Африка или хроника одного дна

АФРИКА ИЛИ ХРОНИКА ОДНОГО ДНЯ
(оригинальный сценарий короткометражного фильма)

НАТ. АФРИКА - ДЕНЬ
Видео африканских пейзажей, животные, океан.
 
ИНТ. КОМНАТА ЭКСКУРСОВОДА – УТРО
Комната неубрана, разбросана одежда. Шкаф книгами про природу, путешествия, атласами.

В кровати под одеялом спит ЭКСКУРСОВОД. Он резко открывает глаза. Некоторое время смотрит в потолок. Переводит глаза на будильник на столе. Отбрасывает одеяло, встаёт с кровати, ищет разбросанную одежду, одевается.

НАТ. УЛИЦА - УТРО
Экскурсовод идёт по улице. Смотрит вперёд. Сосредоточен. Иногда бросает взгляд по сторонам.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Всё здесь такое же, как и было всегда. Всё это я видел с детства. Мы играли в путешественников. Я сам придумал эту игру, когда посмотрел передачу Сенкевича. Она запала мне в душу. Помню, смотрел и не мог оторваться от экрана. Показывали что-то такое, что было интереснее всех мультфильмов или «В гостях у сказки». Вернее это и была сама сказка – самая сказочная и красивая, какую я когда-либо видел.

НАТ. АФРИКА – УТРО
Видео океанского пляжа.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Там был океан, пальмы и яркое Солнце. Оно светило ослепительно. Лучи отскакивали от волн и заполняли всё светом.
(ДАЛЬШЕ)



ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА (ПРОД.)

А океан шумел и дышал словно огромный кит, который подплыл и хотел выбраться на песчаный берег поближе к пальмам. Пальмы были такими огромными, что казалось достают до неба. По ним сновали обезьяны и рвали кокосы. Бегемоты открывали пасти и что-то кричали. Носороги выбегали из зарослей и топтали траву. В эти мгновения я и заболел Африкой.

НАТ. УЛИЦА – УТРО
Экскурсовод останавливается у старой детской площадки. Молча смотрит как дети играют.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
На следующий день во дворе мы с друзьями построили из коробок корабль и поплыли к далёким берегам, про которые я всем рассказал. Мы поклялись друг другу, что когда станем взрослыми обязательно поедем в эту сказочную страну – Африку. Это стало путешествием всем моей жизни.

НАТ. ОСТАНОВКА АВТОБУСА – УТРО
Экскурсовод стоит в окружении людей, ждущих автобус.
 
ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Мы росли и команда  нашего судна уменьшалась. Я никогда не понимал, как можно отказаться от мечты. С момента, когда кто-либо покидал борт корабля, он становился для меня предателем и сливался с общей массой людей.

Подъезжает автобус, открываются двери. Люди толкаясь, заходят в автобус. Двери закрываются. Автобус уезжает. Экскурсовод стоит на остановке.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Наступил момент, когда на палубе остался только я один. И я плыву до сих пор, потому что знаю - я всё равно буду там, где только океан, пальмы и яркое Солнце.

НАТ. АФРИКА – ДЕНЬ
Видеоряд африканской природы.

НАТ. ОСТАНОВКА ОКОЛО МУЗЕЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ - УТРО
На остановке стоит СВЕТА – экскурсовод из того же турагенства. Подъезжает автобус. Открываются двери. Выходят пассажиры. Экскурсовод выходит и идёт к Свете.

СВЕТА
Привет!

ЭКСКУРСОВОД
Здорово.

СВЕТА
Ты, наверное, от радости всю ночь не спал?

ЭКСКУРСОВОД
Очень даже спал. Как младенец.

СВЕТА
Да, ладно! Я бы не смогла уснуть, если бы мне повезло поехать.

ЭКСКУРСОВОД
Завидуешь?


СВЕТА
Да, нет! Что ты?! Просто очень рада за тебя!

ЭКСКУРСОВОД
Угу…

СВЕТА
Правда рада. Ведь это твоя мечта – посетить Африку.

ЭКСКУРСОВОД
(усмехаясь)
Мда… Мечта

СВЕТА
Не понимаю тебя. Опять ты недоволен. Опять раздражён. В чём дело?

ЭКСКУРСОВОД
Да, нет, проехали. Нормально всё.

СВЕТА
Ты как всегда. Тут такая удача! Срочно нужен гид сопровождать группу в Африке, который мог бы смог быстро выучить представление и маршрут. Иваныч даже ответить не успел по телефону, а уже на тебя показал.

