Амбивалентность совести

       В человеческой душе, в самой её сердцевине, там, где живёт наш внутренний нравственный контролёр и судья, называемый совестью, существует глубочайшее противоречие и раздвоенность: в  частной жизни практически каждый человек, считающий себя порядочным,  признает обязательными заповеди любви  к ближнему ( по крайней мере провозглашает их:  возлюби ближнего, как самого себя, положи душу свою за ближнего своего). В области же государственной, как гражданин, зачастую исповедует полную практическую антигуманность,  человеконенавистичество и безбожие.
       Государство имеет право быть аморальным, безнравственным!  Что и предписывает гражданину:  отказываться от этических норм, если интересы государства, выдаваемые за интересы нации, потребуют. Для осуществления целей  коллективного (государственного ли, национального ли) эгоизма, по сути  целей, глубинных, животных, государство использует власть, закон, культуру, коллективное бессознательное народа, и  утверждает звериное начало, попирающее начало нравственное:  божеское и человеческое. Любая мерзость считается не только дозволенною, но и должною, если она совершается под водительством государства.  Несовместимое логически и нравственно совмещается исторически и политически. Человеколюбие, доброта, умение сострадать, христианские заповеди в личной жизни совмещаются с беспощадностью, жестокостью, людоедством в жизни государственной. Люди не замечают этого ужасающего противоречия,  и даже не задумываются над ним, поэтому насилия над собственной личностью не происходит.  Отравляя сознание человека и общества, противоречие разрушает перегородку между частной и государственной этикой. И тогда расчеловечивается и обезбоживается вся жизнь  — и частная и государственная: во всех человеческих отношениях господствует один и тот же нравственный кодекс — кодекс последовательного и беспощадного каннибализма.   
      Особенно быстро расчеловечивание происходит во времена общественных потрясений. Пример тому, пост-майданная история Украины. 
      Три года продолжается бессмысленная, дикая братоубийственная бойня.  Государство, власть выдаёт её  за отражение внешней агрессии, защиту независимости.  Погибли тысячи людей, причём чаще всего ни в чём не повинных, не взявших в руки оружие. И ни одной сколько-нибудь значимой антивоенной манифестации за это время! Справедливости ради, к антивоенной манифестации отнесём Крестный ход  за мир на Украине из Святогорской и Почаевской Лавр, в котором участвовали до ста тысяч человек. Под пристальным вниманием «мировой общественности» государство не могло ему воспрепятствовать.
      Зло торжествует и множится. Одни люди непрерывно  его порождают, другие перестают ему сопротивляться. Зло разрастается в своей ненасытности, для него все в одинаковой мере жертвы. Зло утверждает свое господство в мире и на наших глазах принимает осязательную форму  войны всех со всеми. Принцип войны распространяется на все человеческие отношения. Жизнь принимает тёмный сатанинский облик и становится адом.
       Но сейчас я буду говорить не о войне, а о событиях частной жизни, государственность, независимость и безопасность Украины никак не затрагивающих.
       Тот, кто  после переворота пересекал границу  Украины с Россией, познал на себе тяготы, причуды и прихоти  пограничного контроля и правил пересечения рубежей. Они неумолимы и для простого смертного непреложны. Только девяносто дней пребывания на Украине в течение полугода и только по приглашению! Ни днём дольше  россиянин  не имеет права находиться в соседней, «братской» некогда стране. За нарушение – запрет въезда на несколько лет. Недружественные (на сей день) государства не принимают в расчёт тот факт, что по обе стороны границы проживают не только граждане, но и просто люди. И люди эти связаны между собой, несмотря на стремления государства Украина разорвать  связи навсегда.  Родственники остаются родственниками, друзья – друзьями, пусть таковых всё меньше и меньше. Запреты, информационная война и трудности переездов делают своё дело.
Но бывают обстоятельства самые трагические.  Казалось бы, в них необходимо и возможно делать исключения (по соображениям этическим, когда диктует совесть, а не предписание).
     Расскажу об одной такой тяжёлой ситуации, случившейся совсем недавно, в начале марта.
     Умер молодой мужчина, единственный, сын одинокой женщины, любимый матерью до самозабвения. Родственники матери и сына после конституционного переворота оказались «по другую сторону» -  в «государстве-агрессоре». В  ненавистное каждому свидомому украинцу государство не так давно перебралась  и возлюбленная умершего. Разлука с ней оказалась  для сына вдовы травмой «несовместимой с жизнью». Он не покончил с собой,  но впал в депрессию. Жизненные силы оставили его,  он заболел и  не смог побороть болезнь, в иной ситуации успешно излечимую.  Человек просто не захотел больше жить и умер, по сути, от тоски.     Непостижимо, но и в наши дни встречается   несчастная, роковая любовь. Недружественность государств усугубляла фатальность ситуации.  У былой возлюбленной появился  благовидный предлог   избегать частых встреч, по не зависящим  от её желания причинам. Хотя живёт она всего в семидесяти километрах, в приграничье.
      Сестра вдовы, родная тётка покойного, получив телеграмму о кончине племянника, ужаснулась известию и незамедлительно отправилась на похороны. Однако на украинском пропускном пункте тётку осадили в её  таком естественном порыве поддержать безутешную   сестру и по-христиански проститься с покойным.  Оказалось, она уже исчерпала трёхмесячный лимит -  гостила зимой у сестры. Ни мольбы, ни телеграмма о смерти не убедили жестокосердных блюстителей  кордонов незалежной. Тётку развернули лицом к России и отправили обратно, по месту нынешнего проживания
     Возлюбленная  новопреставленного также получила трагическую телеграмму о кончине и посчитала своим долгом проводить его в последний путь. Она не могла не откликнуться, ведь это была их последняя встреча в мире сём.  Пресловутый лимит мог стать препятствием. И всё же  девушке  встречу дозволили, в положение вошли ( за сколько?)  и через границу пропустили. Но человеколюбивая европейская держава разрешила ей пребывать на своей территории всего лишь до окончания суток, то есть до того, как пробьёт полночь, девушка должна пересечь сакральную черту (то ли на земле прочерченную, то ли в мозгах у правителей).
     Отпевание покойного в храме и погребение  затянулись. Наступал вечер. На поминки девушка уже не успевала. Стояния на пропускных пунктах занимают сейчас до полусуток и совершенно непредсказуемы.  Сразу с кладбища необходимо было  возвращаться в Россию - девушка рисковала пропустить сроки. Бросив на гроб, опускаемый в могилу, горсть земли, не утерев слёз, она  отбыла на границу. Порядок был соблюдён.  Государство и «незалежность» торжествовали.


Рецензии
"Зло утверждает свое господство....принимает осязательную форму...распространяется на все человеческие отношения...жизнь становится адом".Марина.в ваших суждениях горькая глубокая истина.С уважением

Семяшкин Григорий   12.10.2020 17:34     Заявить о нарушении
Благодарна за прочтение и отклик, Григорий. Зло утверждает господство, насилие, добро - единодушие и взаимопонимание. Зло заразно, как вирус, на добро требуются усилия души.

Марина Стрельная   13.10.2020 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.