Старец земли Кузнецкой

         
           17 сентября исполняется  140 лет со дня рождения подвижника благочестия, усердного молитвенника, духовного наставника Сергия Емельяновича Евстигнеева, старца Сергия, просиявшего в Сибири в середине прошлого века, по Воле Божией. Неприметный для мира, но яркий для Церкви Христовой, земной его путь, озаряемый солнцем  Правды, есть подвиг исповедания Православной Веры. Аминь.



             А было это сразу после войны, когда наш русский народ прогнал со своей святой Земли фашистского гада. Трудно жили люди. Бедно, голодно. Нищета вокруг, разруха. Но почему-то эти  унизительные  условия существования  не делали их обозлёнными. Уж очень радовались все, что война  закончилась, а страшнее той  войны и не было ничего. Сколько народу русского полегло, сколько сыновей и дочерей положили свои головы на полях сражений! Да как же тут не порадоваться, что она, проклятая, закончилась!  
             Двери, дворы были всегда открыты, а дети, к примеру, в школу ходившие за несколько километров от своего села, всегда знали,  что  подойди-зайди они в любой дом,  хозяйка и накормит их, и с собой кусок хлеба обязательно даст."Детки, детки,- кричали хозяюшки, -  подите-ка, хлебушка  дам  на дорожку!"
             Трудно жилось… но легко. Иначе не скажешь. Люди себя чувствовали в кулаке едином. Бывало соберутся все вместе на праздник: родственники, соседи, дети, взрослые  и поют! На столе тазик винегрета, солёные огурцы, картоха да наливочка из рябины. Всё. А люди счастливы  и поют, да так  слаженно, что до слёз. Простодушный  был народ,  доверчивый.
             А после войны какая радость-то ещё нам улыбнулась: церкви открылись! Вот хочу сказать: сколько же выдержала наша многострадальная Родина, сколько  потерпела скорбей да издевательств! Не счесть. А всё  держится Матушка  Святая Русь, всё на своих ногах, всё не сгибается. На Вере она держится, держалась и будет держаться. А сохранил эту Веру в Бога простой русский народ. И как же он страдал, когда не было церквей! Но, Слава Богу за всё, и вот после войны начали потихоньку они открываться. Когда в тридцатых  годах взорвали тысячи церквей, да священников  расстреливали практически каждого первого – худо было  народу, очень худо, но выстояли! Большевики тогда  совсем головы потеряли от безумств своих, и просто  не сомневались, что народ может прожить без Бога. Это как же? Нешто без Бога- то жить можно?  Однако у  большевиков этих, видно, и мозги лукавый отобрал, да и крутил их пустыми головами  как хотел.
             Но народ русский – он  иной,и без Бога не может существовать. Главная штука: Россия- то Божия страна! Вот в чём ответ. Успех русского народа  для всех времен один: твердая вера в Господа Нашего Иисуса Христа, благословляющего справедливую брань! Успех православного человека в осознание долга перед Богом и Родиной и это источник неисчерпаемый, источник Веры. Ну как нас победить, когда мы с БОГОМ?!  Да не будет такого.
             И когда в 1943 был избран Патриарх Московский и Всея Руси Сергий,  народ православный вздохнул  полегче,  и стало совершенно ясно: Победа будет за нами, ибо с нами — все святые, в земле Российской просиявшие во главе с Хозяйкой дома нашего — Пресвятой Богородицей. Это войско несокрушимо никем и ничем. Любой посягатель на дом Её будет неизбежно разгромлен. Он и был разгромлен.
             В то время, исстрадавшийся  без  духовного окормления народ, просто побежал в Храмы, как никогда. Батюшки работали день и ночь: причащали, исповедовали, крестили, отпевали… Как на ногах держались- только Богу известно. Видно Ангелы поддерживали  с двух сторон.
             Вот и в маленьком сибирском городке Кольчугино была открыта Покровская церковь, а недалеко, в подвальчике  кирпичного двухэтажного дома жил старец. Глаза его тогда уже совсем плохо видели, и прислуживала ему ссыльная, звания  монашеского,  звали Августа. Старца  же величали отец  Сергий.  Старцем нельзя кого-то назначить, старца нельзя выбрать. Это тот человек, который невидимым для людей, но видимым для Бога, неявным образом, собирает вокруг себя сотни  людей для духовного окормления.  В нём  дар Божий, который даётся только Господом и только избранным. 
              К тому времени, о каком  пойдёт речь, старец был уже слепеньким и  передвигался только по маленькой комнатке своей.  Кто он был: священник, монах, или просто  сильный молитвенник  известно только Богу. Народ же православный узнал его особенно  перед началом войны, во время войны и  после, а что было в  тридцатых годах, и чем он занимался, знает Господь. Люди воспринимали его таким, каким он был в настоящее для них время.
