маргинал

Однажды мне в руки попалась книга по истории греческого перевода Библии. Ознакомившись с ее содержанием, я решил отослать брошюру на рецензию одному известному в своих кругах эксперту. Как и ожидалось, в пришедшей оценке было много негатива, а точку его рассуждениям поставила фраза: похоже, что автор - маргинал.

Кто такой маргинал? Что это за явление маргинальность? Хорошо это, или плохо? Можно ли это понятие применять к церкви, отдельному христианину?

Маргина;льность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

С одной стороны святой(отделенный для Бога) человек и не должен адаптироваться под враждебно настроенный к Церкви мир. Отпечаток на "странную" жизнь христианина накладывает послушание Евангелию. Многие ценности мира сего - это не наши ценности и они должны быть отвержены. Но такого человека маргиналом называть неправомерно. Разве что не разобравшись, по непониманию и ожесточению сердца.

С другой стороны, по своей чрезмерно выраженной "неадаптации",  иногда мы заслуживаем такого штампа. Например у нас может быть "свой" учебник герменевтики (экзегетики, гомилетики), оторванный от общепринятых богословских норм(странно почему нет своей математики, физики, геометрии). Или "свой" дресс-код одежды: - одеваемая без галстука и обязательно застегнутая на верхнюю пуговицу рубашка, прозрачная полоска/"косынка" на голове сестры... Да мало ли еще чего "своего", маргинального, своей головой выдуманного, бросающегося в глаза.

Теперь я понял почему получил такую оценку книги: - даже история греческого перевода может быть предвзятой, глубоко не изученной, маргинальной, "своей", вызывающей улыбку.


Рецензии