Огтрк ямал- регион- литературный

                ОГТРК ЯМАЛ- РЕГИОН - Литературный
Эх, засиделись мы, однако, в домах своих. Как-то обыденно всё, однообразно: дом –работа – магазин, монетка – лента. Раз или два в год – на Юг, но и это уже кажется  однообразным, поднадоело. Живинки хочется – «аперитивчика жизненного», чтоб улыбаться потом долго и ощущать послевкусие чего-то такого, что отвлекло нас от наскучившей обыденности.
Только я об этом подумал, как вдруг на экране телевизора пошла реклама: «ОГТРК «Ямал - регион» проводит 11-й чемпионат по зимней рыбалке». «А что, – подумал я, – триста сорок километров мне, живому ещё и здоровому человеку, не расстояние!»
Поеду! – твёрдо решил я и связался по интернету с организатором мероприятия Натальей Кожевиной. Она дала согласие на мой приезд для торговли с машины моими книгами о рыбалке и охоте.
Утро  «торговца-писателя» в канун мероприятия началось в два ночи – чашка кофе, а в три уже старт из Берёзово ХМАО – Югра, на устье реки Собь, которое недалеко от Салехарда, – на место проведения чемпионата.
Автозимник раскачивал машину из стороны в сторону, проваливал в свои ручейные ямы, бил на выбоинах, но давал нам двигаться к намеченной цели, местами разгонялись и до ста километров в час. Хоть такое вождение машины является экстремальным, но на автозимнике я был не один. Ехали и легковые авто, и грузовые автопоезда; дорожная авто-суета ничем не отличалась от шоссейной. После деревни Теги начался снегопад, он несколько затруднил передвижение, но мы продолжали ехать. На свежем снежке тут и там виднелись парные «следья» хищников, бисером рассыпались по полярному автозимнику, утверждая слово «любовь»: март у лисиц – брачной период.
 Мода пошла у автомобилистов большой земли: владельцам импортных машин и снегоходов вдруг становится скучно, они сбиваются в группы и едут на север, в основном в Салехард, – и считают себя покорителями этих суровых мест. Но, увы, это их частное заблуждение: север давно покорён, и северяне комфортно поживают в этих северных широтах, радуясь жизни, идя в ногу вместе с нашей великой страной.
...Вот так и ехали – как говорил мой дед, «по темнарикам». Наконец добрались до места спортивных торжеств в устье реки Собь. Народ был уже на месте. Я остановился у переносного шлагбаума перед въездом на территорию мероприятия. Важного вида мужчина подошёл ко мне и сказал:
– Тут по пропускам, встаньте на общую стоянку!
Другой, с табличкой на груди, осадил его:
– Пропускай! На эту «Весту» - 624 есть пропуск
«Молодцы! – возликовал я. – Наташа Кожевина, специалист ОГТРК «Ямал-регион», проработала всё, даже мой въезд на территорию».
Моё место оказалось рядом с палаткой и мангалом Армена – крупного специалиста по шашлыкам. Я про себя порадовался – что может быть лучше армянских шашлыков? В Сухуми, в парке МВО есть кафе, хозяйку его зовут Аделаида, – так вот, таких шашлыков, как там, мне нигде больше пробовать не приходилось – нежные, ароматные, с каким-то особенным, вкуснейшим соусом, приготовленным самой хозяйкой. Она и на слово была философ. Как-то съездили мы на Красную поляну – и рассказали, почём там шашлыки. Она послушала и ответила: «Это то же самое, что деньги порвать на мелкие клочки и выбросить в урну!».
А какие «семечки» делают армяне! Это порубленные сантиметра по три бараньи рёбрышки, зажаренные на мангале. Делают их в хороших ресторанах – не оторвёшься. Эх, армяне... Талант у них к этому делу заложен великий. Спросил я в Армении одного ресторатора, местного, звали его Ваган: «А почему у тебя шашлыки из баранины такие нежные, сочные получаются? Как ты выбираешь барашка?». Ваган налил стакан вина, поднял его и, погружаясь мыслями в процесс выбора «жертвенного» животного, начал объяснять: «А вот так: возьму барана за морду и посмотрю в его глаза. Если печальные они, испуганные, то отпускаю его, могу так несколько отпустить. А того, у которого из глаз льётся счастье, я беру на шашлык – ведь он повидал и радость, и любовь, и тепло солнечное, наелся вдоволь травки сочной, поэтому и мясо его будет сочным, нежным, как и его взгляд». Я подумал: что-то в этом есть. И искренне поверил ему.
Между тем соревновательный день набирал обороты. Рыбаков и их болельщиков – человек триста, у судейского стола участники регистрировались, получали жетоны. К соревнованиям были допущены как одиночки, так и команды. Все они – с ледобурами, с рыбацкими ящиками – торопились на лёд. Я разложил на капоте своего авто книги, оставил возле них девушку - торговку и пошагал на лёд, к рыбакам.