              Однако, чтобы знать столько молитв, сколько знал он, чтобы уметь совершать церковные службы, таинства и обряды, как умел он, ещё будучи зрячим, чтобы быть духовно образованным, каким образованным был он, – надо было пройти серьёзное обучение. И как  повезло нам всем, что  до недавнего времени ещё  живы были люди, которые рассказывали о нём!  Живы ещё  дети тех, которые лично общались со старцем,  и были им  излечены от многих болезней, были обучены молитвам и песнопениям псалтыря, и могут с подлинностью  сказать, что был на земле такой чистый Божий молитвенник, Слава Богу за всё!
             Говорили, будто до революции и уж точно, до колхозов, убежал старец, а тогда просто  юноша Сергей, со своей свадьбы, сказав такие слова невесте: "Прости меня раба Божия, я принадлежу только Господу Нашему Иисусу Христу." Говорили, что ушёл он тогда в Киев в святые места, и всё это время был там, в каком то монастыре.  А вот из Киева вернулся он в Сибирь (пешком!) аккурат перед войной.
             Сказывали, что пришли его однажды арестовывать. По доносу  конечно. Он сидит на сундучке и молится, а милиционер рыскает по всей квартире. Мимо сундука проходит, и не видит старца. Вот как! А хозяюшка, у которой дело это происходило, чуть не померла со страху. Тогда ведь и посадить могли за укрытие проповедующих Христа!
             Уходит милиционер. Хозяйка к старцу: "Как ты, батюшка  скрылся, не пойму?"  Старец отвечает:"Меня Господь Своей Пеленой укрыл! Читал я непрестанно молитву Иисусову, и ты раба Божия, всегда её читай, так и спасёшься." Он всех называл "раба Божия". А однажды пришла к нему супруга священника, и накричала: 
           - Ты, - говорит,- кто таков, что к тебе за благословением идут? Мой муж священник, что вокруг тебя все крутятся?
             Старец  молчал, и только молился. А позже пришёл к нему этот священник, супруг кричащей, да и в ноги: "Прости, - говорил, - прости ты её, тёмную, ведь не знает на кого кричит."  Старец поднял священника с колен, и успокоил молитвой... Он был  посланным от Бога, и совсем ни все  это понимали. Жилья у него своего никогда не было, где его примут, там и останавливался. Основным занятием старца была проповедь и песнопения церковные. Проповедовал он Святое Евангелие, которое знал наизусть. Живя в миру, он, по сути, вёл монашеский образ жизни, творил не одну сотню Иисусовых и Богородичных молитв в день, не было у него ни дома, ни  лишней одежды, ни еды, ни денег. Что Бог пошлёт, то и ладно! Не имея ничего своего, он ни  чём не нуждался. Когда в сибирские морозы ходил он из деревни в деревню в одном тонком пальто, народ его спрашивал: "Не замёрзнешь?", а он отвечал смиренно:" Меня молитва греет."
             Поражало это всех людей, поражала его  тихость, интеллигентность,  внутренняя чистота, и необычайная прозорливость. Да всё в нём было загадочно и многое непонятно. Говорили, к примеру, что мог он умыться кипятком  из самовара… и никогда  не ошпарился, спал на  голой сетке кровати, едва прикрытой лёгким покрывальцем.  Молился долго по ночам. На службу  за тридцать вёрст шёл  пешком. И в дождь и в мороз. А ел очень  мало, поест  немного хлебушка, водой запьёт, и ладно. Мяса не ел с самых детских лет, сестра его старшая, Евдокия, (у которой жил он до  революции ещё мальчиком) рассказывала, что в среду и пяток он молока не пил из материнской груди, а только водичку из соски.
             Однажды, до войны ещё, случай такой получился: зашёл он в один дом,а был пост. Возьми та хозяйка, к которой пришли, да забели суп молочком, и поставь перед старцем. Отец Сергий и бровью не повёл. Баба тут же спохватилась, да начала  просить прощение. А старец успокоил её и суп съел, сказав, что не грех это. Сказал, что доведётся прийти если кому в дом, где постов не соблюдают, так всё ешь что подадут.
            "Кушай,- говорит,- не оговаривайся, ибо не грех это. Грех человека  обидеть. Людей надо любить и уважать, только Бог знает что в душе  человека!"  Говорил, что детей малых нельзя постом изнурять, они же учатся, им силы нужны, говорил, что кричать нельзя никогда и ни на кого, и главное всем прощать  обиды, и не злиться. Зло, это только от лукавого, говорил старец. Если просили помолиться о больном, стоял на коленях всю ночь и молился. Утром человек выздоравливал.
             А пел как! Голос, говорили, был у него ангельский. Люди заслушивались. Очень любил петь про Крест. В то время кресты то прятали. Одно то, что человек крест на себя возлагал уже считалось вызовом, предательством нашей советской действительности и коммунистической партии. Боялись люди. Не носили открыто. Вот и песня сочинилась:
   
