3. Академгородок ещё не построен

НА СНИМКЕ: Таким был Морской проспект летом 1965 года. Деревья, высаженные вдоль тротуаров, ещё не подросли.


Конец декабря, как всегда, был очень напряженным. Сдавались жилые дома. В комиссию по приёмке их в эксплуатацию был включён Гарик Платонов.

Сдавались в эксплуатацию предприятия соцкультбыта. Заканчивали строить Торговый центр. Сдавали первую очередь Дома учёных. Предъявили к сдаче часть ТБК в микрорайоне «Б». Все члены нашей строительной и бытовой комиссий были загружены по-уши.

Сдавались – это не значит открывались. До открытия, как правило, было еще далеко. Сдавались – означало, что подписывался акт о приемке и длинный список недоделок, которые потом еще месяц, а то и два устранялись.

Но все уже к этому привыкли. И если в первые годы я смотрел на эту практику как на дикость, то теперь привык к этому, и это было уже как бы в порядке вещей. А благоустройство прилегающей к объекту территории с озеленением без разговоров, автоматически переносились на теплое время года.

– В общем, система таки воспитала меня, с горечью отмечал я.

Но радовало всё же, что самые необходимые для нормальной жизни людей долгожданные объекты, наконец, сдаются. Мы получаем, наконец-то, торговый центр: Промтовары по секциям, ресторан, магазин полуфабрикатов.

Наконец-то Торговый центр очистился от лесов и засиял огромными стеклянными окнами.

Но я понимал, что даже теперь не заканчивается первый этап строительства Академгородка. Не было ещё Большого зала Дома учёных и спортзала. Так что, и теперь всё ещё нельзя сказать, что Академгородок построен. А Президиум СО АН ещё год назад отрапортовал, что первая очередь Академгородка построена. И руководство СО АН завершения строительства Академгородка в 1965 году не отмечало. Нельзя было.

В прошлом году во всеуслышание объявили, что первая очередь Академгородка построена. Задание партии и правительства выполнено. Нельзя же было на следующий год повторять то же самое.

Я понимал, конечно, что это была хитрость, придуманная Б.В. Беляниным, поскольку надо было закрыть первоначальную смету на строительство, денег по которой уже не осталось, и открыть новую. И неважно, что основные социальные объекты в центре Академгородка ещё строились и что Академгородок, что называется, не имел лица.

Теперь оставалось достроить только Дом учёных и ТБК (да ещё и пару больничных корпусов), и тогда можно будет с уверенностью сказать: Первая очередь Академгородка построена!

Но, как я помню, в конце 1965 года я ещё многим был не удовлетворён. И дело было не только в недостроенном Доме учёных и недостроенном ТБК в микрорайоне «Б».

Не было развёрнуто строительство больницы. Не было учреждений для внешкольной работы с детьми – КЮТа и Дома пионеров. Не был построен стадион, а спортивных залов было мало. И здесь я пока не видел никакой перспективы. И не только я. Многие это понимали.

И всё же наш Академгородок, наконец-то построен. Работают его институты и построены жилые дома, где живут люди. Они ходят в магазины и рестораны и смотрят кино, а иногда и выступления столичных знаменитостей. Одно я понимал: мы не должны на этом останавливаться. Мы должны и дальше развивать Академгородок, улучшать качество нашей жизни.
 
Тогда даже в кошмарном сне я не мог представить себе, что может наступить время, когда качество жизни резко ухудшится.

А тогда, в конце 1965 года, принимая Торговый центр и первые очереди Дома ученых и ТБК, я просто радовался самому факту того, что я их принимаю.

Вот он, наш Академгородок! Вот он мой Академгородок! Он почти построен! И если раньше, когда мы водили гостей, то, показывая на какую-либо стройку, мы говорили: «Здесь будет…», то теперь мы показывали построенные здания.

Из строек остался только Большой зал Дома учёных и вторая очередь ТБК в микрорайоне «Б» на Золотодолинской ул., а всё остальное уже есть!

И, вероятно, большинство жителей Академгородка видело Академгородок почти построенным.

Вообще всё зависит от того, как на это посмотреть. Для меня строительство Верхней зоны закончилось со сдачей здания Клуба юных техников (хотя формально он и располагался в зоне институтов).

А для работников райкома и райисполкома строительство закончилось тогда, когда возвели здание Райкома КПСС и Райисполкома с его службами, включая ЗАГС. Но это было позже.

В любом случае, в 1964 году о завершении строительства Академгородка не рапортовали. Только о первой очереди.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/16/395


Рецензии