220. Хуторская чертовщина. Весенний помол

             Раздобревший  на барских харчах Злотазан, предавался лени, хорошая и спокойная жизнь в комфортных и сытных условиях способствовала отложению жира не только на животе и бёдрах, но и конкретно на мозгах, отчего думалось и соображалось с трудом.

         С отчётом он уже запаздывал, от чего в высшей инстанции по рогам не погладят, для оправдания своей медлительности, хорошо бы придумать такую наимудрейшую пакостную выходку, которая своим действием затмит ночные похождения своих рогатых собратьев с ближайших мельниц.

         А те действительно по веселились, правда без его участия, едва не свели с ума мельника с верхней мельницы, доведя того до лёгкого помешательства, а всё почему?
         Правильно, он в виду большого жизненного опыта не смог поверить рассказу двух его земляков.

         Те тёмной ночью по сговору с самим им, мельником, решили съездить на мельницу за мукой и в ужасе наблюдали, как ожившие мешки с мукой, взгромоздим на себя по мешку, той же самой муки, погрузились на бричку и укатили в гору.

           Мельник посчитал, что те перепились, продав часть муки, а чтобы оправдаться, выдумали эту несусветную историю.
       Короче мельник не поверил ни единому их слову, хотя и верил во всякую там чертовщину и русалок, но только не у себя на мельнице, вот и решили Песя и Шоба, просветить его в существовании в данных краях необъяснимых явлений, которые явно попахивали присутствием не чистой силы.

          В наших краях как, с приходом тепла тает снег и лёд, прибывает драгоценная вода, в степных районах большой дефицит, тут зевать не когда, нужно воспользоваться моментом и использовать её с максимальной отдачей, мельничный жернов вращался круглые сутки, выдавая тёплую, да что там тёплую, считай горячую  на ощупь муку.

             А запастись мукой перед Великим постом, важная необходимость, хлеб станет основным источником питания, хотя в бедных семьях так и было, осенние запасы муки у многих хуторян подходили  к исходу, а тем более масленица подберёт её остатки.
          Да и к самой пасхе требовалось подойти с приличным запасом муки, кто заранее позаботиться, тому не придётся потом топтаться в очередях, ругаться и доказывать наглецам, что они тут не стояли.

              Лучше в это время свезти излишки муки на ближайший базар, сами понимаете, что цены по весне возрастают, а значит можно поправить семейное благосостояние, запастись энной суммой, чтобы подлатать иные дыры в своём хозяйстве.

         Вот потянулись на возах крестьяне к мельнице с первым поворотом мельничного колеса, святая святых в первую очередь смолоть муку для своего кормильца барина.
         А там уж будьте добры потесниться в сторонку, у мельника имелись свои кумовья и родственники, которые хотя и прибыли намного позже, но каким – то образом оказались попереди основной очереди.

            Ну пошумели для приличия, по возмущались меж собой, но чтобы применить физическое воздействие, упаси бог, возьмёт мельник да и подгадит, получишь в воспитательных целях гадкую муку, а такое разве кому охота получить?
        Уж лучше уступить, часок другой подождать, но получить качественного помола муку, да и за хорошее качество продукта  хозяйка будет рада, а иначе ежедневными упрёками проест мозг.

         А кто скажите, в этом повинен?
               Да сам и виноват, за правду – то приходится отдуваться, невинно пострадать.
        Так что стой и жди,  глазей в два глаза по сторонам, да посапывай в две дырочки, покуривай временами самосад, да не прозевай своей очерёдности.

           Мельник дядька Тарас и его помощник Никишка особо не перетруждались, работу организовали со знанием дела, сами пупок особо не натруждали, в доход имели не только зерно и муку, но и брали звонкой монетой, тех, кто оплачивал помол зерна деньгами, опять же, пускали в первую очерёдность.

           Это не прихоть самого мельника, так установили в  данной округе на остальных шестнадцати мельницах, так что метаться с одной мельницы на другую особого смысла не было.
         Тем более малороссийским крестьянам, где их очерёдность в последнюю очередь, после местного казачества, да и брали там с крестьянства чуток дороже, чем на своих мельницах.

        Крестьяне,  заинтересованные в скорейшем помоле и  продвижении очереди, помогали заносить мешки с зерном и выносить с мукой, загружая их на повозки.
          Когда основной наплыв крестьян по уменьшился и уже караулить по ночам свою очерёдность особого смысла не было, а мельничное колесо сбавило свои обороты с уходом большой воды.
         Крестьяне заносили свои мешки с зерном и оставляли на ночь, чтобы приехать за ними с утра и забрать уже с мукою.

        Ночью на мельнице оставался мельник и его помощник, эти трудяги работали по очерёдности, пока один из мешков подсыпал зерно в ящик и следил за вращением жернова, другой отсыпался.

        Вода вращало водяное колесо, передавая крутящий момент в помещение через деревянный вал, тот натружено вращался, жалобно  поскрипывал, вращая зубчатое колесо, через пальцы- зубья которого вращался вертикальный барабан, ось которого вращала жернов – бегунок.

       Вся конструкция поскрипывала, постанывала, шуршала и периодически с рывками вздрагивала, и такую песню, однотипного мотива приходилось выслушивать Пессисуарию днём и ночью, тоска такая, что выть хочется, на нижней мельнице картина ни чем не лучшая.

             У обоих рогатых ловцов падших человеческих душ имелось желание повеселить своё заскучавшее нутро.


             Встретившись в одну из тёмных ночей на нейтральной территории, это половинное расстояние  между верхней и нижней мельницами на берегу речки, да именно там, где через три десятка лет, углубляя русло, соорудят бетонный шлюз.

          А в данное время это нижняя угловая часть сада, откуда до пруда рукой подать.
     Ближе к полночи рогатые собратья направились через сад к верхней мельнице, тогда подъём на гору начинался с полсотни шагов далее, чем в данное время, так что сама мельница стояла особнячком у дороги на прокопанном канале.

          Отчего все пакостные дела устраивались чертями  на верхней мельнице?
       Так тут всё заключалось в расположении самой мельницы в отдалённости от людских глаз.

        Вот та же нижняя мельница, считай копия верхней, хорошо просматривалась как от хутора с горы, а с кургана местного кладбища так вообще просматривалась как на ладони.

        Скажите, кто ночью за полночь будет шастать по кладбищу?

     Не скажите, имелся и такой народец, похаживал на погост по своим колдовским надобностям, да и обычного человека могло случайно занести в эти края, пусть не на само кладбище, но в поисках пропавшей живности, да мало ли по каким причинам не спалось народу по ночам.

        Ой, как мучились бессонницей, зная, что тайно можно разжиться тем или иным, днём то не пойдёшь, обязательно заметят, людишки наши ушлые и глазастые, а какие завистливые, просто ужас, языки без костей, умолчать ни каких не могут, понесут тут же, да пребрешут своего, не приятная тогда получится ситуация, стыдобушки не оберёшься.

            Уж лучше держатся в сторонке от любопытных глаз, от которых ни одно движение не останется не заметным у мельницы, местечко - то общественное, так сказать общинное, требует догляду и со стороны тоже.

          Так что вариант развлечений для чертей с выходом за пределы мельницы отпадает.
          А значит, в эту ночь представления устраиваются на верхней мельнице, куда и направились через сад Песя с Шобой.


15 – 16 март 2017 г.


Рецензии