал это делать из гордости). Много лет спустя, на вечере группы Борис весь эпизод со сдачей представил по-другому.
Припоминается мне эпизод на экзамене по политэкономии. Это было или на 3-ем или на 4-ом курсе. Учебников тогда не было. Знания мы черпали из лекций. Лекции не всегда были записаны полностью и хорошо. Я, как всегда, пришел сдавать экзамен и начал отвечать первым.
Не знаю, что со мной произошло Меня "зациклило"…
Отвечаю на первый вопрос и говорю:- прежде, чем ответить на этот вопрос, я хотел бы начать с Адама и Евы, т.е. с истории вопроса. До вопроса я не дошел - преподаватель остановил и попросил ответить на второй.
Я опять слово в слово повторил: начну с Адама и Евы. Преподаватель не выдержал: - все и спросил мою фамилию. Открыв зачетку, удивился, сказав при этом: "может быть вы придете в следующий раз?", отдал мне зачетку, не поставив отметку ни в зачетку, ни в экзаменационный лист.
Когда я отвечал, все начали мне подсказывать правильный ответ, но я не реагировал на это. Выйдя из аудитории, я сказал всем, что получил пару. Однокашники очень удивились и забеспокоились, если я не сдал, то - что их ждет. Потом я, конечно, сдал, но в этом семестре лишился повышенной стипендии. Вот такой казус был со мной.
Первые два года я никогда не писал шпаргалок - память у меня была отличной. Мне надо было прочесть весь материал. Я не знал только того, что не прорабатывал сам.
Видя, что многие пользуются шпаргалками, я стал менее внимательно прорабатывать материал, но шпаргалок не писал и не пользовался ими почти никогда. Зато, я брал с собой или лекции, или писал на листах конспекты и брал их с собой для "поддержания штанов". Или не прорабатывал весь материал, а всегда надеялся на удачный билет, что, как правило, и бывало.
К сожалению, это привело к некоторому ослаблению общей памяти. Хотелось бы отметить, что зубрилой я не был. Посещал все занятия, почти никогда не "филонил". Пропадал почти весь день и вечера в институте. (В дальнейшей жизни у меня так и осталась моя приверженность - все дослушивать до конца, где бы я ни был, в том числе и на всех конференциях и семинарах, какими бы не интересными они ни были).
Самыми скучными занятиями у нас, у ребят, были занятия на военной кафедре (в этот день девочки гуляли). Занятия проходили на территории радиотехнического факультета, по Волоколамскому шоссе, у поворота на Беговую улицу у моста. Когда преподаватель нудно перечислял длинные номера деталей приборов, очень хотелось спать.
Только Володе Свечникову удавалось спать с открытыми глазами, сидя на первой парте в маленькой аудитории. Остальных грозный окрик заставлял просыпаться и вскакивать с места. Записи мы делали в секретных тетрадях, хотя многие приборы были уже списаны, и не представляли никакого интереса и уж, конечно, не были секретными...
Запомнился мне случай с первого курса, когда мы с Борькой готовились к химии у меня на квартире. Накануне экзамена, уже, когда в голову ничего не лезло, я предложил ему пойти на танцы в Измайловский парк. Метро тогда ходило - до Измайловской, а станция Семеновская называлась тогда Сталинской. Борис сказал, что мы еще не прошли какой-то раздел, и он останется, а я уехал в парк (был или не был я на танцах – не помню). Вечером вернулся и проводил его до метро. На следующий день я сдал химию на отлично, а Борька не сдал его, после чего он сокрушался: «Лучше я бы пошел вчера гулять, толку было бы больше».
Как-то перебирая после 2000 года старые тетради с лекциями, я нашёл следующие строчки:
Из 1-ой лекции по предмету «Счетно-решающие приборы», прочитанной в начале февраля 1956 года из раздела «Автоматические быстродействующие цифровые машины»: … «в них все операции производятся автоматически. Необходимо лишь задать программу действия машины. Действие такой машины, изготовленной в Академии Наук СССР «БЭСМ» было опубликовано в «Правде» от 4 декабря 1955 г. На этой же машине был сделан перевод английского текста на русский. Машина позволяет решать задачи логического порядка...» .
(Спустя почти 5 лет, мы с Сашей Смирновым побывали на этой машине, да, и сами стали специалистами в этой области, а тогда это были только слова преподавателя в сохранившейся тетради с лекциями).
Свидетельство о публикации №217031600025