Диалоги

               


               

                I

- Ах, ты все еще тешишь себя этой игрой?

- Это – игра? Это самое серьезное дело моей жизни. Я не понимаю,  над чем тут можно иронизировать.

- Не лукавь. Лукавство мне к лицу, не тебе. Ты же действительно играешь этими людьми. И поскольку ты создал их по своему образу и подобию, они тоже любят играть. Разве не так?

- Сначала отвечу на твой вопрос: не так. Кто-то любит, а кто-то – нет. Мужчины более азартны, их легче увлечь игрой. Не то, что женщины.

- Ну,  ты их так и создал: Адама, как себя, а Еве добавил…. Чего ты ей добавил? Иррациональности? Почему женщины не такие, как мужчины?

- Потому что иначе не следовало бы делить человечество на два пола, если бы они были одинаковыми. Можно было бы создать человека, как некоторые растения – двудомным – чтобы он объединял в себе признаки обоих полов. Тогда он нес бы в себе мужские и женские половые клетки и управлял бы процессом воспроизводства по своему усмотрению.

- Как же – управлял бы он! И давно вымер бы. Только стихийное половое тяготение мужчины и женщины друг к другу делает процесс продолжения рода неуправляемым и тем самым устойчивым. Делал, по крайней мере. Этими своими таблетками они еще наделают бед, а тебе забот.

- Все не так страшно. Больше половины человечества еще не знает этих таблеток.

- Иногда меня бесит твое благодушие, как и твоя манера не отвечать на вопросы, а уводить разговор в другое русло.

- Разговор, как и русло, все тот же. Но раз ты так нетерпелив, отвечаю.
Итак: женщина почти такая же, как мужчина. Если сравнивать два тела, она отличается от него не больше, чем на одно ребро. Чего я ей добавил? Подумай сам. Мужчина испытывает половое влечение к женщине благодаря гормонам и потому, что у нее другие формы. Эстетически привлекательные. Мужчину можно увлечь тем, чего у него нет. И поэтому он хочет это получить в свое владение. Мужчина хочет власти.

- Как ты.

- Не перебивай. И, казалось бы, получив, он должен успокоиться. Но этого не происходит. Что должно быть в женщине, что, получив ее, мужчина снова и снова пытается удержать ее?
               

- Удержать, потому что женщина ускользает? Ты добавил ей независимости?

- Наконец-то. Она тоже умеет играть. Но: если захочет. А если не захочет, играть не будет. Она может  ВСЕ, что может и мужчина. Если захочет.

- Это довольно смелое заявление. До сих пор в истории человечества наблюдалось покорение женщины мужчиной. Хорошо, это подтверждение его властолюбия. А где подтверждение независимости женщины?

- Да хотя бы в том, что она всегда остается сама собой, а в некоторых цивилизациях, если получает возможность уйти, уходит. И снова мужчина устремляется в погоню, вооружается, покоряет другие племена и народы, совершает открытия, производит впечатление, опять покоряет. А она опять уходит. И начинается все сначала. Ах, это вечная история! Можно сказать, что двуполое человечество – гарантия его прогресса.

- Прогресса – это точно сказано.  Особенно научного прогресса. Так они все твои загадки разгадают.

- А они не очень и зашифрованы, мои загадки. Я рад тому, что человечество развивается.

- Рад, а Древо жизни спрятал.

- Это не имеет к прогрессу никакого отношения. Я рад развитию человечества. Древо жизни – это другой уровень.

- Твой. Так?

- Ты сам знаешь, что так. И давай не будем опять о том, что я что-то спрятал, чего-то недодал. Я дал человеку самое главное – свободу. Ты, между прочим, всегда был против.

- Хорошо, давай об этом. Почему я был против?..

- Да потому что ты хотел управлять человечеством. Стадом ведь управлять легче, чем свободной стихией?

- Если ты хочешь сказать, что ты НЕ управляешь человечеством, я громко рассмеюсь.

- Да докажи, докажи сначала. Все это голословно, мой друг. Хотя ты и не мой друг.

- Это не важно. Я – оппонент.

- Я ценю это.

- Ну и спасибо. А доказательства…. Сначала расскажи мне кое-что.  Вот эти двое. Это два мальчика? Что их ждет в жизни?

- Они родятся в одной семье.
               
- Значит, их жизненный путь будет примерно одинаковым?

- Нет. Во-первых, я активирую в них разные качества личности. Вот этому, старшему, я дам в дорогу много хорошего. И даже доброту.

- Опять ты со своей добротой. Никогда не мог понять, для чего человеку доброта. Совершенно бесполезное качество. Она же не помогает выживаемости, скорее, наоборот. Доброта иррациональна.

