Ответы на вопросы Рим. 9, 16 и 18

Попробую публиковать ответы на некоторые задаваемые мне вопросы. Посмотрим, приживется ли рубрика.

Поясните, пожалуйста, стих Рим.9:16 и 18: «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего»

Вкратце рассмотрим ближайший контекст. Павел отвечает на вопрос «неужели неправда у Бога?» (Рим.9:14). Т.е. неужели Бог является несправедливым, раз Он решил одних спасать, а других ожесточать? В главах 9-11 речь идет об Израиле и язычниках. Павел отвечает на претензии евреев по поводу того, что Бог начал спасать язычников: евреи считали, что Бог их должен спасать, а язычников – нет.
Вкратце суть дальнейшего ответа Павла можно передать так: Бог свободен делать, что Он хочет. Многие считают, что в этой главе идет речь о свободе или несвободе человека. Это не так. Свобода человека – не тема этого отрывка. Павел пишет о свободе Бога. О том, что Бог делает, что Он хочет. Вот тема отрывка.
Отвечая на вопрос «неужели неправда у Бога?», Павел цитирует слова Господа, сказанные Моисею: «кого миловать, помилую, кого жалеть, пожалею» (Рим.9:15). И делает вывод: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16).
Интересно посмотреть, в какой ситуации Бог сказал эти слова Моисею. В 15-м стихе Павел цитирует Исх.33:19. Там рассказывается о Божьей милости к евреям, которые сделали золотого тельца. Если бы Бог поступил тогда по справедливости, что было бы с Израилем? Он уничтожил бы евреев. Но Бог помиловал их. Почему? Из-за добрых дел или хороших качеств евреев? Нет. Имел Бог тогда право поступить милостиво по Своей милосердной природе? Да.
Павел словно берет еврея за руку и спрашивает: «Кем ты тогда был в твоих отцах, которые сделали золотого тельца? Ты вел себя, как язычник! И Бог тебя помиловал. И теперь ты говоришь, что Бог не вправе помиловать сегодняшних язычников?! Бог был вправе помиловать тебя тогда и Он имеет право миловать язычников сегодня, открывая им путь к спасению».
Итак, Бог избрал евреев как народ по милости (Вт.7:7-8). И никто никогда не мог и не может принудить Бога быть милостивым. Он Сам решает миловать. А кого Он решает помиловать? Всех – см. Рим.11:32. Всех в этих стихах – это значит и язычников, и Израиль. Бог решил быть милостивым и к тем, и к другим. Он Сам так решил по Своему милосердному характеру.
«Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). Здесь отрицается не всякое желание, а лишь желание «подвизающегося» или полагающегося на собственные заслуги. Портрет такого человека (или даже группы людей) представлен в Рим.10:3: «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3).
Конечно же, когда Павел пишет, что помилование зависит не от желающего, он не имеет в виду, что желание человека не важно для его спасения. Бог напрямую обращается ко всякому человеку, предлагая ему принять решение: «желающий пусть берет воду жизни даром» (От.22:17). Иисус сказал, что неверующие иудеи просто не хотят прийти к Нему (Ин.5:40). Мы должны подвизаться войти сквозь тесные врата (Лук.13:24). Просто дело в том, как я уже писал выше, что вопрос желания человека – не тема этого отрывка.
Другой пример, который приводит Павел, это фараон. Ожесточив фараона (который изначально ожесточился сам), Бог это сделал для того, чтобы прославить Свое имя среди язычников (Исх.9:16). Аналогично во время Павла Бог ожесточил евреев после того, как они сами долгое время вели себя ожесточенно, не принимая Мессию. И ожесточает евреев Бог с целью спасти язычников. В этом подобие с ситуацией фараона.
Бог свободно решает, кого спасти и помиловать, а кого отвергнуть. Но мы видим, кого он милует. Верующего и кающегося, подчиняющегося Ему. А отвергает не верующего, не подчиняющегося Ему. Фараон во второй группе.

10.03.2017


Рецензии
хорошая рубрика. Пусть привьется. Ответ тоже хороший, много открыл для себя. Благословений

Евгений Бочаров   18.03.2017 18:41     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, дай-то Бог.

Рыжов Александр Геннадьевич   18.03.2017 21:08   Заявить о нарушении