ЭКСКУРСОВОД
А, на кого бы он ещё показал?

СВЕТА
(подкалывая)
На Степана, например…

Экскурсовод резко останавливает. Света останавливается и смотрин на него.


ЭКСКУРСОВОД
(срываясь)
Какого Степана? Кто такой Степан? То, что он когда-то где-то был, не значит, что он Африку знает. А я знаю! И все знают, что я знаю. Всё знаю! Пока другие ни черта не делали, я с пелёнок географию учил. Язык учил, статьи писал….

СВЕТА
(перебивая)
Да шучу я, шучу. Чего ты раскипятился?

Экскурсовод и Света идут дальше.

СВЕТА
Опять психуешь. Ты хоть с клиентами так себя не веди, а то снова жалобы пойдут.

ЭКСКУРСОВОД
Да, плевал я на жалобы. Пусть жалуются. Век бы этих туристов не видал. Ещё бы и в Африке их не видеть.

СВЕТА
Это твоя работа.

НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА – ДЕНЬ
Экскурсовод рассказывает группе о памятнике древности.

ЭКСКУРСОВОД
……(рассказ о достопримечательностях)

1-Й ТУРИСТ
А, скажите, где ….

ЭКСКУРСОВОД
Если бы кое-то раскрыл уши пошире, то услышал бы, что повтор рассказанного стоит 10000 рублей.

Туристы смеются.

ЭКСКУРСОВОД
,………. (заканчивает рассказ) Есть вопросы?

2-Й ТУРИСТ
А, можно нас повести вон та ту башню?

ЭКСКУРСОВОД
Нет, нельзя.

2-Й ТУРИСТ
Почему? Нам говорили, что все объекты доступны для просмотра.

ЭКСКУРСОВОД
Кто говорил?

2-Й ТУРИСТ
Турагент.

ЭКСКУРСОВОД
Отлично! Вот пусть Он вас и ведёт на «ТУ» башню.

Туристы возмущаются.

2-Й ТУРИСТ
А, почему нельзя?

ЭКСКУРСОВОД
Дело в том, что  вы приходите и уходите. И каждый считает, что я должен  улыбаться и по вашей первой прихоти лезть на башню или в любую канализационную дыру. И так каждый день с утра до вечера.

Туристы возмущаются сильнее.

2-Й ТУРИСТ
Зачем хамить то? Я просто хотел пойти…

ЭКСКУРСОВОД
(перебивает)
Вот и идите  … к турагенту.

Туристы  возмущаются и уходят.  Остаётся МАЛЬЧИК с мороженным в руке. Экскурсовод стоит к мальчику спиной.

МАЛЬЧИК
Дядя.

Экскурсовод оборачивается.

ЭКСКУРСОВОД
Дядя, а почему ты такой злой?

Экскурсовод отворачивается. Мальчик обходит Экскурсовода.

МАЛЬЧИК
Дядя. Не надо расстраиваться. Хочешь я тебе расскажу стихотворение?

Экскурсовод отходит. Мальчик смотрит на мороженное, вздыхает, обходит экскурсовода, протягивает ему мороженное.

МАЛЬЧИК
Дядя, хочешь мороженное?

ЭКСКУРСОВОД
(сгребает руками мальчика)
Чего тебе от меня надо?

МАЛЬЧИК
Хочешь я возьму тебя с собой?

ЭКСКУРСОВОД
А ты кто такой?

МАЛЬЧИК
Я – путешественник! Я возьму тебя с собой и ты не будешь больше расстраиваться. Я хочу везде побывать: в Америке, а Австралии, в Африке…

Экскурсовод отпускает мальчика.

ЭКСКУРСОВОД
Где?!

МАЛЬЧИК
В Африке. Она знаешь какая красивая. Она…

ЭКСКУРСОВОД
(кричит)
Вот и иди…. В Африку!

Экскурсовод уходит. Мальчик стоит и смотрит ему вслед.

НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА – БЕРЕГ МОРЯ - ДЕНЬ
Экскурсовод смотрит в сторону горизонта.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Праздно шатающиеся индивидуумы, назойливые «знатоки», наштукатуренные клуши. Приехали, глянули, пережевали историю вместе с пирожками. Поржали над тем, чего не понимают и скорее «а где здесь можно хорошо посидеть?»

Экскурсовод оборачивается и смотрит через плечо.
 