             Хранитель Бог хранил и берёг меня бедного в мире лукавых,
             А я  жалкий слепец позабыл, что Отец дал на царство мне вечное право.
            
             Это право я взял и его променял на широкий простор и раздолье.
             А я – в мире в гостях, день и ночь на пирах упивалось моё самоволье.

             Только грусть и тоска, как от гроба доска, мне на сердце без спроса ложилась.
             Убежать от тоски – все пути далеки, если в сердце она поселилась.

             А Святыня – она нам, как манна  дана Главным Странником здешней пустыни.
             Если голод нас ест, то за то, что мы Крест перестали считать за святыню…
 
             Люди после этой песни плакали. Так  старец  пел её душевно. Он то свой крест никогда не прятал. Открыто ходил с крестом, с чётками, а в руках всегда держал Евангелие, проповедуя Слово Божие. Никого не боялся. Говорил тихо, но с убеждением. Очень уважал людей, но если начинались пересуды, или  праздные  разговоры,  старец  либо уходил, либо начинал потихоньку молиться.  Говорил только о Боге, и пел  молитвы и псалмы. Говорил  часто  загадками и притчами.  Одной  девушке, которая очень была на язык остра, тихонько сказал: "Тебе бы раба Божия, водички в рот набрать, да глаза завязать!" Потом она уж выросла когда поняла, что нельзя много пустословить, нельзя завидовать и осуждать пуще того нельзя!
              А другой  сказал, глядя на простенькое  её платьице: " Хорошая у тебя одёжка, ладная." Та девочка растерялась, да и отвечает:"Старенькое платьице на мне." "Нет,- говорит,- хорошая одёжка!" Уж потом разобрались, что имел ввиду старец воспитание девушки, а она  была тихая, да скромная и молилась много, вот и одёжка вам!
             А молилась- то она, чтобы батя с войны вернулся. Читала по 40 раз ежедневно "Отче наш!" А когда вернулся отец её, старец опять в том доме оказался, и говорит солдату: "Вот, раб Божий, по молитвам своей дочери ты и вернулся живым". А откуда знал? Так вот  знал значит!
             Наверное и не счесть сколько  таинств связано с именем старца. Да… В войну много к нему  заходило солдаток, ждавших мужей  с войны, и даже те, кто похоронки получил заходили, ведь надежда на Бога всегда остаётся! Спрашивали у старца о своих родных  и близких. Вот он  глаза закроет, задумается, а потом скажет:
           - Жив твой Иван, раба Божия, в госпитале сейчас.
И даже город называл, где солдат тот лечился. Другой же скажет:
           - Не вижу твоего среди живых.
Третьей:
           - В плену твой Павел, далеко далеко, но вернётся. Там много умирают, а Павел вернётся.
Вот как  видел всё. А Павел тот точно вернулся и был он в плену в Австрии. Далеко от Сибири конечно!
             Сказывали, что часто ночами стоял на коленях и молился за тех, кто на фронте, за Победу нашу молился, чтобы война быстрее закончилась. На фронте была и его племянница, Таня, дочка старшей сестры. И вот когда с фронта-то она вернулась,собралась родня, и старца Сергия позвали, а он и спрашивает:
           - Есть ли ранения у тебя, раба Божия?
Танечка отвечает:
           - Нет!
А отец Сергий говорит:
           - И не должно быть, я от тебя, веничком пули отгонял.

