Дворовой

ДВОРОВОЙ
Это был один из самых знойных августов, которые я видел в своей жизни. Вот уже пятый день стояла жара под сорок градусов, а на небе не было видно ни облачка. Раскаленный воздух прозрачной дымкой клубился над пыльной дорогой. Животные старались найти местечко попрохладнее. Сельские собаки днями напролет не вылезали из конуры, гуси купались в чудом сохранившихся лужах возле колонок и колодцев, а коровы на выпасе забирались в пруд, и выходили на поляну только для того, чтобы перекусить высушенной солнцем травой.
Я сначала пытался укрыться от деревенской духоты в лесу. Но раскаленный воздух витал и среди вековых деревьев. Потом я отправился к реке. Но рыба клевать категорически отказывалась, а привычной, исходящей от водоема прохлады я так и не ощутил.
Очередной, изматывающий своей жарой день, мы с бабушкой Марусей провели в избе, открыв обе двери в сенях нараспашку, и устроив, таким образом, импровизированный локальный сквозняк.
Есть не хотелось совершенно, и старушка время от времени поила меня горячим чаем, заваренным на травах собственного сбора, который странным образом утолял жажду.
Переждав пик солнцепека, мы решили размять кости и выйти ко двору. Спустившись с крыльца, мы с бабушкой Марусей направились в сторону забора. Навстречу нам попалась клушка, с выводком, которая вела девять желтых попискивающих комочков в сторону конюшни.
- Оставь калитку открытой, - махнула в мою сторону рукой старушка, как только мы с ней оказались в проулке: - Пусть двор проветрит.
Я покорно повиновался, и засунув руки в карманы легких штанов, подошел к бабушке Марусе. Нащупав какой-то твердый предмет, я достал его из кармана, и раскрыв ладонь, произнес, обращаясь к бабушке Марусе: - Смотрите, какой любопытный камень я нашел вчера на речке.
- Хороший камень, - одобрительно кивнула мне собеседница: - Куриный бог называется.
- Да вы, что? – удивился я: - У камней, что тоже есть свои названия?
- А-то как же, - произнесла старушка: - Это не простой камень. Видишь дырочку посередке?
- Из-за нее я его и подобрал, - согласно кивнул я.
- Сильный оберег ты нашел, - пояснила бабушка Маруся.
Пока неторопливо текла ее плавная речь, я вытащил из нагрудного кармана рубашки MP-3 плеер, и молниеносно включил его на запись. С некоторых пор я регулярно пользуюсь этим прибором размером со спичечный коробок. Такой кладезь знаний о народных поверьях и преданиях былых времен, какой хранила в своей памяти моя собеседница, отыскать благодаря счастливой случайности, которая представилась мне навряд ли возможно. Дело в том, что с некоторых пор, я регулярно использую часть своего отпуска для того, чтобы съездить в небольшое поволжское село, жители которого с упорством называют его деревней. Бабушка Маруся с удовольствием принимает меня на постой, и наравне со своими домашними соленьями потчует рассказами и легендами из своей личной жизни или же о том, что сохранила ее прочная и совсем не старушечья память. Поначалу я просто запоминал все эти сказы, а со временем, когда их количество увеличилось до неимоверных размеров, я приноровился использовать записывающее устройство, и, как только речь заходила о чем-то потустороннем, неизведанном или просто любопытном, я нажимал на заветную кнопку, и со спокойной душой внимал ровному голосу своей хозяйки.
- Силу всех стихий вобрал он в себя, - облокотившись на свою неизменную трость, говорила бабушка Маруся, не обращая внимания на мои манипуляции: - Солнышко его обожгло, земля силу дала, ветерок обветрил, а водичка дырочку в нем проделала. Ежели у человека, который его нашел, желание есть заветное, куриный бог его исполнить поможет. Только использовать его правильно надо.
- Это как? – не вытерпел я, нарушив, затянувшуюся паузу.
- А просто все. Хитрого ни чего в том нет. Берешь его, в дырочку глядишь, и желание сказываешь свое. Потом в кулаке сжимаешь, чтоб он почувствовал хозяина, и силу свою передал. А затем уж, на красную веревочку подвязываешь, и на шее носишь, пока желание твое не сбудется, - разъяснила старушка.
- И всегда и все исполняется? – не поверил я.
- Заветное желание, то которого искренне желаешь, исполнится, а с чепухой всякой и суваться не стоит, - ответила мне бабушка Маруся.