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Им же ничего не надо из того, что я рассказываю. Отметились для галочки, сфотографировались скопом, сами не знают где,  и купили магнитик  на холодильник. Всё! Программа выполнена, можно идти пить.
 
Экскурсовод снова смотрит на море.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Мне надоело, когда ты невостребован. Надоело, когда не с кем поделиться мечтой. Но, уже  осталось недолго. Совсем немножечко подождать, и я уеду отсюда очень далеко! Не знаю, что будет потом, но я хочу туда. И я хочу оттуда больше никогда не возвращаться…

Экскурсовод уходит от берега.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Мальчик, ты хотел угостить меня мороженным. Спасибо. Не обижайся, что я тебя прогнал. Ты тут не причём. Я бы мог тебе очень многое рассказать о жизни, мечтах и одной сказочной стране, где всё совсем по-другому. Хотя, наверное, тебе бы не было интересно слушать, как я в твои годы засыпал и попадал туда, где всегда светит Солнце, тёплое море и кричат дикие звери.



ИНТ. ДЕТСКАЯ КОМНАТА – УТРО
Стол. Руки ребенка берут карандаши, лист бумаги и рисуют.

ГОЛОС ЭКСКУРСОВОДА
(за кадром)
Не было бы интересно узнать, как просыпаясь, я хватал лист бумаги и карандаши, и рисовал, рисовал, рисовал. Прекрасный, далёкий мир, полный приключений и тайн. Только бумаге я мог доверить то, что решил никому никогда не показывать. То, что оказалось никому кроме меня ненужно. И пусть я там буду совсем один. Раз все отвергают это, то я никого с собой не возьму. Даже, если буду в этом Раю умирать от тоски. Не возьму.

На столе детские рисунки Африки.

НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА – ДЕНЬ
Экскурсовод рассказывает об объекте группе.

ЭКСКУРСОВОД
,………. (рассказывает о памятнике)
Говорят, что если  мужчина потрёт это святое место, то восстановит свою мужскую силу. И как видите по затёртости, проблем с отсутствием  желающих никогда не было.

Туристы смеются.

ЭКСКУРСОВОД
Однажды я заканчивал экскурсию и уже при выходе, мне одна старушка говорит: «А что же Вы на мне показали…?» Я говорю: «Вы хотите чтобы я показал Вам ….? Это Вам тогда надо в стриптиз клуб сходить».

Туристы смеются.

ЭКСКУРСОВОД
«Нет! Тот который потереть надо». Ну, я удивился, спрашиваю: «Бабушка, а Вам не поздновато что-то там натирать? Может пора о вечном подумать уже?» «Давай,» - говорит – «Не умничай, а веди назад! Пока не потру, никуда не уйду». Пришлось отвести.

Туристы смеются. Экскурсовод хочет пройти, но на его пути ТЁТКА в большой шляпе.

ЭКСКУРСОВОД
Женщина. Можно здесь не стоять?

ТЁТКА
А в чём собственно дело?

ЭКСКУРСОВОД
В шляпе дело. В вашей шляпе. Вы постоянно мне суёте её под нос.

ТЁТКА
Я стою нормально. И ничего Вам никуда не сую.

Туристы смеются.

ЭКСКУРСОВОД
Вы что, тоже хотите мне потереть? Благодарю Вас – Вы не в моём вкусе.

ТЁТКА
Мужчина! Что за оскорбления? Вы что себе позволяете? Будете так себя вести, я…

ЭКСКУРСОВОД
(перебивает)
Буду вести себя, как сочту нужным. Идите со своей шляпой и там трите, суйте, что хотите, то и делайте.

ТЁТКА
Я сейчас пойду! И пойду прямо к вашему руководству! Это что же делается? Посмотрите на этого хама. Вместо экскурсии рассказал мерзкий, пошлый анекдот и ещё оскорбляет. Мы за это Вам деньги заплатили что-ли? Да где таких набрали?

ЭКСКУРСОВОД
Где надо, там и набрали! Не ваше собачье дело. И не надо мои деньги считать.

ТЁТКА
Нет! Это наши деньги. И я их сейчас верну. Вы посмотрите на него!
(всем)
Пойдёмте в их контору. Я сейчас разберусь с этим турагенством. Я так этого не оставлю. Пусть деньги назад возвращают.

Туристы уходят.

ЭКСКУРСОВОД
(вдогонку)
Да иди ты куда хочешь! Чтоб я тебя больше не видел!

