За Уральские Ильмены - Уральская Венеция

I то грендiехомь трудете сен о всак ден
молбы твряе
i Суре пiящете
якожде допрiжь яхомь
I ту пентократы опыiемо дены
i хвалехомь Богы нашiа о радосще тоiе
яко сен осуре млеко нашiе
на прпыте нашiе
I крмь iде о кравiе до ны
i тiемо жiвiемо
I траве злащнiе оуварiехомь ове до млекы
i тако яждiехомь кажедь щасте свое
i тещахомь
Дощ.26 И вот идем (мы) трудиться всякий день, молитвы творя, и суру пьем ту, как и в прежние времена (мы) имели (то). И ее пять раз пьем в день и восхваляем Богов наших о радости этой, когда (она) осурится. Молоко наше, для пропитания нашего и прокорма, идет к нам от коров, и тем мы живем. И травы злачные - варим их в молоке, и так едим каждый часть свою и идем трудиться
Единственный в мире
 
Слава этой легендарной земли давно перешагнула границы нашей родины. Ученые из многих стран мира, очутившись здесь впервые и все увидев собственными глазами, не скупились на образные выражения, но чаще всего Ильмены сравнивали с лучшими уголками Швейцарии. Да и как ими было не восхищаться. Среди гор, покрытых темными хвойными и лиственными лесами, в широких низинах поблескивают редкие по очарованию озера, в которых плещется сине-зелено-голубая, изумительно прозрачная вода. Можно часами стоять на их берегах и любоваться гармоничностью природы. Но главные открытия хранят здесь земные недра. Уникальное скопление разнообразных минералов побудило научную общественность России основать в этих живописнейших местах Ильменский государственный заповедник. Кладовая минералов, природный музей, музей под открытым небом —вот далеко не все названия, даваемые учеными и писателями одному из замечательнейших уголков Южного Урала. А вот местные жители издавна называют эти места просто Ильмены.
...История Ильмен, еще не ставших заповедной землей, началась с открытия здесь мусковита — прозрачной, как стекло, слюды, ее использовали наши предки вместо оконного стекла. Крупные кристаллы мусковита нашел и начал их добычу уполномоченный Лугининских заводов горный мастер Василий Федорович Раздеришин. О работах, проведенных им в окрестностях Ильмен-горы более 200 лет назад, и сегодня еще напоминают огромные оплывшие и поросшие лесом отвалы.
Заповедник занимает площадь в 30,3 тысячи гектаров. Большая часть его расположена на территории, административно подчиненной городу Миассу, остальная врезается в соседние районы — Чебаркульский и Аргаяшский, заканчиваясь вблизи села Ново-Андреевка, в 20 километрах от города Карабаша.
...У Ильменского заповедника есть своя, особая, знаменательная дата — 14 мая. Ее можно назвать днем рождения. В этот весенний день 1920 года был принят декрет Совета Народных Комиссаров об организации минералогического заповедника у станции Миасс, который подписал В.И. Ленин.
Кто в Ильменах не бывал, тот Урала не видал
http://redbook.ru/ilfot1.htm
«История естествознания в России» (1962) отмечает, что «особую группу исследований составляют геохимические работы на Урале, которые проводились под руководством В.И. Вернадского его учениками А.Е. Ферсманом, К.А. Ненадкевичем и др. Именно на Урале и формировалось новое геохимическое направление». Как подчеркивал В.И. Вернадский, важнейшее значение для формирования геохимии имели три события: создание периодической системы элементов Д.И. Менделеевым, обоснование изоморфных рядов химических элементов и открытие радиоактивности. В.И. Вернадский отмечал, что 1902 год можно считать началом влияния радиоактивности на всю научную мысль. Впечатление этого открытия было огромно, а последствия еще больше. В России до 1903г. более 20 исследователей занимались изучением физических и химических свойств радиоактивности в лабораториях высших учебных заведений в Санкт-Петербурге, Москве, Новороссийске, а с 1910г. стали возникать специальные радиологические лаборатории. В них вели исследования десятки ученых по результатам изучения различных природных объектов: воздуха, минеральных вод, грязей, почв в связи с бальнеологическим направлением в медицине. Съезд ученых в Дублине в 1908г. и Конгресс в Брюсселе в 1910г. способствовали международному обмену знаний поданной проблеме.
