Балерина

Это было не так давно. Не знаю, как насчёт других, но в моей памяти эта женщина останется навсегда. Вру - в памяти балерин, которых она учила, тоже.
Дочка однажды позвала меня посмотреть на её занятие балетом. Уж не знаю, почему она решила позвать меня на занятие, а не на первое выступление, но уверен, что не для того, чтобы я восхитился её преподавателем. Хотя, кто знает... Но что интереснее всего - преподавателя я так и не увидел. Но после того посещения она стала предметом моего восхищения.
Зал был довольно просторным, с большими окнами. У стены, по обе стороны входа, стояли скамейки, я присел на одну из них и смотрел на будущих балерин, больше всего, конечно, на свою дочку. Сначала вроде было всё как обычно, они просто готовились, отрабатвали движения. А потом было что-то странное. Женский голос раздался из громкоговорителя. Сначала приветствие, потом команда на позицию. И первое, что меня удивило - это даже не то, что команды раздавались из громкоговорителя, а дисциплина и синхронность движений девочек. Они всё сделали синхронно, без какой-либо сбивки, не перешёптываясь, совершенно сосредоточенно. Скажу честно, я полный ноль в балете, почти ничего не запомнил из того, что говорил голос из громкоговорителя, но то, как девочки слушались, как они всё исполняли - это меня просто сразило. И это - без прямого участия преподавателя. Помню, я подумал: "Это какое же уважение должно быть к учителю, чтобы так себя вести...".
Меня словно не было в зале. Для будущих балерин я просто не существовал. Они были послностью сосредотоены на голосе и своих движениях. Даже моя дочка ни разу меня словно не заметила. Даже когда я улыбался, глядя на неё.
Удивительно - время пролетело незаметно. Три часа пролетели, словно их не было. А потом голос поблагодарил девочек и попрощался. Занятие закончилось.
"Дочка, ты была просто неотразима!" - с восхищением сказал я ей.
"Правда?" - счастливо улыбнулась она.
"Да, абсолютная правда" - уверил я её.
"Спасибо ей..." - с улыбкой благодарности ответила дочка.
"Но почему ваш преподаватель говорила через колонки?" - поинтересовался я. "Почему она не присутствовала?"
Девочка посмотрела на меня и грусно улыбнулась.
"Потому что она парализована ниже шеи".
Я ошалел.
"Она использует компьютер и микрофон, чтобы видеть нас и учить".
"Как же она так учит балету?"
"Папа, ты сам всё видел" - дочка взглянула на меня. "Она лучшая".
Мне нечего было ответить. Я знал, что моя девочка права. Я слышал, как их преподавательница говорила, насколько у неё чистый, красивый и эмоциональный язык. Мне хватило одного присутствия, чтобы почувствовать совершенство владения русским языком в сочетании с профессионализмом в сфере балета.
Позже я узнал, что лучшая балерина ни разу не выступала. Она с детства была в инвалидной коляске. Но она всегда любила балет и хотела, пусть не сама, но чтобы её ученицы были лучшими. Я не знаю, как она выучила и смогла на словах, без практического опыта преподнести, донести всё до своих учениц. Для меня это просто невероятно, более того - невозможно.
Но когда я смотрю выступления своей дочери, я вижу, что она стала просто замечательной балериной. Самой лучшей.
И иногда мы вместе с ней ходим на могилу её учительницы - парализованной балерины, которая смогла с помощью своего сильного желания и совершенного владения языком передать и воплотить свою мечту в своих ученицах.

28.01.2017


Рецензии