Тайна чёрного человека

"Где ты, доченька моя?!". Не в силах более совладать с материнским волнением, Алина надела пальто, взяла в руки вязаную шапочку, и на ходу надевая её, выбежала на улицу.
   Уже смеркалось, под ногами похрустывал мартовский снег,  лицо холодил студеный ветерок. Алина пошла в направлении автобусной остановки. Не выносимо было сидеть в квартире, когда девочка допоздна задерживалась в хореографическом колледже. "Скорее бы она закончила этот колледж! Тогда я устрою её в университет, на филологический факультет, пусть на заочное отделение, так мне будет спокойнее!". К остановке подошел автобус, заметив знакомую фигурку, Алина бросилась к ней, сжала в объятьях.
- Ну зачем ты так , мам! Опять встречаешь? Даже не стемнело! - С упреком воскликнула дочь, целуя её в щеку.
- Да мало ли подонков бродит по нашему кварталу! Ты ведь у меня такая красавица,  переживаю за тебя!
- Ты постоянно переживаешь, изводишь себя понапрасну! Мама, ты  мне нужна будешь, ещё очень долго!
- Тогда не вынуждай меня волноваться!
- Да я ничего такого не делаю, просто занятия закончились поздно! Говорю тебе, ты накручиваешь лишнего!
   Алина никогда не была замужем, а возраст уже приближался к сорока, однажды она  познакомилась на базаре с узбеком, который предложил ей гражданский брак на неопределенный срок, и она согласилась. Потом они расстались, Алина не стала сообщать ему, что беременна, а когда родилась дочка, записала на свою девичью фамилию, однако имя дала... Когда , в роддоме ей принесли ребенка, и мать увидела её небесные глаза, в обрамлении черных ресниц, и сомнений быть не могло — только Фирюза.
    Себя она всегда считала белобрысой дурнушкой, так что чёрные, как смоль, густые волосы дочери  казались ей верхом совершенства.  С самого раннего возраста Алина баловала дочурку, покупала ей украшения, наряды. Ей доставляло удовольствие бегать по магазинам, высматривая для что-нибудь новенькое из одежды.
   Девочка оказалась на редкость талантливой. За что бы она ни бралась, всё делала с удовольствием и старанием. Хорошо училась в трех школах: общеобразовательной, музыкальной и балетной. Потом выбрала хореографию и поступила в балетный колледж.
  Одно время  дочку мучила фобия: боязнь темноты, кошмарные сновидения, и Алина забеспокоилась. Но жена её брата, Раиса, дала ей совет:
- Покрести ребенка. Дай ей нашу православную веру! Вот увидишь: лучше будет! - И  Алина последовала совету свояченицы. Так у дочери появилось ещё одно имя — Анфиса. Алина звала её просто Физа, Фи-за — сокращенно Фирюза! Кошмары и вправду на долгое время оставили ребёнка. Но когда та начала подрастать, и превращаться в девушку, проблема появилась снова.
- Мам! А меня в Дубай на стажировку направляют, одну с курса! Все решили, что должна ехать я! - Радостно сообщила ей дочь, когда они подходили к дому.
- Не поедешь!
- Мама?! - Кажется девушка была расстроена, - Ты не даешь сделать мне карьеру! Я ведь решила стать актрисой! Ты знаешь?
- Нет! Я думаю, тебе надо дальше учиться, поступать в университет, на филфак. Я всё устрою!
- Ты уже всё за меня решила! Я не хочу торчать в этой дыре.
- Дыра? Ты дыр ещё не видела!
- Какая разница? Сибирь есть Сибирь!
- А тебе Дубай нужен? Только не Дубай!
- Да я бы с удовольствием стажировалась в Индии или Японии! Ведь моя специальность - восточный танец. Но возможностей туда поехать нет. Ты только представь: я поехала стажироваться в Индию и осталась сниматься в Болливуде! Голливуд был бы, конечно, ещё лучше...
- Девочка моя! Ты не знаешь , что говоришь! Мечтать, конечно, можно...
Они зашли в квартиру. Алина поспешно включила свет.
- Ужин уже остыл, сейчас разогрею.
- Не нужно! Чаю попью! Я на диете!
- Никаких диет! Восточный танец требует много сил! А как твои стихи?- Девочка с детства имела способности к сочинительству, писала стихи, но в последнее время совсем забросила это занятие.
- Да, немного написалось, - ответила Фирюза, усаживаясь за стол с мамиными угощениями, - Например, вот: « Плясала цыганка, бренчало монисто. Коса и осанка, платок из батиста! Звенели бокалы и таяли свечи. Тряслись талисманы и гибкие плечи. Визжала шарманка и пела богиня. Цыганка! Цыганка, шепни свое имя!».