- Я люблю это качество. И дарю его просто так. Вот этому мальчику дам, а второму – нет.

- И поэтому первому придется труднее в жизни.

- Нет, не поэтому. С добротой иногда проще жить. Но ему достанутся родители, не умеющие любить.

- Да ведь второму тоже, если они братья.

- Второго полюбят дед с бабкой, будут его опекать, направлять, помогать материально.

-  Не обремененный добротой и опираясь на любовь, он сможет прожить более комфортно.

- Более комфортная жизнь еще не гарантирует, что он сдаст свой главный экзамен у меня. Он его не сдаст. А первый сдаст.

- О-хо-хо. Но сколько он натерпится в жизни перед тем, как сдаст этот экзамен.
А вот эти? Это девочки? Что ждет их?

- Они родятся не в одной семье, но вот здесь, в этой точке, их жизни пересекутся и какое-то время будут протекать параллельно. Вот, видишь?

- И родители будут их любить?

- Вот эту – да. Это будет самая идеальная родительская любовь, которая только может быть. А у второй не будет любви. Ее отец, который мог бы ее любить, умрет рано, а мать не будет ее любить.

- А какие качества ты им дашь?

- Первой – в основном, самые хорошие, за маленьким исключением, а второй – всего понемножку, но хорошего тоже достаточно.

- И у первой будет, конечно же, идеальная жизнь.

- Совсем не обязательно. Ты пропустил тему «Идеальные родители». Значит – идеальный отец. Много ли идеальных людей, идеальных мужчин? У нее будет               
завышенная мерка, по отцу. Она не найдет равного ему и будет много страдать. И страдание не облагородит ее, а скорее  немного испортит. Но экзамен она сдаст.

- А вторая?

- Эта тоже настрадается.

- Постой, постой! Ты же их двигаешь, как они двигают свои шахматные фигуры.

- Я их не двигаю. Я только наблюдаю.

- Да, да, я это уже слышал, что они-де свободны, сами принимают решения, согласно им поступают и соответственно живут. Но они же, как шахматные фигуры. У этих у каждой свое место и свои качества. И согласно совокупности этих качеств они ходят. И получается игра. Как у тебя. Ты же задаешь им определенные качества и ставишь каждого на определенное место, в определенные условия. И этим задаешь траекторию их жизни, из которой они не могут выскочить. Все же предопределено.

- Почему не могут выскочить? Если постараться, то можно изменить обстоятельства.

- Это будет значить только то, что ты дал этому человеку достаточно упорства и воли. А если не дал, то он и не выскочит.
     Я хотел ими управлять в процессе их жизни, а ты их направляешь в момент их рождения, даже раньше. И ты говоришь, что не управляешь ими? Я только не понимаю, за чем тут наблюдать, если все заранее известно. Почему ты не отвечаешь? Где ты? Опять ушел. Ладно, прощай до следующего раза. Пока-а-а!


                II


- Я не забыл своего последнего вопроса.

- Приветствую тебя, во-первых. А во-вторых, я надеялся, что ты сам постараешься ответить на этот вопрос.

- Я в действительности и старался. И знаешь, до чего я додумался?

- Надеюсь, до истины.

- Я тоже на это надеюсь. Ведь как иногда бывает у людей? Живет кто-то беспросветно. И родился он в бедной семье, и ума-то ты ему особого не дал. И вдруг – бац! – выигрывает миллион. И его жизнь коренным образом меняется. Но ведь никакие его личные качества тому не способствовали. Так?

- Так. Ты, значит, усмотрел возможность случая.

- Усмотреть-то я усмотрел. Только ты-то как добиваешься того, чтобы этот случай попал в нужные руки?
               
- В основном, никак. Хотя могу, конечно, помочь. И часто помогаю. Но иногда ничего не делаю. Просто наблюдаю за развитием событий.

- А-а! Ты – как невеста. Бросаешь букет в толпу подружек и смотришь, как они дерутся из-за этого букета.

- Ты всегда был слаб по части метафорического мышления. Ты никогда не мог создать образа.

- Я всегда старался. Но ты никогда не ценил моих стараний.

- Я ценю не старания, а результат, а у тебя его не было. И почему я выбрал для миссии не тебя, а…

- Да, да, я знаю! Он создает образы играючи. Но он не прилагает усилий! А можно ли создать что-то, не прилагая усилий?

- Можно, если приложить к этому талант.

- О, опять! От твоего высокомерия можно сойти с ума!

- Я никогда не хотел тебя обидеть, поверь мне. Но лгать я тоже не могу. И не ты был лучшим…

- А он, он, тысячу раз он!

