Москва и Минск в раздоре

Россия перекрыла поставки дизельного топлива в Белоруссию: республика закупает его для внутреннего рынка, а собственный «дизель» продает Украине. Политологи считают, что, отменив поставки в союзное государство, Москва наносит двойной удар — по Минску и по Киеву.Сообщение об ограничении поставок нефтепродуктов в Белоруссию появилось на фоне продолжающегося российско-белорусского энергетического конфликта, начавшегося еще в прошлом году. Недовольная ценами на российский газ Белоруссия пересмотрела их в одностороннем порядке и стала платить за поставки почти в два раза меньше прописанной в контракте цены. В результате газовый долг Минска на сегодняшний день превысил $600 млн, и выплачивать его белорусская сторона даже не начала, хотя заявляла о своих намерениях полностью рассчитаться с Россией еще в прошлом году.

Москва в ответ ограничила поставки нефти в Белоруссию, что заставило Минск искать альтернативных поставщиков. Президент Александр Лукашенко ранее говорил, что республика может начать закупать нефть в Венесуэле и Иране (в Иране даже рассматривалась возможность добычи).На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев весьма прозрачно намекнул, что «некоторые страны», недовольные стоимостью газа, вообще могли бы получать его по европейским ценам. Лукашенко на это заявил, что, если Белоруссия будет платить за газ как в Европе, Медведеву «тоже придется кое за что заплатить».

Ограничение поставок «дизеля» в Белоруссию нанесет удар по белорусскому бюджету, не позволяя Белоруссии зарабатывать на продаже собственного дизельного топлива и реэкспорте российского.Но в данном случае это своеобразный дуплет, который бьет также и по Украине.Дизельное топливо используется в основном в сельском хозяйстве, и оно нужно Украине уже сейчас, а не через месяц. Кроме того, ДТ потребляет военная техника. Это очень сильный рычаг давления на Украину.
На прошлой неделе стало известно, что Россия уже около месяца не поставляет «дизель» на Украину. Российская сторона объясняла это тем, что поставщики не успели подготовить необходимые документы, которые должна была выдать Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Но по другой версии украинские импортеры сами отказались от российского топлива, предпочтя белорусское, так как оно производится из российской же нефти, которую РФ поставляет Белоруссии без экспортной пошлины. То есть конечный продукт в итоге получается дешевле.И как раз в среду «Транснефть» заявила, что все необходимые документы были оформлены, и в конце прошлой недели прокачка ДТ на Украину была возобновлена. Не исключено, что ограничение поставок белорусским контрагентам было вызвано именно стремлением Москвы вынудить Киев закупать российское топливо.


Рецензии