- Ну, не плохо! Хотя, вот: коса и осанка - сочетание не удачное, по звучанию, заменить надо. Ты оттолкнулась от Блока? « ...А монисто бренчало, цыганка плясала и вещала заре о любви.» - это стихотворение называется «В ресторане», чувствуешь, что тебя ждёт?
- А что, нельзя отталкиваться от известных поэтов?
- Не желательно. Ну, если взять как эпиграф, то, наверное, можно. - Алина с удовольствием наблюдала, как дочка с аппетитом поглощала её стряпню.
- А у меня сами собой получаются есенинские строки, - как бы между прочим заметила девушка, - Ты что-нибудь выяснила со своей родословной?
- Не так это просто! Кое-что выяснила, конечно.
- В интернете должна быть информация.
- Да, нашла кое-что. Некоторые факты совпадают, но в чем-то идет расхождение.
Алине удалось выяснить о своих предках немного. А началось всё с того, что она посетила известную в городе женщину экстрасенса, которая выявила наличие родового проклятья по линии матери, но для этого надо было знать свой род до седьмого колена. К счастью, мать Аллины была жива и многое рассказала о своих предках, но кое-что ещё оставалось тайной.
- А правда, что  мы в дальнем родстве с Пушкиным и Есениным?- Спросила Физа, вставая из-за стола, - Идем ко мне в комнату, я кое-что тебе расскажу.
- Точно не знаю, но выходит, что так! Что ты хочешь мне рассказать?
- Свой сон!
- Опять сонный паралич?
- Наверное это так называется, такое... - девушка замолчала подбирая слово, - оцепенение что ли. Он подходит ко мне, а я не могу пошевелиться! Глаза у меня открыты, вижу свою комнату, а он сзади, не видно...
- Как это ты видишь комнату? Это что же... не ночью?
- Да, утром на рассвете.
Девушка подошла к зеркалу, расплела толстую темную косу. Полюбовавшись своим отражением, повернулась к матери:
- Я бы могла сыграть гоголевскую паночку!- Она вытянула руки вперед , -  или Маргариту,- девушка закружилась по комнате, имитируя движения летящей птицы.
- Перестань! - Не выдержала Алина.
- А знаешь, мальчишки с другого факультета зовут меня Эсмиральда! Я придумала танец Эсмиральды, моя дипломная работа, если хочешь знать!
- Не хочу, ты кажешься мне одержимой!
- Да, играть роль, сродни одержанию! Ну, когда входишь в образ.
- Не нравится мне всё это.
- А что тебе нравится? Стихи? А стихи это не одержание? Мне вчера показалось, что за меня их пишет Есенин, вот: «Очи ночи, вы темные очень: не видать ни тропы, ни травы. Только слышно как филин хохочет, нарушая закон тишины! Ночь пройдет и рассвет поцелуем подрумянит березкам стволы. И рассыплется солнце, бликуя, по росе; распуская цветы!».
- Тебе надо заниматься литературой серьезно.
- Ты так думаешь?
- Я знаю! Генетика дело серьезное!
- Да, точно! Я даже не знаю кто мой отец! Он жив?
- Наверное!- Поморщилась Алина, - Не хочу сообщать ему о тебе, не хочу чтобы ты стала двадцатой женой в каком-нибудь гареме! Ты может быть не знаешь - женщины там бесправны!
- А у тебя прав хоть отбавляй! Вон, вся уже от тяжелой работы согнулась, пока меня вырастила. И теперь вкалываешь от зари до зари, чтобы дать мне образование!
Девушка подошла к матери и обняла её,- Ну, дай мне самой карьеру сделать, не держи меня возле своего подола! Я ещё тебя озолочу!
- Береженого бог бережет! Не хочу рисковать своим единственным ребенком, пусть даже, если мне придется день и ночь работать! - Мать прижала девочку к себе. - Видишь, и сны тебя мучат, что-то здесь не так!
- И ты думаешь, что виноват Пушкин! - Расхохоталась девушка. - Он полюбил крестьянскую девушку, которая родила от него ребенка. Вот этого ребенка и прокляла Наталья Гончарова! Мам, ну это же чушь полнейшая!
- Так можно было бы думать, если бы я сама не видела «черного человека»!
- Но это всего лишь художественный образ! Черным человеком Есенин, в своих стихах, назвал нечистую совесть персонажа поэмы!
- Это не вымысел! Он на самом деле его видел, и Пушкин видел!
- Ага! Его видели: Есенин, Пушкин и моя мама! Да и я тоже, того и гляди  увижу!
- Перестань смеяться! А как ночью кошмары мучить начнут, маму звать будешь!