- Я прошу тебя, давай сменим тему. Мне ведь тоже больно, когда тебе больно.

- Почему же ты не лечишь мои раны?!

- Чем? Ложью? Я прошу тебя простить меня, если сможешь, но в этой ситуации ничего нельзя изменить.
 
- Нельзя изменить того, что ты любишь только талантливых? Ведь если вдуматься, то и свой избранный народ ты любишь за то, что он талантлив. Талантливее других.

- Это радует мое сердце, я не спорю. Но я люблю всех, уверяю тебя.

- Нет, нет, нет! Одно дело, что ты думаешь, и другое дело, как это воспринимают другие. А истина не первое, а второе.

- Преломленное восприятие не есть истина. Мое мнение, вероятно, тоже не истина, но это точка отсчета. Может быть, что я люблю кого-то больше, а кого-то по-другому. Но я люблю. И это истина. Почему ты не отвечаешь? Ты не согласен со мной? Знаешь, убежать в другое измерение, конечно, можно, но куда  убежишь от самого себя? Не серчай на меня -  единственное, о чем я тебя прошу.


               

                III


- Ну, наконец-то. Ты больше не сердишься на меня? Прости меня, пожалуйста, еще раз. За мое несовершенство. Да, я не совершенен. Как и все…. Почему ты молчишь?

- Как, ты заметил меня?  Чудо какое!

- Брось! Ты прекрасно знаешь, что я все всегда замечаю. И всех.

- Ну да. Только кого-то больше, а кого-то меньше. Ну да ладно. Что же теперь об этом.
Я вот о чем хотел спросить тебя. Ты ведь создал человека по своему образу и подобию. И такое качество, как властность, ты ему тоже передал. Почему же человек так плохо справляется с властью?

- Да, в основном плохо. Но что ты конкретно имеешь в  виду?

- Ну, вот, например: Нет, но хочу – зависть. Есть, но мало – жадность. Ведь у тебя нет этих качеств. Откуда же они у человека?

- Да ведь это не самостоятельные качества. Это последствия неправильного отношения к тому, что ты называешь властью. Я передал человеку не властность, а любовь к тому, чем владеешь. Но с любовью-то у человека как раз самые большие проблемы.

- Значит, плохо передал.

- Нет, не в этом дело. Любовь нельзя передать, как оказалось. Любви нужно учиться. И как показала история человечества, власть без любви к тому, чем владеешь, ведет к катастрофе. Только в этом дело, только в этом.

- Да, большинство власть предержащих любит себя во власти, а совсем не объект этой власти.

- Себя любить вообще проще всего. Самое простое упражнение в любви.

- Что, у человека действительно так плохо обстоят дела с любовью?

- Нет, конечно, он же учится. Всю жизнь учится. Рождается уже с безусловной любовью к матери. Или к родителям – у кого как. Это очень важный урок. И если в ответ на эту любовь ребенок получает родительскую любовь, за него в жизни можно уже  не беспокоиться.
     Интересное проявление любви, например -  ностальгия.

- Любовь к родине? Что же тут особенного?

- Любовь к утерянной родине. Вот представь себе: по какой-то причине человек вынужден оставить место, где он жил и где он все любил: и вот этот холм, и дальний

               
лес на горизонте, и дом, в котором он родился и вырос, и старый забор, а за ним мальвы и золотые шары. Даже запах пыли, прибитой дождем – один из запахов лета.

- Ну, это уже ерунда. Этот запах везде одинаковый.

- А вот и нет. Он везде разный. Кто любит, знает. И вот, он так все это любил, что отдал этому часть своей души. И уехал. А разделенная душа болит. Казалось бы, чего проще: перестань любить, и дело с концом. Но душа не умеет предавать. Рассудок – да, а душа – нет. Она очень верная и очень мужественная, душа. И ее любовь истинная.

- Куда ни посмотри, ничего не получается без любви.

- Верно.

- И то, что ты про экзамен рассказывал, ерунда все это. Не в экзамене дело. И наблюдаешь ты за ними, потому что хочешь видеть, как они учатся любви. И кто научится – тот твой.

- Верно. Ты очень умен и знаешь, что я люблю в тебе это качество.

- А я люблю тебя?

- Любишь, потому и страдаешь. Ведь тебе кажется, что твоя любовь безответна. Но иногда ты прозреваешь и видишь, что ошибаешься. Ведь так?

- Может быть, мне хочется видеть, что я ошибаюсь. Во всяком случае, поживем – увидим.

- Ты ведь знаешь эту радость – радость любви, переполняющую сердце. Ты только не забывай ее, никогда. Слышишь?

- Пока-а-а!


Рецензии