- А еще чего интересного можете про него рассказать? – попросил я.
- Ну, чего ж, тебе еще сказывать? – задумалась старушка: - Как желание твое исполнит он, сымай его, и дай отлежаться камешку в сторонке, пока вновь нужда к нему не приведет. Дарить его можно, коли, кому добра желаешь. Праздник даже у куриного бога свой имеется.
- Да вы, что? – не поверил я.
- А-то, как же, - бабушке Марусе всегда нравилось, когда ее слова производили на меня неизгладимое впечатление: - В январе, пятнадцатого дня его раньше справляли. Где скотину держали, особливо кур, да петухов, те помещения окуривали специальными травами. Злых духов отгоняли, да удачу зазывали.
- И вправду, камень с историей, - покосился я на свою находку.
- Так оно и есть, - согласилась со мной собеседница.
Пока мы на фоне заходящего солнца, вели свою беседу, ворота в доме напротив, что располагался на противоположной стороне дороги, открылись, и, появившаяся на проулке соседка принялась расстилать у входа во двор какой-то тулуп, внутренней курчавой стороной наружу. Наблюдая за действиями женщины, я не смог удержаться от, рвущегося наружу вопроса: - Бабушка Маруся, смотрите, а что это Антонина делает? Для чего-то какой-то кафтан прямо на дороге расстилает.
- Вот, ведь, беспутные. Снова дворового задобрить решили. Поскупилися видно. Вот теперь и кланяются ему, - беззлобно проговорила старушка.
- Вы о чем сейчас речь ведете? – ровным счетом ни чего не понял я из того, что произнесла сейчас собеседница.
- Права я! – возликовала моя хозяйка: - Смотри, вона, машина грузовая едет, с белой кобылкой, - ткнула она батожком  в сторону дороги.
И  в самом деле, в отблеске лучей заходящего солнца, по пыльной дороге трясся грузовик  с безразличной, к происходящему лошадью в кузове.
- Ни чего не пойму, честное слово. А шуба для лошади, что ли нужна? – потирая  в руке свой камень, поинтересовался я.
- Не шуба-то,  а тулуп овечий. Смотри дальше. Сейчас лошадку сгрузят, и во двор ее задом загонять через тулуп станут,  - бабушка Маруся одной рукой, машинально поправила платок на голове.
- И для чего все это представление нужно? Соседей что ли удивить хотят? – я терпеливо ожидал, когда старушка перестанет держать меня в неведении, и раскроет очередную из тайн.
- Соседи тута не при чем. В дворовом все дело, - сказала, и тут же замолчала бабушка Маруся. Информацию она всегда выдавала дозировано.
- Про домового слышал. А дворовой, это кто? Неужели и такой имеется? – удовлетворил я ожидание старушки новой порцией вопросов.
- Как же не иметься? Имеется. Дворовой, это младшой брат домового. Хороший хозяин задобрить его старается. Устраивает в удобном углу сараюшки ведьмину метелку. Это сосновая лапа. Больно уж она дворовому по душе. Там он и устраивается. Коли все ладком будет, то и дворовой пособит по хозяйству, да за скотиной присмотрит. А вот, как злить его начнут, или же забывать, то он мигом о себе напомнит. Осерчает, и тогда уж, только успевай беды считать. Ночной он житель. Потому и белый свет не любит. Как хозяева белую лошадь или корову во двор приводят, так, чтоб дворового задобрить должны будут через тулуп овечий их прогнать крупом вперед. Да и не гарантия, что дворового задобрить удастся. Антонина с Пашкой знают об том, да видно белая кобылка дешевле темной обошлась, вот и прикупили по случаю. Как поженихались еще, так и выгоду во всем ищут. А сами бывает, хозяйство бросят, да вином балуются. Катька, иха дочка цельными днями без присмотру по улицам носится с подружками. Ни как за ум не возьмутся. И жизнь ни чему не учит. Видишь, во дворе-то, что у них творится? Одним словом бардак, - кивнула моя хозяйка в сторону соседского дома.
Бабушка Маруся была права. Я без труда рассмотрел на соседском дворе через раскрытые ворота, бесхозную раму от велосипеда, какие-то коробки, пустые пластиковые бутылки и прочий мусор. Кроме того в дальнем углу, беспорядочно валялись не расколотые чурбаны.