Организаторы соревнования обтянули красной лентой участок триста на триста метров, там и предстояло ловить рыбу. Ледок, скажу вам, был потолще, чем за Уралом: наращенный ледобур ростом с рыбака уходил под лёд полностью, так что поговорка «без труда не вытащишь и рыбку из пруда» соответствовала соревновательной задаче. Но рыбаки справлялись с этим заданием. Хрустел под ледобурами лёд, рыбацкий азарт давал  себя знать. И уже через час, сосредоточенно склоняясь над лункой, рыбаки с волнением ждали своей удачи. А как же не волноваться, если победителя ждёт главный приз – снегоход, а это не много не мало – миллион рублей. А удача-то – в чёрной лунке во льду Соби.
Как будто между прочим, появился пяток оленьих упряжек. Видать, не только Армен увидел выгоду в этом мероприятии, но и сметливые оленеводы приехали, чтоб заработать на катании людей. И люди катались, не жалея денег, –  до самой старости воспоминаний хватит. Дымили мангалы, неслись упряжки; соревнующиеся с рыбацким упорством ловили рыбу... И вот первый возглас:
– Поймал!..
 Ох, если б ещё пару часов назад он знал, какой триумф его ждёт! Он и оделся бы по-другому, и постригся бы, и побрился, и речь бы придумал, но... Со всех сторон окружили его камеры, микрофоны; журналисты о чём-то спрашивали.  Бедолага совсем растерялся, но что-то говорил.
Соревнования продолжались, номинаций было много. Сосредоточенное молчание над лунками прервал женский крик – из рыболовного ящика одного рыбака выбежала на лёд мышка. Сообразив, что попала куда-то не туда, она нырнула в пакет рыбачки, она-то от неожиданности и закричала. Мужчина помог рыбачке, вытряхнул из её пакета мышь, которая, как ни в чём не бывало, направилась в рюкзак к другому рыбаку. Тот выругался, вытряхнул мышку, а она – уже в ящике соседа. Крики и смех разносились по рыболовной площадке в направлении движения мыши, пока та не исчезла – то ли скончалась от страха, то ли скрылась в укромном месте. Стало тихо, все вновь увлеклись рыбалкой.
Тут загудел у меня «сотик». Звонила моя торговка Светлана:
– Нужно книгу подписать, купили!
«И у меня клюнуло», – победно подумал, я. Сегодня многие молодые писатели говорят о том, что написанные ими романы, повести или рассказы вызовут у читателя интерес и книги раскупят. Свои же деньги в издание книги вкладывать не хотят. Хочу обратиться к ним и сказать: «Уважаемые! Если вы считаете, что ваша книга гениальна и что она улетит с прилавка, не спите, издайте её на свои кровные, – и попробуйте её самостоятельно продать. Посоветую ещё больше: компьютерным рисунком на обложке и серой бумагой читателя не привлечёшь! Я плачу художнику высокого класса за акварельные иллюстрации к тексту – до трёхсот тысяч рублей за книгу, так как иллюстрации привлекают читателя больше, чем сам текст. Работаю с тиражами по пять тысяч книг, продаю вот так – с капота авто. Или на книжной ярмарке, или на рынке. Можно ещё стойки с книгами расставить в больших торговых центрах. И посмотрите, как пойдёт ваша книга».
Первым покупателем сегодня оказалась женщина. Купила «Волки идут следом», повесть. Я подписал и подумал: «Плохая примета у официантов в ресторане, если вечером первый посетитель – женщина: навара не будет!»
Рыбацкий праздник набирал обороты. На сцене захрипели динамики, из подъехавших ГАЗелей стали выходить артисты в национальных одеждах народов ханты, ненцев, коми; в казацких,  украинских нарядах. Вот-вот должна начаться концертная программа. Скажу вам прямо: не к месту были бы тут, на Крайнем Севере, московские звезды – Киркоровы, Михайловы, Моисеевы и другие, кто пытается веселить нас за деньги.
Три палатки с дымящимися шашлыками, горячий чай, выпечка. Высокий ненец в национальной одежде продаёт ненецкие деревянные блюда. В небе кружат частные летательные аппараты, люди гуляют в ожидании итога соревнований, сияют улыбки, лица лучатся радостью...
Завороженный праздничной эйфорией, я бесцельно гулял в этой праздничной толпе народа – и вдруг поймал себя на мысли, что я тоже с ними, на этом празднике жизни. Загудел телефон, Светлана сказала, что меня ждут покупатели.
Вы знаете, не коммерческие соображения, а чувство писательской востребованности радовало меня. Когда покупают результат твоего творчества, значит, ты нужен читателю как автор.
