За гранью зла

Кирилов проектировал мост и был "очень счастлив":
"Человек несчастлив только потому, что он не знает, что он счастлив". ("Вспомните, что Вы значили в моей жизни, Ставрогин!")

"В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для СЧАСТЬЯ, что счастье в нем самом и что все несчастья происходят не от недостатка, а от излишка".
(В светском обществе - от излишка идей, вероятно). Хотя Соня Мармеладова со своей идеей всеискупающей веры даст бой счастью любого идеолога.

"За гранью зла начинается любовь". (Идея)
Невозможно, чтобы просто Любовь, непременно чтобы вопреки Злу и рядом с ним. Чтобы точно "до последних столбов" - иначе скучно.
И уж тут просто необходима Лизавета, а ещё лучше - юродивая хромоножка с её "князем": "столько богатства и так мало веселья!" (Недосказанные Раскольников и Лизавета?(предлагал уехать в Швейцарию)
 Эта чтобы уж наверняка. Потому что эта не свернёт - эта вам не социалисты с их доморощенными идейками.
Как будто иначе как только через  связь юродивой с Богом и познать Его нельзя: "Она Бога узрит!"
Или "сиделка" Соня-.. - иначе герои не выдержат собственного героизма.
"Бабочка-многоцветница" как символ многокрылой души Ставрогина:
"Воплощенное совершенство" насекомого, бабочки, "такая удивительно щедрая форма - КРАСОТА - данная такой ничтожной твари!"
Нескончаемый эксперимент, в котором упрекает приятеля Верховенский: "А Вы теперь бабочками увлеклись! Люди надоели?"
Шатов: "Не могу вырвать Вас из своего сердца, Николай Ставрогин!"
И это всё пока губернатор клеит бумажные церковки и призывает социалистов "прогрессировать"..


После "моровой язвы" революции - вживления Идеи в массы - выживут только "избранные".
Именно они должны начать новый род "человекобогов" или "богочеловеков".
Если опять не начнут мутировать из-за излишка идей и недостатка любви в детстве. (Федьку Каторжного когда-то "папаша в солдаты упёк", хотя и у того "есть и убеждения, в своём роде, конечно". Он "Апокалипсис" читал про конец света.)
-------


"Рай" Кончаловского.
("Бесы" в раю)

-------
"Ох уж эти мне дворяне!"
(Восклицание дворового Поплавия из несуществующей пиесы "Дворяне и мы").

Все-то у них не как у людей: без грани, без переходу - за безобразным - сразу прекрасное!

Например, безмерное счастье нации.

Ведь жили же без него!
А в результате - аристократ, хранитель скреп, примеряющий колечко всевластия с благородной целью осчастливить эту самую нацию немедленно.
Ну где это видано? Как-то не комильфо.. Или гордыня безмерная.
А ведь за ним стоят века и века трудов духовных.
"Какой ему нужно было  ещё славы?!" - как толстовскому Наполеону, разрушившему своё величие желанием немедленно сделать счастливым русский народ в лице депутации русских бояр, которым он хотел предъявить образчики европейской демократии.
Вот они - "законодатели и установители человечества"!

Гиммлер, очаровавший молодого аристократа идеей единения вокруг идеи.
Es tut mir leid, уже было - проходили в 19-м веке с Достоевским и Толстым!
И даже спасительная мысль Толстого («всё связано со всем») самой жизнью превращается в свою противоположность.
Как и идея «непротивления злу насилием» как единственной возможности не заразиться злом в борьбе с ним.
Пьер, в эпилоге романа вернувшийся из Петербурга, столицы русских идеологов, ссорится с Николаем Ростовым, ярым монархистом, тем самым нарушая сложившееся было семейное единение. И призыв его "взяться рука с рукой во имя общего блага и общей безопасности" остаётся отвергнутым.
А ведь именно ему приснился образ-символ мира - водяного шара.

И красота! Много красоты и изящества!

Вот если бы Катюша Маслова с полнокровными запястьями вдруг случилась у благодетеля тонких щиколоток, тогда да!
Но ведь они тонкие! Как и все, что должно быть.
Потом - шея..
Изящный такой, привычный поворот из не менее привычного изящного времени. Без этого поворота - никак! Только ОН его увидел, а значит - он сам немного Господин Оформитель, то есть художник Времени.

А комендант лагеря, под живой оркестр под окном принюхивающийся к запаху газовой печи - сколько скрытого потенциала в единении!

Небольшой перебор с избиением дверью: это как драки в боевиках - любой хирург на рентгене за 5 минут растолкует, что после таких ударов не идут и не говорят, а долго лежат и не всегда потом встают.
Наверное, издержки жанра.

Самое обидное в данном случае, что старинные чемоданы в исторических картинах ещё и старые.


Рецензии