- Какой дворовой этакое безобразие потерпит? Вот на них неприятности и сыплются. Помнишь, баня горела в прошлом году? А проводка сколько раз замыкала в сараях и конюшне, числа нет. Скотина постоянно болеет. Куры не несутся. Дворового это все проделки. А Павлу с Тонькой и дела нет. Думают овчиной его задобрить. Нет бы, двор в порядок привести. Хотят, как попроще, - вздохнула старушка.
- Но ведь не всегда бывает, что из-за того, что люди за хозяйством не следят, у них неприятности случаются? Есть же такие, кто работают не покладая рук, а все равно что-то да не ладится у них, - разумно заметил я.
- А я и не спорю с этим. Дворовые они, как и люди. Каждый свой характер имеет. Некоторые из них просто из вредности досадить могут. Вот я историю, какую об этом слыхала. Как-то позавидовал злой дворовой своему соседу доброму дворовому. У того и лошади ухоженные были и двор чистый. Просверлил злой дворовой дырку в чане, с которым добрый ночью по воду к реке ездил. И вот льет добрый дворовой воду в чан, а тот все наполниться не может, а тут зорька ясная подоспела. Так и сгинул он на том месте от обиды и горя. Коли дворовой шалить начинает, то тут нужно домового просить, чтоб своего брата вразумил, а еще, как раз твой камешек пособить в этом деле может. Дворовой угомонится, ежели куриного бога в его сарае повесить.
- А чем дворовой от домового отличается? Ну, кроме того, что живут они на разных территориях, - наблюдая за тем, как соседи сгружают лошадь с грузовика, задал я очередной вопрос.
- Есть у них различие, - кивнула моя хозяйка: - У дворового копыта заместо ног. А в остальном старик стариком. Котов еще он любит да коз,  а к остальной скотине равнодушен. Людей он терпит, хоть и по хозяйству пособляет. По-другому и не скажешь. Еще одна мне история на ум пришла. Слушай, пока стоим. В одном селе жила девка незамужняя. Олькой кликали. По ночам к дворовому на овин бегала. А тот косу ей все крутил, да приговаривал. Не смей волосы опосля чесать. Шибко осерчаю. Так она и ходила нечесаная. Даже гребня не имела. Да вот задумала как-то замуж Олька выйти. Пошла с подружками в баню, да и помыла свои космы, а девчата причесали ее. Наутро венчаться пора пришла. Подружки за Олькой подались, а она на сеновале лежит мертвая, да черная вся. Дворовой ее задавил. Не иначе.
Слушая истории про дворового, я несколько раз бросил взгляд на двор бабушки Маруси, часть которого просматривалась через открытую калитку. На земле зеленела, словно коврик, невысокая травка, в сарае аккуратно сложены в поленницу дрова, в углу у дома росли колючие кусты малины, с которых свисали красно-бордовые ягоды. В малиннике шаловливо прыгал и катался на спине бабушкин кот Мишка. И тут мне подумалось, а, и, в самом деле, как одна старушка может управиться с таким, пусть и небольшим, но все-таки хозяйством? Ведь все у нее всегда получается споро и ловко, будто и, в самом деле, помогают ей невидимые помощники. Дом стоит крепко, сарай и конюшня всегда чистые. Кто знает, возможно, и существуют они, эти мифологические существа и духи. И лучше с ними жить в мире и согласии.
На следующий день на смену жаре пришел прохладный ветерок.
Прогуливаясь по дороге, я встретил соседскую дочку Катю, и подарил ей куриного бога. Девочка обрадовалась такому подарку, и унеслась в дом делиться своей радостью с родителями. Искренне надеюсь, что Антонина и Павел найдут правильное применение этому непростому камню, и их бесконечные неприятности с домашней птицей и дворовыми постройками прекратятся.
В очередной раз, когда бабушка Маруся отправила меня в конюшню за яйцами, я внимательно осмотрелся вокруг. Я уже давно привык к тому, что место, в котором она держит кур, моя хозяйка, ни как не желает называть курятником. В дальнем темном углу я заметил ощетинившуюся еловую веточку, а на полу рассмотрел отпечатки копыт. Некоторые из них были маленькими и аккуратными, и принадлежали бабушкиной козе по кличке Лиза. Но в глаза мне бросились и другие следы, покрупнее, которые беспорядочно располагались по всей территории конюшни.


Рецензии