наблюдение

Сейчас 21 век. Век, когда люди, сами того не осознавая, причиняют друг другу боль, словно вонзая острые кинжалы в маленькое беззащитное, но любящее сердце. Внутри красивой и сильной физической оболочки, в темном углу прячется испуганный и затравленный человечек, словно свора диких собак вот-вот набросится на него. Он отчаянно плачет, надеясь, что они убегут искать другую добычу, но напрасно.
Дикие собаки – это наши невзгоды.
Как уйти от них? Как прогнать диких собак, стремящихся разрушить тебя?
И тут, помощь приходит совершенно с неожиданной стороны. 
Книга, вроде бы самая простейшая и элементарная частица повседневного быта, но зато какая эффективная защита от невзгод! Она есть в каждом доме, но не каждый житель этого самого дома может именно по назначению использовать ее. Испокон веков, люди стремились передать следующим поколениям исторические события, факты и сведения, но помимо этого, писатели и поэты стремились передать свои чувства и переживания. С помощью пары предложений они создавали целый мир, грустный или радостный – неважно, но мир, где ты сам – создатель своей судьбы.
Вскоре после прозы появилась поэзия.
Что для меня поэзия?
Поэзия – для меня глоток свежего воздуха в загрязненной стереотипами и беспечностью жизни. Это способ, когда ты можешь найти себя самого в строках. Даже если ты глубоко одинок в своем мировоззрении, ты должен помнить, что стихотворения – твои друзья, которые не только никогда не предадут тебя, но и разделят твои страдания или же счастье.
Мой друг – это Михаил Юрьевич Лермонтов. Наверняка, каждый слышал об этом  имени и хоть однажды, но прочитал его труды.
Взять хотя бы одно из самых известных его стихотворений «Белеет парус одинокий…» Стихотворение, где поэт в центральном образе стихотворения представляет сразу и реальный парус, и человека, полностью поддавшегося одиночеству и пытающегося найти свою настоящую судьбу. И читая между строк, я понимаю, что каждый человек живет в полнейшем одиночестве и единственное общество, окружающее его – это собственная тень.
Изучая биографию Лермонтова, я задумалась, а был ли этот человек одинок?
С раннего детства, юный Миша находился под бдительным надзором родной бабушки, которая старалась ни в чем не отказывать любимому внуку. Проблемы со здоровьем, с получением образования – все решала бабушка. Но помимо бабушки у будущего поэта оставался и законный отец, так же старательно следивший за развитием сына. И представьте себе, каково было маленькому мальчику оказаться между двумя враждующими взрослыми людьми? Наблюдение за борьбой отца и бабушки принесло свои плоды. В Лермонтове стало зарождаться ранее презрение к окружающим, что и дало начало его поэзии «разочарования». Он слишком быстро повзрослел, и, лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, маленький Миша увлекся собственным воображением. Удивительно, но бесконечный полет фантазии было единственным утешением в те годы «небольшой утопии». Его мысли, раздумья побуждали поэта стремиться к большему, к созданию способа выражения своих чувств – стихотворениям.
Годы идут, и юный Миша превращается в статного гвардейца Михаила. Но кроме звания и положения в обществе, никаких внутренних изменений не последовало. В нем по-прежнему живет та мятежная душа, находящаяся в круговороте страстных порывов и сомнений. Его сердце изранено горечью неразделенной любви, но из глубочайшей печали рождается нечто прекрасное. На свет появляются мои любимые стихотворения, ставшие для меня одой одиночества. «И скучно, и грустно…», «Забудь опять свои надежды…», «Одиночество», «Я не унижусь пред тобою…». Все эти труды оставили отпечаток в моем сердце, и в дни непрекращающейся тоски я перечитываю их, как напоминание о том, что могут пройти сотни лет, но люди, такие великие люди, как Михаил Юрьевич Лермонтов даже сквозь временную преграду полностью разделяют твои переживания и горечь обид.
Как это было в царской России, как это позже было при Сталине, на произведения известных творческих деятелей ставилась цензура. Грубо говоря, мыслителям просто закрывали рот, не давая право высказаться перед обществом и раскрыть тайны судебных и политических процессов.
Лермонтов был одним из тех, кого сослали на Кавказ, отдаляя от родных мест и от близких людей. Поводом для ссылки послужило легендарное стихотворение «Смерть поэта» - последняя дань еще одному творцу Пушкину. Его строки «И на устах его печать» вызвали бурю негодования у лиц, приближенных к императору. И наказание не заставляет себя ждать.
Михаил Юрьевич на Кавказе. Необыкновенная красота гор, свежий воздух, рассветы и закаты оказали немалое влияние на нравственное изменение личности. Природа еще больше погрузила поэта в меланхолию. Общество для него утратило прелесть, на когда-то веселом юношеском лице уже не выступала улыбка и даже дамы не вызывали прежнего восхищения.
Так появляются «Думы», «Демон», «Мцыри», ставшие описанием происходящего в душе Лермонтова.
Нарастающее презрение становится поводом к дуэли. Первая дуэль состоялась 18 февраля 1840 года, в конец морозной зимы. Но пламя, бушевавшее в душе поэта не могло угаснуть ни на секунду. Вскоре состоялась и вторая, роковая дуэль.
Представьте, разгар лета, невыносимая жара и двое дуэлянтов сражаются на поле битвы. В этот раз удача не улыбнулась Лермонтову и, получив смертельное ранение, вскоре он испускает дух.
Так и закончилась непродолжительная, но поистине великая «лермонтовская эпоха».
Гибель – это только начало бессмертия. Человек умирает, но его след в истории остается на века. След, оставленный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, впоследствии станет памятником одиночества для таких же блуждающих и мятежных душ, как сам он.

«И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей».


Рецензии