Многим помог он в войну, очень многим людям! Молитвой свое неустанной. А когда церкви ещё не открылись, собирались люди по домам, и молились. И вот идёт старец в тот дом, который сегодня наметили  для молитв,  и говорит тому, с кем идёт: "А в доме Никитиных (фамилию-то для примера взяла) нынче будет новопреставленный. Сейчас надо туда идти!" 
            Что тут скажешь? Видел он всё на расстоянии. Ангелы наверное ему говорили. И с собой старец всегда носил небольшой чемоданчик.  В нём было всё для совершения таинств: дарохранительница, иконы, кадило, Евангелие, свечи, ладан. И вот после таких слов шли к Никитиным, а там и впрямь новопреставленный. Горе? Горе! А отпевать надо. Сколько сотен лет отпевали на Руси, и вдруг всё прекратили! Беда просто. И вот  такие старцы, как  батюшка Сергий, совершали обряд по всем правилам Церковных канонов. Вообще священники Кольчугинской церкви признавали за ним какой-то особый статус. А один батюшка, отсидевший до войны  срок за священство, говорил людям, что если, мол, священников не будет (он опасался  очередных арестов), то они могут  по прежнему крестить детей у старца Сергия, а также и отпевать.
             Однажды принесли к нему женщину, которая не могла ходить. И вот старец встал на коленки и стал молиться. Молился долго, долго, женщина едва жива была, потом вдруг говорит, глядя на  отца Сергия:
           - Какой-то крест у вас упал батюшка!
           - А где упал? - спрашивает старец.
           - Да вот там  рядом с Вами.
Тогда  он встал на ноги, перекрестился и говорит:
           - Слава Богу за всё! Упал твой  болезненный крест, исчез. Вставай!
Женщина встала и пошла.  Потом вернулась и  начала  со слезами благодарить да кланяться, а батюшка то ей и говорит: " Не меня благодари, а Бога. Только Он может вылечить, а я лишь молюсь  усердно. Болезни, по Своей Воле  устраняет только Господь! И ты, раба  Божия молись, да в Храм ходи, и болеть не будешь!"
             Много случаев исцеления произошло по молитвам старца.
             Был такой мужчина Иван, шофёр. Простой человек, жил себе и жил, да вдруг очень заболел. Ему подсказали: "Иди к старцу-молитвеннику! Приходит к нему Иван, рассказывает свою боль. Старец ему говорит: "Помогу тебе, если Господь поможет!"
             Прошло  немного времени. Иван выздоровел, стал опять работать, в командировки  ездить на машине. И вот однажды, перед  дальней дорогой, пришел он к старцу за благословением. Старец благословил, да и говорит:" Прощай Иван, не увидимся более. Встреча то состоится у нас с тобой на мосту, а  повидаться не получится. Иди с Богом."  Иван так ничего и не понял, но поблагодарил за благословение.
            Возвращается он через месяц и едет на своей грузовой машине по мосту, а навстречу  похоронная процессия. Народу видимо-невидимо. Остановился Иван. Спрашивает: "Кого хоронят, братцы?" Отвечают ему: "Старца Сергия, брат!" Вот и встретились на мосту, да только не увиделись.
            Когда  отец Сергий совсем слепеньким стал, находился он в комнатке своей, молясь день и ночь, а монахиня Августина ходила в Храм, и приносила ему просфоры и святую воду. Часто звала она с собой прихожанок  Покровской церкви, которые очень любили слушать рассказы старца о жизни до революции, о Киеве, любили слушать как старец Сергий наизусть  читал Евангелие и пел Псалмы.
            И вот такой был случай: приходят после праздничной службы к старцу, и говорит одна женщина: " Народу, батюшка, было видимо – невидимо! Встать то негде было!"
А отец Сергий отвечает:" Да нет,- говорит,- я был на службе, пять человек всего было."
Женщины в один голос: " Как пять человек? А почему же пройти нельзя было от тесноты?"
"Были,-  говорит старец,- да только не были!"
"Да как же батюшка?"
" Тело то верно было в Храме,- отвечает,- а душа блуждала по житейским заботам хлопотам. А значит и не было их на службе"
Или  начнёт говорить где кто стоял. " Ты,- скажет,- раба Божия Августина, стояла справа от иконы святого Пантелеймона, а ты раба Божия Вера, находилась у иконы Царицы Небесной Казанская!"
И всё в точности так и было. Именно на тех местах они и стояли. Да… Как это он видел? Видел. Господь  прозрением Наградил.
            А вот ещё какой случай был во время войны. В колхозах одни бабы да дети, пахать надо, садить надо,  а тут вдруг  такая  сильная засуха случилась, ну ни капли дождя. Война да голод – самое страшное время для человека. А нет дождя - нет хлеба и картошки, нет ничего и кушать нечего. Собрал тогда отец Сергий женщин, взяли они кресты,  да иконы и пошли по полям с молитвой, долго Крестным ходом  управлялись по полям, изнемогая  под жарой, но шли  за старцем, и молились. К вечеру пошёл такой сильный дождь, что до нитки все промокли, а председатель и не знал об этом, всё удивлялся: как такой дождь полился, если и тучки на горизонте не было? А вот- Слава Богу за всё!
