Во первых строках моего письма...

      Много лет назад, в детстве и в ранней юности у меня была няня Баба Дуня -простая русская крестьянка из Рязанской области. Моя мама-учительница, а позднее завуч школы все дни пропадала в школе, детского сада поблизости не было, родные дедушки и бабушки умерли, и няня или домработница была единственным выходом в той ситуации. Я уже рассказывал о своей Бабе Дуне-Осиной Евдокии Васильевне, но теперь мне вдруг припомнилось как мы с ней писали письма ей на Родину, как читали ответы, и как много мне это всё дало в жизни.

     Няня была совершенно неграмотной женщиной и потому, как только я научился писать, а было это лет в семь, и до 16 лет, пока няня жила с нами, моей обязанностью было писать её письма сестре в деревню и читать полученные ответы. Всё это происходило между 1953-им и 1962-ым годами. Именно из чтения этих писем из деревни я собственно совершенно городской мальчишка, и узнавал много нового о деревенской жизни того времени.

     Обычно всё происходило так. Баба Дуня просила меня написать письмо. Мы садились на кухне днём, когда все соседи были на работе и не мешали, и няня начинала мне диктовать:" Здравствуйте разлюбезная моя сестра Полюшка  и мои племянники Миша и Маня. Во первых строках моего письма спешу сообщить, что письмо ваше я получила...". Дальше няня моя надолго задумывалась, собиралась с мыслями и силами и снова диктовала:" Полюшка, сколько раз я тебе говорила и писала...". Баба Дуня была старшей сестрой Поли и от этого и от того, что жила в большом городе, считала себя обязанной давать всевозможные советы Поле и двум её детям-старшему Мише и младшей Мане. Муж Полю бросил, грошовые алименты платил нерегулярно, и Поля-болезненная женщина, работая в колхозе, еле-еле вытаскивала семью из нужды. Если бы не помощь старшей сестры, не знаю, как они вообще бы жили, поскольку на начало переписки(1953 год) Мише было 15 или 16 лет, а Мане-13 или 14-ть. Они окончили начальную школу и тоже работали в колхозе, судя по всему достаточно бедном.

     Собственно говоря, всё дальнейшее письмо моей няни и состояло из советов, а в конце няня мне говорила:" Ну ты сам что нибудь напиши". Я обычно дописывал, что у няни всё в порядке и что она ждёт не дождётся лета, когда приедет в деревню. Письмо заканчивалось традиционно:"Жду ответа, как соловей лета!". Я подписывал на конверте адрес и относил письмо на улицу в почтовый ящик. Я до сих пор помню этот адрес, хотя и прошло с тех пор 55 лет: Рязанская область, Касимовский район, село Нармушадь, Ерахтурское почтовое отделение. Самое любопытное произошло со мною много лет спустя. Речь пойдёт примерно о 2001-ом годе. Мы с моим товарищем по работе и соседом по дому  Николаем Шеляковым как то вышли одновременно покурить на лестничную клетку, разговорились и в разговоре я совершенно случайно узнал, что Николай детство и юность провёл в деревне, расположенной в 5 километрах от села Нармушадь, которое он прекрасно знал. Воистину мир тесен!

     Да, но я возвращаюсь к письмам. Раз в месяц или в полтора из рязанской глубинки приходили письма сестры Поли, написанные или Мишей или чаще Маней. Почтальонша приносила письмо, как и газеты в почтовый ящик, я доставал и мы с няней приступали к чтению. Обычно письмо содержало подробнейший  рассказ о деревенской жизни. А была она, судя по письмам, очень тяжёлой. Работали в колхозе с утра до вечера, на трудодни получали очень немного, держать скот становилось накладно, да и подсобное хозяйство без настоящего мужика в доме хирело, тем более, что Миша ушёл на три года в армию по призыву. Поля часто болела и когда я читал её очередное письмо, баба Дуня часто плакала и утиралась платком. Следом я приступал к написанию ответа.

     Вот столько лет прошло, а всё это помнится как вчера. С чего бы это,а?


    


Рецензии