12. С евреев сняли вину за распятие Христа

Сейчас об этом событии, происшедшим в 1965 году, имеется довольно много информации. Событие это отнюдь не рядовое, а, можно сказать, выдающееся. Католическая церковь признала, что ошибалась, представляя всех евреев на веки вечные отвергнутыми и проклятыми.

Представляю выборку из имеющихся в интернете материалов. Все материалы цитируются многими источниками.

«Ватиканский собор при активном содействии Павла VI принял Декларацию «Nostra aetate», которая содержала принципиально новый подход христианства к евреям.

Впервые в истории появился родившийся в самом центре христианского мира документ, снимавший с евреев многовековое обвинение в коллективной ответственности за смерть Иисуса. «Хотя «еврейские власти и те, кто следовали за ними, требовали смерти Христа, — отмечалось в Декларации, — в страстях Христовых» нельзя видеть вину всех евреев без исключения — как живших в те времена, так и живущих сегодня, ибо, хотя Церковь — это новый народ Божий, евреев нельзя представлять отвергнутыми или проклятыми».

Кроме того, впервые в истории Церковь издала документ, содержавший ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма. Как было записано в тексте Декларации, «Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя об общем с иудеями наследстве, и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев».

В Декларации отмечалось, что Церковь помнит о духовной связи между «народом Нового Завета и семенем Авраама», о том, что «она получила откровение Ветхого Завета от народа, с которым Бог в Своей невыразимой милости заключил этот древний договор», и, помня о еврейском происхождении апостолов, до сих пор «черпает пищу из корня этой ухоженной оливы».

Декларация «Nostra aetate» для католической паствы, насчитывающей во всем мире 1 миллиард 700 миллионов верующих, была прямым призывом к действию, но прошло еще 9 лет, пока Папа Павел VI учредил специальную комиссию для содействия расширению религиозных связей между христианами и евреями, возглавляемую кардиналом И. Виллебрандсом».

Невольно возникает вопрос: «А как обстоит дело у православных иерархов»?
Выступили ли они за снятие коллективной вины евреев или по-прежнему считают, что все жившие тогда, жившие на протяжении 2000 лет после смерти Христа и в живущие сейчас евреи являются отверженным народом и несут коллективную вину за смерть Христа?

Никаких документов Православной церкви по этому вопросу не было и нет. Ни в ХХ веке, ни сейчас в ХХI ничего не изменилось. Учение церкви не изменялось.

Поскольку долг каждого православного христианина – руководствоваться учением Церкви, воплощенным в Св. Писании и Св. Предании, то и в своем отношении к евреям и иудаизму он призван руководствоваться Св. Преданием, т.к. согласно православному учению истинный смысл Св. Писания открывается исключительно через Св. Предание. Однако в силу объективных социально-религиозных и исторических обстоятельств Св. Предание святоотеческого периода проникнуто резко антииудейским, а часто и откровенно антисемитским духом. Этот дух нашел отражение и в соборных установлениях, и в творениях Св. Отцов, где евреи объявлялись «богоубийцами», «отверженным народом».

Поколение за поколением христиан воспитывалось в духе enseignement du mepris, «учения презрения» (по выражению французского историка Ж. Исаака) по отношению к еврейству, что и привело в почти двухтысячелетней истории страшных гонений на евреев со стороны христианского общества.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, человек образованный, прекрасный оратор и опытнейший администратор неожиданно заявил на вечере памяти Анны Франк в 1990 г., что страдания и гибель евреев во II Мировой войне имели «искупительный смысл» (Краткая Еврейская Энциклопедия, т.6, кол. 742).

В данном случае такое заявление вряд ли можно объяснить конъюнктурными обстоятельствами – не иначе как митрополит «проговорился». Напомню, что митрополит Кирилл в 2009 году стал патриархом московским и всея Руси.

Неопределенность и неустойчивость общеполитической ситуации в России влекут за собой неустойчивость и в идеологической линии священноначалия Русской Православной Церкви, что касается буквально всех вопросов церковной жизни. Включая отношение к проблеме антисемитизма.

В своей речи перед нью-йоркской еврейской общиной в конце 1991 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II вроде бы обозначил позицию Русской Церкви, назвав иудеев «братьями» и решительно отвергнув антисемитизм во всех его проявлениях.

Однако эта речь, вызвавшая бурную критику и среди клириков Русской Зарубежной Православной Церкви, среди клириков Московской Патриархии. Она не изменила главенствующих настроений в церковной среде.

Наоборот, в последующие годы стали активно тиражироваться антисемитские проповеди, статьи и выступления ныне покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), в ответ на которые Московская Патриархия ограничилась скупым заявлением, что это всего лишь «личные» взгляды митрополита.

Никакой реакции Московской Патриархии не последовало на десятки издающихся книг православных авторов с откровенно антисемитским содержанием, на статьи в газетах фашистского и полуфашистского содержания, именующих себя «православными».

В храмах и православных книжных лавках можно спокойно купить «Протоколы сионских мудрецов», напечатанные под обложкой книги С. Нилуса «Великое в малом».

Более того, порой откровенно антисемитские книги издаются церковными структурами. Не реагирует священноначалие ни на обращения немногочисленных клириков и мирян, обеспокоенных проблемой антисемитизма, ни на обращения западных православных богословов в связи с той же проблемой.

Правда, в том же 1965 году Православная церковь аннулировала свое решение, принятое в 1054 году, об отлучении католиков от церкви.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/16/481


Рецензии