             С дождём связан был ещё такой случай, уже  после войны. Одна раба Божия с малыми детьми попала в сильную грозу, шла полем,  до деревни  оставалось  не больше километра, а пройти ну совершенно невозможно. Гром гремит,  молния сверкает.  Детки напугались, прижимаются к подолу матери, а та и не знает что делать.  Обняла детей, да и плачет. А что плакать? Молиться надо. И начала читать молитвы все, какие знала.
             Вдруг подходит к ней мужчина высокого роста в длинном пальто  в шапке красивой, и совсем не мокрый, она очень удивилась, вокруг вода, а он сухой, как лист. Успокоил он плачущих   и говорит: «Идите домой, гроза вас не тронет». И как бы зонтиком их прикрыл, большой такой зонт!  Женщина  поблагодарила, и пошла. Потом остановилась и думает: " Да что же это я даже не поблагодарила мужчину?" Обернулась направо, где он стоял с зонтом, а никого нет, и гроза сразу успокоилась.
             Когда она рассказала про этот случай старцу Сергию, тот помолился, да и говорит: «Сейчас» Ещё помолился и сказал: «Вы встретились с Архангелом Михаилом, Он сегодня дежурил. Всякий день кто-то из Святых дежурит. Вы не убойтесь! Мы не брошены Богом, Он посылает нам  всегда защитников и хранителей! Плохо, когда никто ничего не просит у них. Вот третьего дня Архангел Михаил тоже  пролетал над городом, а к нему никто не обратился за помощью, он и улетел. Почаще надо на помощь звать Силы Небесные, а молиться надо непрестанно!"
             Сам то старец много молился за всех.  По молитвам его многие спасались. Одна женщина сказывала, что подруга матери её хотела повеситься, понесла то есть без брака, ну и  как жить? Время военное, строгое.  И вот пошла она в лесок, выбрала веточку плотную, да и решила на шнурке с жизнью проститься  (шнурки то раньше поди как верёвки  были). Нагнулась, чтоб  вытащить его из ботинка, и вдруг провалилась  в сон ( оно конечно! Люди в войну работали по 15 часов, разморило её) и видит во сне старца, тот и говорит: " Негожее ты задумала раба Божия! Иди домой, тебя там ждут! А сыночка родишь крепенького, здоровенького ." Она вскочила да домой помчалась. А ребёнок и впрямь родился здоровеньким и крепким, сейчас  то ему уж годков 75!
             А однажды такой был случай: служба уже началась в Покровском Храме, а одну женщину двое здоровенных мужиков  не могут в храм ввести. Сопротивляется она  и кричит не своим голосом. Не пускали. Понятно кто не пускал, и сила то какая у неё появилась! Услышал это старец, а он уж в Храме был, выходит. Подошёл к женщине, помолился тихонько, взял её под руку да завёл спокойно.
             Столько ещё случаев подобных об исцелении, о помощи молитвенной, о духовной поддержке народ рассказывал, что  всё описать и  бумаги не хватит…
             Много  рассказывал старец  и  о будущем. Говорил что храмы  опять начнут  закрывать,( так и было во времена  Хрущёва). Говорил про телевизоры. Только не знал как они будут называться. Сказывал так: " Вот сейчас в красном углу иконы стоят, а придёт время, когда не иконы, а ящик тёмный будет стоять, в котором всё видно будет".  Многие  смеялись. Один мужик говорит ему:
« Это что ж, я буду ехать на быке по Москве, а ты меня в этом ящике увидишь?»  "Да, так и будет!"- отвечал старец. О страшных временах говорил, о том, что под именем Христа много лжецов ходить будет, лисами молиться, а  суть их лжывая.  И потому просил  всех неустанно молиться, и Слово Божие почитать,  ибо  оно  живо и действенно, а без Слова Божия нам гибель придёт. 
              И вот однажды  зимним вечером, после молитвы, говорит он монахине Августе  и тем, кто был рядом: " Весной я уйду от вас. 5 марта, по старому, придут за мной Святитель Николай и Серафим Саровский, они  мне лапти принесут." 
              Заплакали женщины. " Как же вы нас оставите,- говорят,- кто нас подкрепит?"  И отвечает старец:  "Вы  и после смерти обращайтесь ко мне, помогу вам, я буду ближе к Престолу Божиему, а кто меня не знает, тот узнает, и тоже пусть просит о помощи!"
              5 го марта 1952 года старец Сергий покинул этот мир. Рядом была монахиня Августина и рассказывала, что в тот день он всё прислушивался к чему-то, а потом спросил: " Раба Божия, ты слышишь  как звонят  колокола?"  Она ответила: " Нет, батюшка, не слышу."  Старец говорит :
" Звонят, звонят, да неужели это меня,  грешного, будут  колоколами встречать?" А за несколько минут до смерти   сказал: " Зажигайте свечи, пойте молитвы,  встречайте дорогих гостей. Ко мне едут!"
              Проститься со старцем пришли сотни людей. Хоронили его по монашескому обряду, гроб от дома до кладбища несли на руках.

