25. Таблетки для здоровья

Руководимый КПК китайский народ разгромил армию Гоминьдана и 1 октября 1949 г. провозгласил создание Китайской Народной Республики.
История КНР


        С переездом завода в новые большие корпуса встала задача постоянного поддержания порядка. Для его обеспечения и решения еще многих проблем по хозяйству я ввел единицу коменданта завода и назначил на эту должность китайца. В подчинении у него оказались уборщицы, сантехник и пара грузчиков. Завод - это большое и сложное хозяйство, в котором никогда не бывает все хорошо: то кран прорвало, то ливневка не справилась, то ремонтники разлили масло. Короче, забот хватает, и часто при обходе корпусов я, заметив непорядок, вызывал к себе коменданта. Команду на русском «Коменданта сюда!» знали все рабочие. Работы у коменданта всегда было много, да и рабочие - вчерашние крестьяне - часто создавали ему проблемы. Они, например, могли организовать в обед небольшую постирушку в цехе, прямо возле кулера с питьевой водой; воду в тазик, конечно, набирали из него же. Они могли построить в цеховом углу балаган из досок и картона, вдруг удастся отдохнуть. Или натянуть между станками веревки и развесить для просушки свои передники, накидки и т. д.
        Однажды произошел изрядно меня удививший инцидент, он был связан с медицинскими аптечками. Поручил я коменданту обеспечить ими каждый производственный участок и написал список содержимого - перевязочный материал, антисептики и таблетки: сердечные, жаропонижающие, болеутоляющие и адсорбенты. Задача была выполнена быстро. Комендант закупил красивые ящички и лекарства, механик сварил и прикрепил кронштейны. Мне доложили о выполнении поручения. То, что я увидел, мягко говоря, удивило. Аптечки красовались на стенах, обмотанные толстой цепью, и на каждой - навесной замок величиной с кулак.
        – Зачем?!!
        – Что Вы, - говорит, - без замка нельзя, рабочие съедят все таблетки!
        И я вспомнил свой поход с китайцем-переводчиком в аптеку. Парень долго изучал надпись на упаковке с лекарством и вынес вердикт:
        – Оно для здоровья.
        – Так, - говорю, - ну, а это?
        Вновь, после долгого изучения инструкции:
        – Это тоже для здоровья.
        Нужные таблетки я купил самостоятельно, без помощи переводчика: у продавца нашелся справочник соответствия латинских названий китайским.
        Эксперимент с аптечками я все же провел: заставил с одной снять цепь, а утром мне продемонстрировали пустые облатки от таблеток. Ночная смена честно поделила их и употребила для здоровья, оставив только перевязочный материал. Проблему решили, выдав все ключи от аптечек начальникам смен. В случае необходимости начальник смены отпирал ящик и, сообразуясь с письменными рекомендациями из аптечки, своим житейским опытом и мнением коллектива, выдавал страждущему человеку лекарство в потребном, на его взгляд, количестве.
        Поводов для недовольства работой коменданта возникало предостаточно, но я понимал, что это связано не с личностью, а с должностью человека. Однажды, когда совместно комендант, председатель заводской профсоюзной организации и я разбирали очередной инцидент в рабочей раздевалке, председатель вдруг задал мне неожиданный вопрос:
        – Почему Вы все время зовете его гоминданом?
        Мне и в голову не могло прийти, что для китайцев русское слово комендант созвучно с названием партии Чан Кайши — Гоминдан.
        – А ты посмотри, - говорю, - так плохо работать может только белогвардеец!


Следующая глава
http://www.proza.ru/2017/03/18/1427

Предыдущая глава
http://www.proza.ru/2017/03/17/2074

В начало
http://www.proza.ru/2017/03/10/1314


Рецензии