Пролеска

- У, какая нынче непогода, снег так и сыпет хлопьями, да и света нет, придется свечу засветить. Что-то неспроста обсердилась Зимовеюшка, не жалеет шуб своих, вон как рвет клочьями. Ну да она богатая, ей не жалко,- тихо приговаривала бабушка Агафья, вытаскивая ухватом из русской печки горшок с картошкой.- Ну, внучатки, к столу. Пора вечерять, сейчас вот свечу зажгу, да будем кушать картошечку с молоком. Ты, Васятка, садись поближе к окошку. Поглянь, как Зимовея бесится, видать поругалась со своим братцем Морозом, вот он и спустил на нее своих собак Пургу да Бурана. Они-то злющие у него, вот и рвут ее шубы. Настенька, а ты чего? Давай-ка за стол. Оставь кукол-то.
- Бабаня,- окликнул Васятка бабку Агафью,- вечер долгий, спать мы не хотим. Расскажи нам лучше. Почему Зиму люди зовут Зимовеей, то Зимовеюшкой?
- И то правда, внучек, не всегда она так лютует. Когда в добром здравии, как же она старается, как укрывает белыми пышными шубами поля и долы, а если еще и в дружбе с братом, то он ей дарит кружева звездчатые, чтобы укрыть деревья. Но это бывает редко. А больше между ними вражда.
- Бабуль, - спросила Настенька,- а правда, что у Зимовеи тоже есть внучка и зовут ее Пролеска? Только прячет ее Зимовея ото всех.
- И то правда, внученька. Где-то, в самом глухом лесу прячет она ее от всех, а где, никто не знает. Но это все догадки.- Бабушка Агафья взглянула на часы-ходики,- И, милые, время-то уж позднее, ложитесь-ка спать, а я еще посижу, носок довязать надо.
   Настенька сразу уснула, а к Васятке сон не шел. Долго лежал он с открытыми глазами и все думал, какая же внучка у Зимовеи. Вот бы увидеть ее хоть одним глазком. За думами сон Васятку и сморил, но во сне кроме снега и метели ничего не увидел..
Васятка – мальчишка упрямый. Задался он целью отыскать внучку Зимовеи, люди зря болтать не станут. Проснувшись утром и позавтракав, Васятка спросил у бабушки.
-Бабушка, хворост у нас есть печь растапливать?
- Нет, внучек, совсем мало и надо бы в лес сходить за ним, да ноги у меня нынче крутит, видать к непогоде.
- Так я сбегаю. Ты не беспокойся, бабуля, я уж большой, сам схожу в лес.
- Смотри у меня, не заходи далеко-то, а то вдруг завьюжит, дороги не найдешь.
- Не бойся, я скоро!- Крикнул Васятка. Тут же схватил веревку, мешок, быстро оделся.- Настька, а ты принеси бабушке воды!- Крикнул уже в дверях.
  Долго бродил Васятка по лесу, собрал хворост, уложил его под елкой и продолжал бродить, но никого вокруг, один снег, да тишина. Пробродив почти до вечера, Васятка с охапкой хвороста вернулся домой.
- Что так долго, я уж беспокоиться стала, где бродил?- Напустилась на него бабушка Агафья.
- А знаешь, бабушка, я ведь внучку Зимовеи  искал. Раз говорят люди, значит кто-то видел ее.
- И, милай, мало ли что люди говорят. Если была бы она, все равно  показалась бы народу. Сказки все это.
     На другой день Васятка вновь пошел в лес. Погода стояла прекрасная: светило солнце, ветра не было, и он не заметил, как забрел в глушь. Шел, шел и вдруг остановился, как вкопанный. У березки следок, как проталинка и еще, и еще.  Васятка идет по следам и считает, внезапно в лицо снежок ударил и раздался серебристый смех. Поднял он глаза, да так и застыл на месте. Стоит перед ним девчушка в белой пушистой шапочке, шубейке, а вокруг снежинки хоровод водят.
- Ты зачем, Васятка, забрел в мой лес. Увидит тебя тебя моя бабушка Зимовея, накажет.
- А ты внучка Зимовеи? Значит, правду люди говорят. Как же звать тебя?
- Пролеска я, а людям меня бабушка не кажет, чтобы не знали они, кто по весне одаривает их подснежниками.- Она сильно топнула ножкой, появилась проталинка и показался голубой подснежник,- возьми, Васятка, цветочек. Отнеси домой. Поставь в воду, пусть ждет своих братьев весенних.
Не заметили они за разговором, как вернулась из гостей Зимовея. Так рассвирепела, подняла метель со вьюгою, чтобы навсегда укрыть следы Пролески и занести снегом Васятку. Но успела Пролеска бросить впереди Васятки снежок .
- Встречай меня в конце марта…- Крикнула напоследок она ему. Бежит Васятка домой, торопится, а снежок все больше и больше становится. Возле избы большущим стал, а потом сразу рассыпался. Такой сугробище получился.
- Васятка, внучек мой дорогой!- Запричитала бабка Агафья.- Как же ты меня напугал. Уж я думала, что сгинул ,ты, в лесу.
Васятка  медленно снял одежду, вытащил из-за пазухи подснежник и дал бабушке. Агафья только ахнула, сев на табуретку. Долго смотрела на цветок, а потом тихо спросила.
- Внучек, откуда у тебя подснежник, ведь на улице февраль, хозяйка сейчас зима, а это весенний цветок?
- Мне его внучка Зимовеи дала, Пролеской ее зовут. Нашел я ее, мы даже в снежки играли, но нам Зимовея помешала, хотела меня погубить, а Пролеска дорожку указала, да еще сказала, чтобы ждал я ее в конце марта. Она даст знать. Ты, бабушка, поставь цветок в воду, он своих братьев весенних ждать будет.
- Ну и ну,- тихо сказала Агафья,- для людей что сказки, для детей явь.
   Каждое утро смотрел Васятка на подснежник, а тот стоял в воде свеженький, будто только что сорванный. Денечки бегут, уж скоро зиме конец, февраль на исходе, а на пороге уж март следы оставляет. Значит, Зимовея засобиралась на север, обновлять свои шубы к новому сезону. В одну из последних февральских ночей кто-то стукнул в окошко, проснулся Васятка, подбежал к окну и увидел Пролеску. Сидела та в санях и махала ему рукой.
- До следующей зимы помни обо мне!- Крикнула она. Кони рванули и умчались ввысь, на землю упали дождем цветы.
       Утром люди пошли по воду, а на всех проталинках множество голубых подснежников. Рвали их дети, венки плели, букетиками несли домой, но никто не догадывался, что эту радость подарила им Пролеска, внучка суровой Зимовеи.
 


 


Рецензии