2. Дневники. Клуб юных моряков. 1970-1971 гг

(Продолжение. Начало см. на авторской странице)

11 ОКТЯБРЯ 1970 г. КОСТРОМА

Сегодня мы с Галей Трудовой  ходили  на первое занятие в «Клуб юных моряков», который расположился на проспекте Текстильщиков в длинном одноэтажном здании Областной станции юных техников. Оказалось, что Клубу принадлежат только два кабинета. В одном занимаются судомоделисты, там есть очень много моделей разных кораблей, а в другом  находится класс судовождения.  Посередине – столы, у окна –место для преподавателя, а рядом - большой магнитный компас. И много других учебных пособий на морскую тему.
Народу в кабинет набилось очень много.
Мы с Галей держали себя как старые морские волки, которые всё знают, потому что целый август ходили на «Кузьме Минине»! В Клуб  пришли и наши старые знакомые – старшины Миша Малахов и Костя Тихонов. Были и другие мальчишки из нашего экипажа. Новеньких тоже хватало.
Андрей Фёдорович начал распределять всех по группам обучения. На первый курс попали только малыши из шестых классов. Нас с Галей записали в группу рулевых № 4/2, куда зачисляли новеньких из 7-х и 8-х классов. Капитан-инструктор сказал, что в программе у рулевых нет таких дисциплин, как флажной семафор, его изучают только юнги первого курса. А мы уже опоздали…  Зато мы начнём понемножку разбираться в устройстве корабля и шлюпки, учить Правила плаванья по внутренним водным путям и другие премудрости  речного дела. Нам с Галей было жалко, что мы не будем заниматься с флажками – это ведь так интересно! Но морские узлы осваивать будем!
В группы штурманов попали только старшие ребята из 8-х или 9-х классов – третьего года обучения. Они будут прокладывать курсы на морских картах, как настоящие штурманы! Мишу и Костю зачислили туда.  Не будем мы встречаться на занятиях с нашими самыми первыми старшинами, которые нас уму-разуму учили на летней практике. А жаль.

29 НОЯБРЯ 1970 г.

Я продолжаю заниматься в «Клубе юных моряков», и мне там очень нравится! Особенно здорово бывает по вечерам, когда за окнами темно, а в классе светло, тепло и  уютно. И Андрей Фёдорович читает нам интересную лекцию по морскому делу!
Капитан-инструктор сказал, что нам надо создать свою морскую библиотеку: принести в Клуб книги о море и моряках, чтобы все желающие могли брать их домой и читать. Я специально купила в магазине книгу Юрия Клименченко «Золотые нашивки» - о курсантах мореходки, которые ходили в плаванье на учебных парусниках. Я сначала сама её прочитала: очень интересная! А потом уже отнесла в Клуб. Библиотека постепенно разрослась, и я люблю в ней рыться, смотреть и перелистывать книги, брать почитать.
Мы завели конспекты по судовождению, и записываем туда всё, что нам диктует Андрей Фёдорович. Получается как бы маленькая морская энциклопедия с рисунками. Я все рисунки раскрашиваю цветными шариковыми ручками: и шлюпки, и паруса, и якоря  у меня получаются красивыми, цветными. А на обложку свела через копирку парусник с алыми парусами.
Мы уже много всего прошли, а сейчас изучаем разные типы якорей.
Андрей Фёдорович нам сказал, что если у кого есть возможность достать свою морскую форму, то надо это сделать, потому что клубная поизносилась, а на новую денег не дают. А какой же моряк без формы! Она, оказывается, продаётся в Москве, в Центральном военном универмаге. Вот бы нам с Галей в каникулы съездить в Москву одним! Только ведь не отпустят родители. Я бы купила себе белую форменку, тельняшку, синюю суконку с гюйсом, флотский ремень и фуражку-мичманку. Вот было бы красиво! Мы бы ещё и погулять по Москве успели. Первым делом – в Мавзолей к Ленину и в Кремль, а потом по магазинам походили бы. Мечты, мечты…
В нашей группе капитан-инструктор назначил отличного старшину! Его зовут Витя Тычина. Андрей Фёдорович сказал, что этот парень – прирождённый командир. У него дисциплинка – не забалуешь! Командует громко, чётко, как будто он настоящий морской офицер. Вообще у нас в группе все мальчишки хорошие. Приятно в такой компании изучать морские науки.

19 ЯНВАРЯ 1971 г.