              Паломническая тропинка к могилке старца не зарастает до сих пор.
Народная память - самая сильная память на свете.  А в год пятидесятой годовщины его ухода в мир иной, на многих фотографиях старца вокруг головы появился  белый круг, как бы нимб, в доме внучатой племянницы фотография источала дивное тонкое  благоухание!
              Всё, что  предсказывал  старец сбылось до мелочей.
 
             
О старце Сергие опубликованы  две книги.

1."Старец земли Кузнецкой" (По благословению Высокопреосвященнейшего
АРИСТАРХА,митрополита Кемеровского и Прокопьевского, опыт  церковно-исторического исследования) 2012 г. г. Кемерово
2.Летопись Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря.2007 год г.Кольчугино.


Рецензии
Здравствуйте ещё раз, милая Нина.
С большим удовольствием прочитала Вашу публикацию о чудотворце Сергии. Вот уж чудеса он творил, простыми совпадениями не объяснишь. Надо же, сидел на сундуке, молился, а его не увидели! И исцелял людей, потому что любил их. И дождь при засухе насылал, и пророчествовал, и видел на расстоянии.

Сказано в тексте про те времена с такой любовью и точностью, что я вспомнила их, тогда люди дружными были. Действительно, простая еда на столе, а они поют и жизни радуются, по улицам ходят и тоже поют. Другие люди были, не то, что сейчас. Гаджеты нас испортили и мы больше без них не можем, меньше вживую общаемся, гуляем, писем не пишем, в настольные игры не играем. Очерствели душой.

А уж без Бога Русь никогда не жила, это точно. Даже при запрете на веру она жила в душах людей. Нас с сестрой крестили тогда, когда крещение строго запрещено было. И мы своих детей крестили. А как же без этого?

Спасибо большое за труд.
С искренним уважением и симпатией,

Лариса Малмыгина   18.09.2023 14:03     Заявить о нарушении
Ларочка! Как я вам благодарна за отзыв! Вы очень тонко почувствовали ту часть моего рассказа, где пи шу о простых людях и отношениях добрых и сердечных! Сейчас не такого.
Спасибо вам!!!

Нина Богдан   18.09.2023 15:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.