У капота моей Лады Веста стояли муж и жена, в руках которых были мой роман «Вертолётная рапсодия» и «фишка» сегодняшнего мероприятия – книга «Рыба Обского севера». Мужчина рассказал, что он занимается исследованиями на Ямале, этнокультурой, собирает материалы об истории  Салехардского аэропорта – и, увидев литературу о нашем Обском севере, не мог не остановиться и не купить вот эти две книги. С удовольствием я подписал им моих пару литературных работ, а Светлана с благодарностью, приняла от них тысячу рублей. Да и что сказать – Светлана, симпатичная, высокая, красиво одетая девушка, не могла не привлечь даже скупого покупателя. У такой – грех не купить. Армен, жаря свои шашлыки, то и дело поглядывал на наш капот – соревновательный дух, кажется, проник и в него, легко читалось в его взгляде удивление: «Ещё и книги люди покупают?..»
На сцене грянули первые аккорды музыки, ведущий представил всем коллектив дома культуры имени 30-летия Победы города Лабытнанги. Стало ещё веселей. Дым от мангалов повалил ещё гуще, ароматы жаренного мяса разливались повсюду, развёртывалась торговля. Появились и первые «коробейники». Красивая хантыечка разложила перед собой детские бурки из оленьего меха, и одним из покупателей её продукции стал я – купил детские бурочки. И вновь звонок моего «сотика»:
– Тут ещё подошли за книгами, – сухо сказала Светлана.
Радуясь в душе, я поспешил к своему авто. У капота стоял прилично одетый мужчина, по лицу и по виду – «крутой». Протянул мне руку, представился: режиссёр видеофильмов об охоте и рыбалке «С полем!». Подписал я ему две книги, пожелал творческих успехов, Светлана упрятала тысячу рублей, и дело двинулось дальше. Я – любитель охотничьих и рыбацких программ, смотрю ТВ «Охотник и рыболов», но когда просмотрел несколько роликов «С полем!», то ахнул: ни одна программа конкуренции с ней не выдержит. В этой программе можно увидеть не только уникальную флору и фауну, но и настоящих северян – суровых мужиков, мальчишек – такой фактуры нет у режиссёров центральных регионов России. Избушка на берегу Оби, хозяин в ней, а на окне тюбики вниз головой – хрен, горчица, майонез, которыми они кусочки смачных блюд севера сдабривают… Посмотрите эти ролики и вы, уважаемые читатели, – защемит и вашу рыбацкую или охотничью душу, и у вас закрадётся мечта побывать там, где побывал это режиссёр. Когда я просмотрел его видеоролики, поймал себя на мысли: а тексты-то мои начали сползать, они не дотягивают порой до этой программы. Но – я отвлёкся от праздника.
...На сцене началось действо. Я, как и все зеваки, придвинулся поближе, чтоб не только услышать, но и, как говорят на Украине, «подивиться вблизи». Красивая одежда артистов, талантливые исполнители, баян, скопление народу, техники, летающие в небе вертолёты, запах шашлыков – всё это усиливало праздничную эйфорию. Со льда на импровизированную площадь потянулись рыбаки со своими ящиками, связками удочек, с красными от ветра и солнца лицами – в ожидании обещанных призов и грамот. А ансамбль казачьей песни радовал души северян. Вот патриотизм! Ведущий перед каждым номером программы представлял, всегда в новой интерпретации, организатора праздничного концерта – клуб имени 30-летия Победы города Лабытнанги.
Но вот опять зазвенел телефон, торговка книгами попросила меня подойти. Я отвлёкся от концертной программы и с радостью поспешил к своему автомобилю. Женщина лет тридцати держала в руках мою книгу, изданную совместно с мансийским поэтом Андреем Тархановым – «Волки идут следом». Она стоила сто восемьдесят рублей и, наверное,  была единственной, приходившейся моей покупательнице по карману. Оглядывая остальные книги на моём капоте, стоимостью в пятьсот рублей, она сказала:
– Я просто читать люблю, а тут вижу – наш, северный автор!
Из концертной толпы появилась фигура режиссёра «С полем!». Он привёл к моему капоту такого же представительного мужчину, а когда подвёл его вплотную, то, указав перстом в сторону книг, произнёс:
– Всё ценное, что есть на этой площади, – на капоте этой машины!
«Вот это изречение, – подумал я, – да от таких людей! Заголовок целый!». Ещё пара книг ушла с капота моего авто.
Светлана купила у Армена шашлык, а, попробовав, сказала:
– Резина!
– Но ведь дело-то в мясе, а не в Армене, – вступился я за армянина, – не выращивал Армен эту свинью, не глядел ей в глаза. Армен красиво развернул мангал и весь «киосочный» аксессуар. Красиво пожарил мясо и красиво подал – и на том спасибо ему.
Праздник подходил к концу. На сцене победители получали призы, продуманно организаторами было всё до мелочей, ведь учредитель-то соревнований – редакция ОГТРК «Ямал-регион», спасибо им.
И я не с пустыми руками ехал домой – пятнадцать проданных книг. Вы скажете, мало продал? Скажу: нет, нормально, на триста человек пятнадцать книг  – это хорошо! Плюс тезис: «Всё ценное, что есть на этой площади, есть на капоте этой автомашины!»


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.