Улавливать индивидуальное в речи...

Писатель должен досконально знать родной язык и тонко, со вкусом разбираться во всех его драгоценных особенностях. Твои персонажи в художественных произведениях будут говорить по-своему, а не по-литературному, если ты будешь вдумчиво прислушиваться к выговору и произношению рабочего и полуинтеллигента, городского обывателя и старой мещанки. Научись улавливать индивидуальное в речи, и тогда герои твоих произведений будут живыми и колоритными, легко отличимыми друг от друга. Сергей Сергеев-Ценский. // Михаил Булгаков любил слушать специфические выражения, новые словообразования, которые знакомый студент приносил из института. Эти выражения он тотчас же записывал. Любил поговорить и со старой нянькой, которая жила в этой семье ещё до революции, слушал её образную речь и записывал понравившиеся ему обороты речи. В основе многих персонажей всегда были конкретные живые люди, которых Булгаков хорошо знал и наблюдал, творчески преображая их внутренний и внешний облик. Когда он начал писать пьесу «Зойкина квартира», ему понадобилось ознакомиться с тем, как дамы-заказчицы разговаривают с портнихами, какие выражения при этом используют. У друга его был свой небольшой дом в Мансуровском переулке, где принимала своих заказчиц известная в то время портниха. Булгаков и его друг спрятались в соседней комнате, чтобы самим услышать их подлинную речь. И.В.Белозерский. // Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красок. Александр Куприн. // Диалог – процесс ритмический. Соотношение речи и молчания – устойчивая характеристика каждого человека. Чаппл Элиот. // Иван Тургенев нередко приводит для характеристики персонажа одну только его фразу – и человек перед нами. // …от одной фразы рождается тип. Алексей Н.Толстой. // Пусть два человека рассказывают о каком-нибудь одном, хоть, например, обыкновенном уличном событии. Очень часто из другой комнаты, даже вовсе не видя самих рассказчиков, можно угадать и сколько которому лет, и в какой службе который из них служит, в гражданской или в военной, и который из двух более развит, и даже как велик чин каждого из них. Фёдор Достоевский.


Рецензии