В КЮМе  мы изучаем много интересного. Андрей Фёдорович очень живо и занимательно рассказывает нам о речном и морском деле и приводит много примеров из своей военной службы. Он воевал на флоте в Великую Отечественную войну! Бил фашистов! Вот какой славный человек ведёт у нас занятия. Не удивительно,  что он очень любит строгую дисциплину и порядок.  И наши ребята стараются не ударить в грязь лицом.
Перед началом занятий мы встаём по стойке «смирно», и старшина чётко, по-военному, отдаёт рапорт. Потом начинается перекличка. Капитан-инструктор называет фамилии, мы встаём и отвечаем «Есть!». Обращается к нам Андрей Фёдорович так: «товарищи рулевые» или «товарищи курсанты».
Скоро у нас начнётся строевая подготовка: будем готовиться к параду.
В Клубе мы не только учимся, но и участвуем в разных мероприятиях. Мы смотрим морские фильмы в большом кинозале, проводим встречи с моряками, на Новый год  был праздничный вечер (на который я не ходила). А в следующее воскресенье у нас будут  соревнования по вязанию морских узлов. И Андрей Фёдорович ни с того ни с сего назначил меня судьёй. Видно, ему нравится, как я вяжу узлы!
К празднику 23 февраля  у нас с 3-ей группой будет КВН. Меня выбрали в команду! Мы уже начали понемногу готовиться. Правда, заниматься нам совсем негде. И мы устраиваемся в коридоре на стульях. Я пообещала написать приветствие и морскую песню, чтобы было у нас всё собственного сочинения, а не взятое откуда-нибудь со стороны. А Вера Нищёва сможет сыграть на баяне и спеть. Ну и команде она будет аккомпанировать.

24 ЯНВАРЯ 1971 г.

Сегодня рано утром мы с Галей пошли в Клуб на соревнования по такелажу. Народу в классе толпилось очень много: там были  не только члены команд, но и болельщики. Пришёл Серёжа Новиков – выпускник Клуба, а сейчас курсант Рыбинского речного училища. Его все хорошо знают, потому что, когда он приезжает в Кострому, то сразу идёт в КЮМ. Он и летом приходил к нам на практику и здорово гонял нас по строевой подготовке. Говорил, что во всех морских и речных училищах строевая считается очень важным и ответственным делом. И мы старались! А ещё Серёжа рассказывал нам разные байки и легенды Клуба…
Соревнования начались в 11 часов. Всего судей было четверо – в том числе и я. Для вязания морских узлов на скорость участников соревнований вызывали по четыре человека, а мы, судьи, с часами в руках, засекали время. Судила я честно и справедливо, никого не обижала зря, и претензий ко мне не было.
Результат соревнований для нашей группы был самый замечательный: мы заняли первое место! Очень радовались!

6 ФЕВРАЛЯ 1971 г.

Я пришла сегодня в Клуб пораньше, потому что мы договорились  репетировать выступление к КВНу. Но никого из наших ещё не было. В классе занималась шестая группа. Я села в сторонке и стала наблюдать, чему учат малышей. Но тут Андрей Фёдорович закончил занятие и сказал, что есть ещё одно важное дело.
- У кого из вас хороший почерк? – спросил он ребят.
Все помалкивали. Но тут как раз вошёл Вовка Комаров из нашей группы и сообщил:
- Вот у Лены хороший почерк, я сам видел.
Все посмотрели на меня, а Андрей Фёдорович, видимо, обрадовался, что так быстро нашёлся умелец красиво писать, и сказал мне:
- Ну, садись за первый стол и попробуй. Я буду диктовать.
Капитан дал мне ручку и бумагу, и я приготовилась записывать. Он продиктовал фамилию, имя и отчество какого-то человека, потом внимательно посмотрел на мои труды и остался доволен.
Но сначала Андрей Фёдорович решил рассказать, что же такое он собирается мне диктовать. Оказывается, это письмо легендарному комиссару с революционного крейсера «Аврора»!  Именно он 7 ноября 1917 года дал команду стрелять по Зимнему дворцу. И такому знаменитому человеку, ветерану революции, я собственноручно буду писать письмо! Кроме того, комиссар «Авроры» - наш земляк, нерехтчанин. Правда, он уже совсем старенький, но в прошлом году с теплотой и радушием встретил пионеров из Нерехты – и провёл их без всякой очереди на борт «Авроры». Там организовал  для ребят настоящую экскурсию, всё сам показал и рассказал. Причём, именно в это время на крейсер должны были идти англичане, но комиссар решил, что иностранцы подождут, и, пользуясь своей властью, провёл на борт пионеров.
Вот и мы теперь ему напишем письмо!
После такого интересного рассказа Андрей Фёдорович начал диктовать текст. Я старалась вовсю: выписывала буковки очень красиво.
В письме рассказывалось о нашем Клубе, о том, чем мы занимаемся, какие морские науки изучаем, как летом проходим практику на тральщике и на «Кузьме Минине». Мы попросили комиссара прислать нам для альбома о капитанах и адмиралах-костромичах -  его личное фото и краткую биографию. А ещё в письме говорилось, что весной лучшие 25 курсантов поедут в Ленинград на экскурсию, посетят Военно-морской музей и крейсер «Аврору». И мы просим комиссара встретиться с нами, если ему не будет трудно.
В конце письма, под диктовку Андрея Фёдоровича,  я написала: « По решению совета старшин Костромского клуба юных моряков»  - и первая поставила свою подпись. А потом расписались члены совета старшин. Так что я сегодня вошла в историю!


(Продолжение следует)


Рецензии