Наибольший размах в изучении явления радиоактивности получили работы Российской академии наук, известные в научной литературе под названием «Радиевой экспедиции». Вспоминает В.И. Вернадский: «Мне Джоли тогда открыл глаза, и в 1910г. я выступил в заседании Академии наук с речью «Задачи дня в области радия: я дал программу систематического изучения радиоактивных явлений в нашей стране, так как столетняя работа поколений физиков подготовляла понимание явлений радиоактивности, в другой области, в области конкретной природы, в химии земной коры, в минералогии, эта подготовительная работа не была сделана» (В 1908г. В.И. Вернадский участвовал в работе съезда Британской ассоциации содействия развитию наук в Дублине, где слушал проф. Дублинского университета Д. Джоли, который «прочел доклад о геологическом значении урана – дал первую сводку по радиогеологии». В своем докладе Джоли высказал мысль о разогреве земных недр в результате непрерывного теплового излучения радиоактивных элементов).
Исследование радиоактивных минералов первым в России начал в 1900г. профессор И.А. Антипов (1861-1911). Горный инженер по специальности, он изучал в основном радиоактивные минералы Ферганской долины. В 1904г. занялся изучением радиоактивных минералов Сибири зав. кафедрой химии Томского университета П.П. Орлов (1859-1937). В 1909г. Петр Павлович исследовал на радиоактивность некоторые минералы Ильменских гор, полученные им от Геологического музея Уральского общества любителей естествознания.
В октябре 1907г. Академия наук по представлению академиков А.П. Карпинского, Ф.Н. Чернышева и В.И. Вернадского поставила на первое место в плане работ изучение радиоактивных минералов России.
Однако, отсутствие необходимых средств мешало быстрому и своевременному выполнению поставленной задачи. Только через три года после нескольких отказов, Академия смогла получить законодательным путем относительно большие, достаточные средства для прочной, казалось, и широкой постановки к изучению с этой точки зрения территории России.
Отряды экспедиции были призваны решать частные, именно перед ними поставленные вопросы, и продолжительность выездов была сравнительно небольшой. В процессе работ Радиевой экспедиции, продолжавшихся до 1918г., были изучены районы Кавказа, Средней Азии, Урала, Сибири, Забайкалья. Экспедиция собрала обширные коллекции, пополнила фонды Геологического и Минералогического музея Академии наук. Радиевая экспедиция заложила основы изучения геологии месторождений радиоактивных элементов в нашей стране и дала исключительно ценный в научном отношении материал. С 1914г. под редакцией и при участии В.И. Вернадского Академия наук начинает издавать «Труды Радиевой экспедиции». За 5 лет (по 1918г.) вышло в свет 9 сборников. В них оперативно освещались важнейшие результаты работ экспедиции.
Изучение Ильменских гор в свете исследований редких элементов земной коры занимало В.И. Вернадского с конца прошлого века. В Ильменских горах В.И. Вернадский впервые проводил исследования в 1897г. Изучая ильменские минералы в своей лаборатории, В.И. Вернадский опубликовал 5 работ и 2 в соавторстве.
10 сентября 1910г. в докладной записке «О необходимости исследования радиевых минералов Российской империи» В.И. Вернадский отмечает, что в мире и в России известных залежей радия мало, и предлагает организовать эти исследования с весны 1911г. Дав обзор месторождений радиоактивных минералов России, В.И. Вернадский поставил ряд общих задач, составил подробный план предстоящих работ, согласно которому было необходимо тщательнейшим образом исследовать местности, в которых могут предполагаться радиоактивные месторождения. «В производстве этой же работы для Ильменских гор ввиду лучшей исследованности этой местности, здесь необходимы в одном двух пунктах разведочные работы. Несмотря на большое количество печатных работ и это, наиболее богатое ториевыми и урановыми минералами уральское месторождение -окрестности Миасского завода, где они были открыты еще в 1820г., должно считаться малоизученным; мы не можем дать для него точных указаний о генезисе, ни о их запасах, ни даже об их свойствах и взаимоотношениях. Вся эта работа должна быть еще сделана. Одновременно необходимы здесь небольшие разведки коренных пород и россыпей для выяснения запасов самарскита и эшинита и добычи материала. Отсутствие хорошей геологической карты заставит, вероятно, произвести отчасти и топографическую съемку в масштабе 1/2- 1 версты в области главнейших месторождений радиоактивных руд. Так как Ильменские горы являются главнейшим месторождением самых разнообразных соединений редких элементов в России и исключительно богаты разнообразнейшими минералами, то эта минералогическая съемка обещает большие научные результаты, даже если запасы самарскита окажутся ничтожными. Само собой разумеется, что все минералы Ильменских гор должны быть изучены. В конце концов должна быть дана монография по петрографии и минералогии этой области».
(Cамарскит ((Y,Ce,U,Fe)3(Nb,Ta,Ti)5O16) - минерал, назван в честь русского горного инженера Василия Евграфовича Самарского-Быховца (7 ноября 1803—31 мая 1870), генерал-лейтенанта, начальника штаба Корпуса горных инженеров с 1845 по 1861, председателя совета Корпуса горных инженеров (1861—1870), председателя комиссии по пересмотру Горного устава. В его честь химик Генрих Розе в 1839 году назвал новый минерал из Ильмен – самарскит. А в нем был обнаружен спектроскопически французскими химиками Лафонтеном в 1878 году и Лекоком де Буабодраном в 1879 году новый химический элемент, названный самарием. В 1880 году открытие было подтверждено швейцарским химиком Ж. де Мариньяком. Чистый металлический самарий был впервые химически выделен только в начале XX века. Sm 62: 150,36/4f^66s^2 - Самарий — химический элемент, металл из группы лантаноидов).
В 1911г. стала возможной работа Радиевой экспедиции. Организацией выезда отряда в Ильменские горы занимается лично В.И. Вернадский. Отряд приступил к работе в июне месяце. Вернадский поставил перед ним задачи, лично проводил консультации на местности, после отъезда руководил работой через переписку.
В 1911г. в Ильменском отряде Радиевой экспедиции работали Владимир Ильич Крыжановский (1881- 1947), Елизавета Дмитриевна Ревуцкая (1866-1942) - минералог, ученица В.И. Вернадского, с которым сотрудничала до 1935г.; были привлечены Леонид Алексеевич Кулик (лесничий Миасского завода, впоследствии зав. отделом метеоритов АН) и Николай Михайлович Федоровский (студент Московского университета, впоследствии председатель Горного совета ВСНХ).
В.И. Крыжановский являлся сотрудником Минералогического отделения Геологического музея Академии Наук, в котором проработал всю свою жизнь, с 1945 по 1947г. - директором; научные исследования проводил экспедиционно. Ильменские горы впервые посещает в 1905г., все годы возглавлял Ильменский отряд Радиевой экспедиции. Впоследствии руководил экспедициями в Ильменах в 1929 и 1935гг. принимал участие в организации Южно-Уральской Ильменской горной станции (1934г.). Во время эвакуации (1941-1943) работал в музее заповедника. Опубликовал 13 научных статей и 5 научно-популярных работ по Ильменам. Пополнил список Ильмен пятью минералами.
Необходимо отметить, что если в разных районах России отряды Радиевой экспедиции работали с перерывами, в зависимости от финансирования и кадров, то в Ильменских горах работы проводились ежегодно. С 1912г. в Ильменах работал А.Е. Ферсман, были привлечены М.Е. Лезедова и Д.С. Белянкин.
В Петербурге перед выездом на Урал В.И. Вернадский провел ряд организационных мероприятий: оформил ходатайства по оказанию содействия со стороны местных административных органов и оформил рекомендательные свидетельства от имени Императорской академии наук членам Радиевой экспедиции.
Работы в Ильменах в 1913г. продолжались в том же составе. В.И. Вернадский на заседании физико-математического отделения Академии наук докладывал: «Под моим руководством третий год проводится детальное и систематическое исследование Ильменских гор (в Миасской даче). Имея целью изучить этот район, мы приступили с прошлого года к точной съемке всех минеральных копей, составлению топографической карты в 2-верстном масштабе и выявлению некоторых геологических вопросов путем шурфов. В текущем году, согласно намеченному плану, съемка будет закончена и в течение текущих лет научная обработка материала будет в общих чертах доведена до конца...А между тем Ильменские горы, как показали наши работы, в этом отношении оставляют желать очень многого...».
Работы по изучению радиевых минералов в 1914г. в России и по количеству участников и по регионам были самые обширные.
Отряд Академии наук проводил работы на Урале. Как отмечал А.Е. Ферсман, «второй задачей этого года явилась более детальная разведка Ильменских гор, являющаяся продолжением обширной работы, предпринятой Академией наук по составлению петрографического и минералогического описания этой области...».
Началась мировая война и ход истории сломал все начинания. В 1915г. в Ильменах работал небольшой отряд рабочих под руководством В.И. Крыжановского.
О работе Радиевой экспедиции в Ильмснах в 1916-1917гг. документов не выявлено. Имеется упоминание в автобиографии В.И. Крыжановского о командировке его в Ильменские горы по поручению Комиссии сырья Комитета научно-технической помощи для добычи ильменита (сырья на титан).
Подводя итоги работ Радиевой экспедиции, необходимо отметить, что программа, составленная В.И. Вернадским по Ильменам, была выполнена. Составлена Д.С. Белянкиным и Л.А. Куликом петрографическая карта Ильменских гор, произведена первая инструментальная привязка ильменских месторождений минералов, количество зарегистрированных копей увеличилось на 27, список минералов Ильмен увеличен на 12. В приложении к этой работе дастся список копей и минералов, составленный В.И. Крыжановским и Е.Д.Ревуцкой. По исследованию минералов самарскитовой Блюмовской копи был решен вопрос происхождения радиоактивных минералов.
