40-3. Школа даосов о видении мира

40-3.

ШКОЛА ДАОСОВ О ВИДЕНИИ МИРА

В беседах с восточными философами, я понял, что обычно наш взгляд на мир засорён заблуждениями, возникающими от ошибочных или надуманных стереотипов, которые навязывает нам общество с его заточенным образованием на свои интересы. Я также понял, что Истину можно познать порой через оригинальной взгляд на жизнь. Стоит только отстраниться от видимого и поглядеть на вещи как бы со стороны.

Философ Лецзы сказал, что часто люди на самых умных смотрят как на юродивых, считая их больными, а свою болезнь принимают за крепкое здоровье.

БОЛЕЗНЬ

Пришёл к врачу-даосу в лес путник один странный,
Его просить стал, покой нарушив постоянный:
- «Учитель, вылечи меня, я стал таким болезным,
И вижу, что являюсь я в работе бесполезным».
Даос велел сесть гостю, чтоб выслушать с вниманьем,
Сказал: «Расскажи мне признаки заболеванья».
- «Хвалу в общине своей я славой не считаю,
Хулу как позор в царстве совсем не принимаю,
Смотрю на жизнь я, как на смерть, бедность вижу в богатстве,
Смотрю я на людей, как на свиней, корм жрущих в братстве,
Смотрю на себя, как на чужого в платье обветшалом.
Живу в доме своём, как будто на дворе постоялом.
Наблюдаю за общиной - рой пчёл, словно, суетится,
Ни на чины и ни на награды не могу польститься.
Меня не изменить ни упадком, ни процветаньем,
Ни выгодой, убытком, наслажденьем иль страданьем,
Не могут напугать ни выкупом, ни наказаньем,
Не поколебать меня ни радостью, ни печалью,
Не удивить меня ни смелостью и не удалью.
Из-за болезни этой я всё потерял наследство,
Друзей, жену, государя, не вижусь с сыновьями,
Пришёл сюда я к вам, чтоб посоветоваться с вами,
Чтоб излечить болезнь, есть ли у вас какое средство»?
Даос велел больному стать спиною против света,
Рассматривая сердце, долго не давал ответа,
Сказал: «Вижу сердце, как у мудреца, большое,
Не знаю, мудрость может ли кто считать болезнью,
В вас не болезнь, а что-то скрывается другое,
Вам обратиться к мудрецу было бы полезней».

И ещё я понял, что часто мы живём не своей жизнью, а тем, что нам навязывает окружающее общество, поэтому мы теряем свою личную свободу и становимся рабами обстоятельств, окружения, разных надуманных идей и установленного кем-то порядка, благодаря которым этот «кто-то» извлекает свою выгоду. Поэтому наша жизнь часто состоит из одних огорчений, которые укорачивают нашу жизнь. Древние философы учили людей забыванию и беспамятству. Однажды Лецзы рассказал свою притчу:

БЕСПАМЯТСТВО

Один крестьянин память потерял в одном селенье.
Не помнил утром он, чем накануне занимался.
Из дома выйдя по делам, терял он направленье,
Совсем о деле забывал, и лени предавался.

Из жизни выпал он, не знал, где завтра, вчера, ныне,
Никто не мог от той беды скрыть в сердце огорченья,
Семья от горя этого всего совсем пришла в унынье,
Лечить пытались все его, не помогло леченье.

Надежду потеряв, семья ждала конца худого,
Но обошло всех стороной несчастие такое,
Конфуцианец излечить сам вызвался больного,
Сказав: «Я вылечу его заботой и нуждою».

Он обещанием своим в них поселил надежду,
Вначале в темноту закрыл, искал тот освещенье,
Раздел больного донага, тот стал искать одежду,
К исканью пищи вызвал голод у того стремленье.

Мудрец был рад, что поддаётся та болезнь леченью.
Хвалился он, что в их роду искусство врачеванья
Передаётся всем от поколенья к поколенью,
Поэтому больного вылечить есть основанья.

- «Попробуем наедине прожить мы две недели»,
Все подчинились, но никто не знал о том леченье,
Болезнь прошла, наутро встал здоровым из постели
Хозяин дома, вся семья вздохнула с облегченьем.

Тот, всё узнав, дошёл в гневе до белого каленья,
Избил детей, выгнал жену, громил всё со всей силы,
Затем с копьём погнался за виновником леченья.
Сказал он, когда о поступке том его спросили:

- «В беспамятстве былом я чувствовал, что я свободный,
Не знал я даже, что земля и небо существуют,
Сейчас же осознал, что весь мир этот непригодный,
В котором ничего нет, что меня интересует.

Здесь в узел спутанные нити все меня связали,
Я вижу жизнь и смерть, утраты и приобретенья,
Любовь и радости, страдания, ненависть, печали,
И сердцу в этой жизни нет от них успокоенья.

Как я хотел бы в том же состоянье очутиться,
Чтоб сердце испытало от свободы наслажденье,
Быть может, стоит мне для этого вина напиться,
Сумею ль снова, хоть на миг я обрети забвенье»?!

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии