Время
В который раз я вошёл в мастерскую, в который раз снял кроссовку, в который раз стянул носки и в который раз аккуратно положил их сверху на кроссовки..., в который раз надел тапочки, в который раз посмотрел на свои кроссовки с носками сверху…, в который раз пробежали мурашки…, - эти кроссовки только что были на мне, теперь же снова отдельно от меня на полу - в прошлом…!!! Время отъело еще кусочек!
В Р Е М Я
Возможно ли его представить!? Даже как-то страшно. Как и страшно добраться до сути словосочетания «пространство-время», произносимого кем-либо, произносимого машинально. Всегда при попытках хоть как-то его объяснить, мозг начинало клинить. Только и ощущал, что от начала попытки и до заклина шло Время.
«Копать от столба и до обеда» - попытка армейского фольклора решить задачу за все ученое человечество.
Время - что оно такое?!! Не знаю, но, что оно что-то конкретное такое, чувствую! То, что оно течёт по-разному, сам не раз ощущал. Бывает, дорогу туда - не заметишь, обратно - целая вечность! Опять же, когда ты весь день за рулём, - ты только сел утром в машину, а выполз - уже вечер, и пролетело часов так девять, но за рулём девять часов это одно, а девять часов на диване в квартире совсем другое!
Я смотрю на свою жену, которая сидит за столом напротив и читает книжку, смотрю на её лицо и ощущаю, как мгновение за мгновением оно поглощается прошлым. Как если бы это была бесконечная киноплёнка с одним и тем же кадром. Но её лицо это не один и тот же, повторяющийся кадр, а копия предыдущего, который уже - в прошлом!
Визуально представляю Время, как огонь на бикфордовом шнуре. Вернее не сам огонь, а шипение в точке горения. Время мне так и представляется - шипящим! Шипит и плавит всё в прошлое. Надо только настроиться и вслушаться - все вокруг нас и внутри нас ШИПИТ работающим Временем.
Я замираю глазами в пейзаж и чувствую как он, шипя, тлеет во мне в прошлое. Нечто похожее описал Заболоцкий - «и лошадь в клетке из оглобель - повозку крытую влача - глядит покорными глазами - в таинственный и неподвижный мир». «Глядит» и «неподвижный» - соединяются в невидимой общей точке и, беззвучно шипя, медленно исчезают. Или, например, Басё, который почти всегда бессознательно обнаруживал работу Времени… - «с треском лопнул кувшин - ночью вода в нем замерзла - я пробудился вдруг». Кожей ощущаю, как эти три события, переходя одно в другое, поглощаются общим Временем. Можно вспомнить и Бродского - его «за рубашкой в комод полезешь, и день потерян...», можно ещё и «Шум времени» вспомнить, но это о другом, совсем о другом.
А я о своих кроссовках, которые на полу - в прошлом. Можно, конечно, снова надеть их и снова снять, но повторится то же самое, настоящее - в - прошлое! И никаким бетоном не залить и не остановить Время!
Но, что интересно, художникам удалось сделать то, что не удалось до сих пор всем учёным и бетономешателям вместе взятым! Некоторым из них удалось не только замедлить, но и остановить Время вообще. Например, в работах Александра Древина оно не течёт ни в какую сторону, его просто нет! Не шипит! Наверное, потому его работы еще в детстве меня гипнотизировали (впервые в журнале «советская ЖИВОПИСЬ»). Можно еще ряд примеров. Например, фрески Джотто. Про «Чёрный квадрат» молчу. Даже у музыки, как у любого звука, есть начало, которое тут же переходит в прошлое, и есть конец, который чуть позже тоже в прошлое. Но, когда ты, например, смотришь на картину Ротко, вряд ли ты определишь момент, с которого начинается её воздействие на тебя, и конец восприятия будет зависеть не от самой картины, а лишь от твоей воли. В тебе Время шипит, а в картине Ротко нет! Литературе этого не дано. У Андрея Платонова и Геннадия Айги Время течёт медленнее медленного, но не исчезает совсем. И кино в этом смысле беспомощно. Тарковский это понимал, потому и замедлял его не без помощи живописи. Андрей Арсенич, конечно, велик, он и без живописи замедлял бы его, но не мог бы остановить окончательно. Не подвластно Оно кино, не подвластно!
Но я знаю, где еще кроме живописи исчезает Время…, - с лиц спящих детей! Я часто рассматривал лица своих, так еще недавно маленьких, спящих дочек. Особенно поражало лицо «маленькой» старшей, то было не лицо, а слепок отсутствующего Времени!!!
… … … … …
Когда я начинал свою серию «Отверстия», которая, наверное, не закончится никогда, и, когда на очередном холсте поместил отверстие в самый его центр, жена спросила:
- Михачка, и что это будет?!!
- Ловушка для Времени! - ответил я, и стал показывать и объяснять, как к обратной стороне подрамника еще прибью лист оргалита, прибью наглухо, и как Время в дырочку будет сочиться и будет между холстом и оргалитом накапливаться, как мы будем тогда его копить и потом продавать, и наконец-то разбогатеем!!!
- Не для времени ты ловушку сделал, а для тараканов! - сказала жена моя.
Я от души рассмеялся. Оргалит, конечно, я прибивать не собирался. Взяв в руки холст, посмотрел через дырочку-отверстие на легкомысленную жену свою. Расхохоталась теперь она!
Утром я пришел в мастерскую и увидел, что со всех четырех углов моего «дырявого» холста обозначились продольные складки и все в направлении к центру, то есть к отверстию. Что и требовалось доказать!
Ай, да Мишка - ай, да сукин сын!!!
В другой раз я бы огорчился - опять перетягивать, и тут же взял бы и перетянул холст. Но в этот раз я оставил всё как есть до вечера.
Вечером, когда Время привыкло к маленькому отверстию и совсем перестало шипеть, я перетянул холст.
… … … … …
Чтобы придать выше написанному адекватность, вернее всего закончить фразой «и тут я проснулся…»!
Ан нет…
ОНО шипит…!!!!!
Июль 2014
Свидетельство о публикации №217031700310