В.И. Крыжановский в 1923г. отмечал: «Почти уже сто лет непрерывно минералы Ильменских гор текут широкой рекой за границу, и, несмотря на это, работы Радиевой экспедиции Академии наук периода 1911—1917г. показали, что здесь еще непочатый край для новых открытий, новых находок высокого научного значения, имевших реальную ценность на минералогическом рынке. Работы Радиевой экспедиции Академии наук за 6 лет при сравнительно ничтожных затратах дали материал громадной научной и практической ценности...Работы по добыче малакона и чевкинита открыли новую страницу в геохимии Ильменских гор. Прерванные военными событиями, они, несомненно, показали, что произведенные затраты во много раз покрывались ценностью полученного материала. Я считаю долгом обратить внимание на то, что этими работами Академии наук была положена прочная база к систематическому изучению минералогии Ильменских гор. Собранные коллекции и минералы обрабатывались до последнего времени: проделан ряд сложных химических анализов...».
Минералогическая лаборатория Геологического и Минералогического музея, на базе которой в 1922г. был создан Радиевый институт, была организована в 1912г. под руководством В.И. Вернадского. В ней изучал Ильменские минералы с 1913г. лаборант К.А. Ненадкевич, а А.Е. Ферсман и А.А. Твалчрелидзе работали эпизодически, Б.А. Линденер изучал спектроскопию минералов, с 1914г. работал и ученик М. Кюри — Л.С. Коловрат-Червинский и И.Д. Старынкеевич, окончившая Высшие женские курсы, а также лаборант Геологического комитета Б.Г. Карпов. Этими исследователями опубликовано с 1911 по 1925гг. 23 работы с использованием данных по ильменским минералам, из них 2 работы совместно с В.И. Вернадским.
Радиоактивные минералы Ильменских гор изучал и Василий Андреевич Бородовский из сборов Радиевой экспедиции 1912г. С результатами исследований В.А. Бородовский выступил на заседании отделения химии РФХО. В своих исследованиях Бородовский рекомендовал использовать эшиниты Ильменских гор для получения мезотория. Сделанный Бородовским практический вывод был весьма важным, так как давал указание на возможность использования русских шинитов в качестве руды для получения мезотория, очень часто заменявшего в тот период радий.
В 1926г. академик А.Е. Ферсман дал оценку работам Радиевой экспедиции, отмечая, что необходимо эти работы углубить и продолжить. Это задача государственной важности. Перечисляя районы работ, отметил Ильменские горы, где война и голод остановили систематические работы Академии наук, начатые еще в 1911г. и продолжавшиеся до 1917г., и давшие богатейший минералогический материал, как по щелочным и кислым породам, так и по радиоактивным минералам.
Работы Радиевой экспедиции послужили импульсом для принятия мер по охране государством природных богатств Ильменских гор. В.И. Крыжановский отмечал, что «...уже с 1911г. в связи с радиевыми изысканиями Академии наук, район Ильменских гор становится запретным для частной горной промышленности и тогда появляется впервые мысль о необходимости создания в этом исключительном районе Минералогической показательной станции, музея и т.п. Мысль эта постоянно крепнет и ее осуществлению препятствует только война внешняя и затем внутренняя».
Ильменский заповедник не располагает копиями первоисточников о В.И. Вернадском как «инициаторе организации минералогического заповедника в Ильменских горах на Урале», как назвал его академик В.А. Обручев. В 1913г. В.И. Вернадский поставил вопрос в Академии наук о необходимости объявления радиоактивных руд России государственной собственностью. Предложение было принято.
«В 1912г. академик В.И. Вернадский обратился через Горный департамент в Министерство земледелия и государственных имуществ с докладной запиской о необходимости закрыть для частной горной промышленности весь район Ильменских гор. Это мероприятие положило первый камень в дело образования будущего Ильменского заповедника» (Крыжановский, 1949).
Хотя Ильмены были небольшим эпизодом в научной деятельности Владимира Ивановича Вернадского, тем не менее его внимание к ним для Ильмен, для их будущего, неоценимо.
Людмила Буторина. Наука Урала, сентябрь 2000(6) с.5-7
http://www.redbook.ru/article844.html
Венде
врентетесе до земь нашiех
о ступы древлiе
А глендете ещье пощаре iнi
яко ве дне оходу
одо ПентыРiещеце
i СемеРiеще
кiльбова о десунь
отщецена
од ны
Дощ.36а Венды, вернитеся в земли наши, в степи древние. А (то) увидите ещёжье пожары иные, как (и) во дни исхода из Пятиречья и Семиречья, которые дасунями (дасы - злые иноверцы) отобраны (отсечены, отщеплены, отлучены) от нас
Дощечка 36
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_372.htm
ВлесКнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_13.htm
За Уральские Ильмены - Уральская Венеция
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_506.htm


Рецензии