 Алина ушла в свою комнату, взяла в руки, лежавшую на столе икону Казанской Божьей Матери. Она не придумывала. Совсем недавно ночью она  слышала: как под чьей-то тяжелой поступью скрипят в комнатах  половицы, как на кухне гремит посуда. И из темных углов, залитой луною комнаты, начинают вытекать, как-будто черные чернила, чьи-то темные фигуры и профили.
   «Пригласи священника, пусть осветит квартиру!» - Снова посоветовала ей Раиса.  Алина не только осветила квартиру, но и обставила все углы купленными ею в церкви иконами. 
   Взяв икону Алина, зашла в спальню дочери. Фирюза сидела у зеркала и примеряла серьги с большими голубыми камнями. Заметив мать, подняла на неё глаза:
- Вот, выбираю на завтра украшения! - Перед ней стояли многочисленные шкатулки, на кровати разложены костюмы для танца. Вот бубен и пояс, нежно шелестящий  даже при легком прикосновении к нему, шапочка из бисера, расшитый стразами, тонкий шифоновый платок, такая же юбка. Девушка сама шила, конструировала эти костюмы. Для каждого танца был свой костюм, со своими неповторимыми особенностями, цветом, аксессуарами.
- Что это у тебя? Новая икона? Похоже теперь ты стала коллекционировать иконы, раньше собирала украшения.
- Хватит тебе украшений! Не стоит потакать своим слабостям.
- А иконы?
- Помогут нам выжить! Кстати, где та книжечка с молитвами, что я тебе дала? Ты их учишь?
- А зачем их учить? Читаю перед сном.
- Непременно выучи хотя бы одну, чтобы ты могла её читать  даже во сне!
 Фирюза фыркнула:
- Во сне? Как же я её во сне то вспомню?
 - Бог поможет, и вспомнишь. Ну, выучи хоть Иисусову молитву, она ведь небольшая!
- Ну, хорошо, хорошо! Непременно выучу Иисусову молитву, так уж и быть! Но мне кажется, что у меня, итак, всё путем!
- Сейчас тебя сохраняет твоя невинность! Береги её! Если, не дай бог, ты потеряешь свою невинность, он завладеет тобой!
- Кто?! Чёрный человек? Может быть, это и есть дьявол?
- Не произноси здесь его имя! Тем более на ночь!
- Ладно, не буду!- Фирюза обняла мать, иди спать, всё хорошо! Похоже, мои страхи перешли к тебе!
- Пусть они лучше мучат меня!- Алина поцеловала дочь в щеку.  Потом поставила икону на шифоньер.
- Господи, избавь мою девочку, от всех бед и лишений, сделай её счастливой и успешной!- Засыпая, Алина все ещё бормотала обрывки каких-то молитв, чувствуя, что кто-то передразнивает и путает мысли. Наконец, сон окончательно её сморил.
    Уже к утру Алине привиделась странная жуть. Ей снилось будто она ничком лежит на полу какой-то гостиницы, спрятавшись за письменным столом. Над ней, поднимаясь  к самому потолку, возвышался лик огромного африканца. Он взглядом искал её, пытаясь заглянуть за стол. «Ну, где ты там?» - Услышала она грозный насмешливый голос.
   «Молитву!», - будто бы кто-то подсказал ей. Алина стала торопливо, с упоением читать Иисусову молитву. Голова африканца недовольно хмыкнула. Оцепенение овладело всеми её членами, Алина чувствовала, что от этого существа исходит нечеловеческая злоба и ярость. Кто бы он ни был, в нём была сила и мощь, и он мог сотворить с ней все что угодно, например, поднять к самому потолку, и сделать ещё что-нибудь похуже. Но  бог слышал всё и помогал!  «Господи, Иисусе Христе, сыне божий! - Старательно выговаривала она, - спаси и сохрани меня и мою дочь!». И призрак отпустил, оцепенение прошло. Алина села на постели. За окном брезжил рассвет.
   Что это было? Только одно знала она точно: это происходило в другом измерении, она находилась в теле Сергея Есенина, но в отличие от него она победила! Нет, это бог ей помог!
   «Стыдно мне, что я в бога верил, горько, что не верю теперь!» - Вспомнились Есенинские строки. Вот почему он погиб! Он не читал молитвы и призрак африканца его … ах, впрочем нет! Это её личная версия гибели поэта! И это семейная тайна! Ну и пусть остается тайной! Алина встала, на цыпочках зашла в комнату дочери. Та спокойно спала! «Чернобровочка моя! - Улыбнулась мать, - пусть  тебе повезет в жизни больше, чем мне!».


Рецензии