ТЁТКА
(оборачиваясь)
Поговори мне. Тебя сегодня же вышвырнут с этой работы. Козёл!

ИНТ. КАФЕ - ДЕНЬ
Экскурсовод обедает со Светой.

СВЕТА
Ты что там сегодня натворил? Кого послал опять?

ЭКСКУРСОВОД
Да, была одна тётка… Достала.

СВЕТА
Ты как всегда. Сколько можно так себя вести? Ведь это твоя работа. И ты должен…

ЭКСКУРСОВОД
(перебивает)
Да, знаю! Знаю! Работа. Должен… Всем я что-то должен. А меня не должны в покое оставить и дурацких вопросов не задавать?

СВЕТА
Успокойся. Сколько можно? Уже были проблемы у тебя с клиентами. Я за тебя волнуюсь.

ЭКСКУРСОВОД
Не надо за меня волноваться. За собой следи лучше, а я разберусь.

СВЕТА
На меня то ты чего набрасываешься? Ты хоть с кем-то можешь себя по-человечески вести?



 
ЭКСКУРСОВОД
Быстрее бы свалить отсюда! Я уже не могу тут находится. Уехать бы и не вернуться.

У Экскурсовода звонит мобильный телефон. Экскурсовод берёт трубку, внимательно слушает, пытается что-то сказать.

ЭКСКУРСОВОД
Но… Сергей… Сергей Иваныч! Она первая начала. Я… Не перебиваю. Слушаю… Нет…

Экскурсовод меняется в лице.

ЭКСКУРСОВОД
Как не еду? Почему? … Это то причём? … Как не еду? Как не еду? … Да мне всё равно! Вы не можете так сделать! Так нечестно! Да пошёл ты!

Экскурсовод бросает телефон.

СВЕТА
(встревожено)
Что? Что он сказал?!

Экскурсовод смотрит на Свету.

ЭКСКУРСОВОД
Вместо меня а Африку поедешь ты … Поздравляю.

СВЕТА
(растеряно)
Я? … Я не поеду… Он не имеет право так поступать! Я сейчас же пойду к Иванычу и объясню…

ЭКСКУРСОВОД
(тихо)
Не надо никуда ходить… Я уволен.

СВЕТА
Да, нет! Это он сгоряча сказал. Не волнуйся, всё можно исправить. Тебе надо только с ним поговорить, извиниться, пообещать.

ЭКСКУРСОВОД
(спокойно)
Всё. Пойми: это – всё.

Некоторое время молчание. Экскурсовод встаёт и уходит из кафе. Света бросается за ним, возвращается, судорожно достаёт деньги и бросает на столик, бежит из кафе.

НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД КАФЕ.
Экскурсовод идёт по улице. Света догоняет его, пробует удержать.

СВЕТА
Подожди! Да подожди же!

Свете удаётся остановить Экскурсовода и развернуть к себе лицом.

СВЕТА
Не хочешь ты, так я сама пойду к Иванычу.

Экскурсовод сбрасывает руку Светы.

ЭКСКУРСОВОД
Да, отстань от меня!

Экскурсовод разворачивается и быстрыми шагами уходит. Света всхлипывает и вытирает слёзы.

СВЕТА
Дурак… Глупый дурак, который никого никогда не любил.

НАТ. ТЕРРИТОРИЯ МУЗЕЯ
На скамейке сидит Экскурсовод. К нему сзади подходит Мальчик.

МАЛЬЧИК
Дядя.

Экскурсовод не реагирует. Мальчик обходит скамейку и останавливается перед Экскурсоводом. У Мальчика в руках цветные мелки.

МАЛЬЧИК
Дядя…

Экскурсовод и Мальчик смотрят друг другу в глаза.

МАЛЬЧИК
А, давай Африку рисовать вместе?

Экскурсовод смотрит на Мальчика и молчит. Мальчик ждёт и начинает рисовать сам. Экскурсовод смотрит и видит рисунки, такие же, как он рисовал в детстве. Экскурсовод  закрывает глаза. На глазах Экскурсовода слёзы.

НАТ. ТЕРРИТОРИЯ МУЗЕЯ
Лица людей из туристической группы, которые с интересом что-то рассматривают. К толпе туристов подходит Света. Протискивается сквозь людей. На асфальте рисунки Африки.
Экскурсовод с Мальчиком смеются и рисуют вместе.

КОНЕЦ

2013


Рецензии