Клубника со сливками

В школе мы учились в параллельных классах. Я - сирота,  активистка, отличница, но в постоянных  контрах с учителем физкультуры, не могла покорить ни один спортивный снаряд. Таня - дочь главного бухгалтера ОРСа,   должность равная  по значимости роли бога во времена повального дефицита при Союзе, спокойная, хорошистка, спортивного сложения и победительница многих соревнований по лёгкой атлетике в масштабах школы.   Жили мы в кардинально разных направлениях от школы. Короче, два полюса жизни! Знали друг друга «шапошно», знали о существовании друг друга, не более того.
 Встретились в техникуме, куда поступили учиться после 8-го класса. Я  потому, что дальше меня некому было учить и давать высшее образование,   несмотря на тягу к знаниям и неплохие способности. Она потому, что средний уровень оценок не позволял ей надеяться на поступление в ВУЗ.  Не сговариваясь, мы выбрали в техникуме одну специальность и оказались в одной группе. И так, как были почти родственниками, из одной школы,  сели за один стол и стали подругами.
  Разноимённые  заряды притягиваются? Или  «они дополняли друг друга»? Или…. Не важно! Мы стали «не разлей вода» на долгие 4 года. Узнав  что я сирота, она таскала из дому всякие вкусности и заставляла их кушать. Заставляла потому, что мне было стыдно, чем я могла отблагодарить за такую искреннюю заботу, и я отказывалась от угощений. Но её свойское - «жри, не выделывайся» или «давай хавать вместе» побеждали и всё быстро сметалось. А сметать было что! Я познакомилась с красной рыбой, конфетами грильяж, птичье молоко и многими другими деликатесами, о существовании которых  даже не догадывалась.
 В  моей подруге тяжело было рассмотреть тонкого психолога. Она была открытая, искренняя, слегка грубоватая в общении и без посягательств «заглянуть» ко мне в душу, что мне очень нравилось. Но вот, мама у неё была женщина мудрая и очень тонкий психолог.  Не нарочито, в простых семейных разговорах, она смогла выяснить у дочки,  куда уходят  вкусности из холодильника и попросила познакомить с подружкой, то есть,  со мной.  И я была приглашена на клубнику со сливками.
 Полная улыбчивая женщина, необычайно доброжелательная – мама. Молчаливый высокий, слегка сутулый, мужчина – папа. Таня и я.  В таком узком кругу сидим, ужинаем. Разговоры обо всём и ни о чём, лёгкий настрой, шутки вскользь, невзначай, без официоза и нравоучений. То, что называется "тёплая атмосфера". Папа уходит курить, отказавшись от десерта, клубники. На стол ставится полная миска крупной красной клубники.
- Своя - поясняет мама - ешь не стесняйся! - Рядом с миской - вазочка с сахаром и  пиала с густой домашней сметаной. Таня с мамой кушают клубнику, окуная ягоды по очереди в сахар и в сметану. А я ем просто клубнику, наслаждаясь её ароматом и вкусом. Никакие уговоры попробовать изысканное сочетание клубники со сметаной на меня не действуют. В самом конце застолья я «милостиво» даю себя уговорить и съедаю несколько ягод  в изысканном сочетании. Да, вкусно. Да, очень вкусно. Но для девочки, которая первый раз в своей жизни ела клубнику, это было излишество.
 Но « клубничкой» этого визита оказалось совсем другое. То, что оставило след в моей душе на всю оставшуюся жизнь. Когда,  закончив ужин, мы сидели в Таниной комнате, вошла мама, присела и завела разговор совсем другим тоном, тихо и серьёзно
- Галочка, я знаю, что недавно ты осталась совсем одна и пошла работать. Догадываюсь как тебе трудно. Тебе  ведь, только,  16 лет.  Я тут подумала, что тебе нужна новая одежда. Ты же не школьница уже.  Я договорилась в ателье мод, тебе там пошьют кое- что из одежды. Я оплачу заказ. А ты будешь отдавать мне  понемногу, по чуть-чуть,  с зарплаты. Договорились? - и улыбнулась, глядя на меня добрыми материнскими глазами.
 Я могла отказаться? От помощи и соучастия – могла отказаться? Нет, не могла. Это ведь не от сметаны к клубнике отказаться. Согласилась, поблагодарила. Хотя и была сильно смущена.  На второй курс пришла одетой как «все нормальные люди» и перестала, хоть, внешне быть белой вороной.
  Закончив учёбу в техникуме, мы не перестали дружить. Правда,  встречались теперь не так часто. Но созванивались постоянно. Были в курсе всех событий в жизни друг друга.  Таня была дружкой на моей свадьбе. Я возила показать ей и её родителям своего первенца.
 У нас долгое время была дача, на которой я выращивала много клубники ( не наелась в детстве?) и пыталась накормить мужа клубникой со сливками. Сначала он смеялся и говорил,  что такое едят, только, буржуи и « вы с Танькой»! А потом привык,  и  отказывался есть клубнику без сметаны. За что, на время клубничного сезона, получал прозвище «буржуй», а наши сыновья превращались в  буржуйчат.

Нам никогда не постичь хитросплетений судеб и отношений между людьми. Порой это  такой необычный симбиоз, что даже клубника со сливками воспринимается, как что-то ординарное, обыденное. Только память с теплотой хранит первую дегустацию кулинарного изыска и  первое постижение понятия доброта - просто так, без корысти и расчёта.


Рецензии