XIV Сургучевские губернские чтения

В Ставропольской краевой библиотеке имени М. Ю. Лермонтова состоялись XIV Сургучевские губернские чтения «Непрочитанные строки ХХ столетия…». От имени губернатора Владимира Владимирова участников мероприятия приветствовала министр культуры Татьяна Лихачева. Она отметила большую работу, проведённую в 2016 году на Ставрополье к 135-летию русского   Ильи Сургучева, прежде всего издание при поддержке Правительства Ставропольского края собрания его сочинений в четырёх томах, особо выделила и проект ГТРК «Ставрополье» - «Читаем Сургучева».
В числе тех, кто выступил, была стоявшая у истоков Сургучевских чтений Л.П. Егорова, признавшая, что возвращение литературного наследия И.Д. Сургучева, введение его произведений в широкий культурный оборот позволяет по-новому осветить историю литературы Ставрополья и ее включенность в мировой литературный процесс. Главный редактор «Литературного Ставрополья» В.П. Бутенко, рассказал о том, что альманах продолжает публикацию произведений Сургучева, а также знакомит с забытыми или малоизвестными произведениями других талантливых писателей края.
Директор ГТРК «Ставрополье» И.А. Канавин отметил уникальность И.Д.Сургучева, его талант писателя и публициста. В подтверждение он прочитал отрывок из «Парижского дневника», написанного Сургучевым экспромтом, «на коленке», в только что оккупированном немцами Париже. И.Канавин поделился идеей нового интерактивного проекта телекомпании «Сургучёвский Ставрополь», планами недавно созданного Фонда Сургучева по продвижению и поддержке народной акции  - издания собраний сочинений писателя, так называемого «народного тиража», поскольку вышедший в свет 4-х томник не удовлетворяет спрос жителей края. «Книги И.Сургучева должны стать доступными, стоять на книжных полках жителей, в книжных магазинах, и народный тираж будет этому способствовать, - сказал он, – в него войдут и новые произведения писателя». Председатель правления Ставропольского краевого отделения «Союза художников России» Сергей Паршин сообщил о том, что художники со своей стороны готовят выставку, посвященную не только Сургучеву, но и его произведениям, по сути это будут иллюстрации к ним. И не случайно  нынешние Сургучевский чтения проходили на фоне  картин известных в крае художников В. Грибачева, О. Калайтанова, Н. Горбиковой и А. Горбикова. Выставка будет приурочена к юбилею краевого центра – 240-летию города. Кроме того, он высказался за идею установить в Ставрополе арт-объекты с цитатами писателя.
О планах краевой универсальной научной библиотеки им. М. Лермонтова, направленных на сохранение и продвижение творческого наследия И.Д. Сургучева, рассказала замдиректора по научной деятельности библиотеки В. Белик. Она напомнила, что грядет юбилей - 165-летие публичной библиотеки, для читателей готовятся выставки, в том числе и прижизненных изданий И.Сургучева. Много делается для сохранения первых изданий старейшей газеты края «Ставропольскиая правда», которая в 1920-х называлась «Власть Советов». Интересно, что в 1922 году журналист Тихон Холодный на вопрос о том, стоит ли организовывать кружок литераторов, напомнил – «а как же Илья Сургучев?..» Кстати,  отделение Союза писателей Ставрополья было открыто в Ставрополе только в 1937 году. Имя И.Сургучева возродил из забвения журналист Ефим Кабаченко, который жил на Ясеновской улице, по соседству с сохранившейся усадьбой Сургучевых, беседовал со старожилами, которые помнили эту семью и самого Илью Дмитриевича. В 1966 году он опубликовал в альманахе письма Бунина к Сургучеву за 1914 год с замечаниями и советами к рассказу «Еленучча». В этой заметке «Кавказские впечатления и советы И.А. Бунина» впервые в краевой печати и появилось имя забытого писателя.
Затем почти на 20 лет о Сургучеве снова забыли, и только в 1982 году сотрудница краевой публичной библиотеки Л.Орудина, просматривая номера первой частной газеты «Северный Кавказ», в которой с юности публиковался И.Сургучев, решила познакомить с ним читателей. И вот в № 1 альманаха «Ставрополье» за 1982 год был напечатан ее очерк «Перелистывая страницы старых книг» о повести «Губернатор». А в 1983 году  30-тысячным тиражом вышла уже повесть «Губернатор». Ее единомышленником и помощником стал Николай Ильинский, зять писателя. Переписка с ним сыграла важную роль в раскрытии белых пятен в биографии и творчестве И. Сургучева. В краевом архиве хранится 28 писем Н. Ильинского к Л. Орудиной, которые дают представление о том, как по крупицам собиралось, восстанавливалось наследие писателя. Первые же Сургуческие чтения состоялись в 1994 году и с тех пор стали ежегодными.
Ведущим XIV Сургуческих чтений в этот раз был доктор филологических наук А.Фокин, представивший исследовательские материалы «Документы архива И.Д. Сургучева в фондах театральных музеев России». Он весь год работал в музейных архивах Малого театра и МХАТа, нашел переписку Сургучева с Немировичем-Данченко и В.Лужским, пьесу «Письма с иностранными марками» 1916 года, ранний вариант, более поздний из американского архива был опубликован в «Литературном Ставрополье». Нашлись в архивах театров и фотографии к спектаклям, и стеклянные негативы, и эскизы Кустодиева к «Осенним скрипкам», и даже мемуары. Фокин рассказал также о  международном проекте – в Петербурге выйдет сборник с неизданными ранее текстами И.Сургучева и Б.Ширяева.
После завершения Сургучевских чтений А.Фокин ответил на некоторые вопросы, которые все еще остаются открытыми. В частности, о доме, в котором родился писатель – сохранился ли он и где находится. По одним сведениям, Илья Дмитриевич родился в доме своего деда по матери, по соседству с Калужским подворьем, по другим – в доме одного из своих дядьев, тоже купцов. Но это предстоит еще уточнить. Еще один вопрос касался деятельности Сургучева в ОСВАГе, филиал которого находился в Ставрополе. А.Фокин рассказал, что в 1919 году И.Сургучев находился уже в Ростове-на-Дону, был редакотором донской газеты «Жизнь», публиковался в ней, а также координировал издание листовок и публикаций, разоблачавших большевиков. В то время с ОСВАГом работало много известных столичных литераторов, не принявших революцию. Как известно, именно в 19-м году перед своим отъездом из Ставрополя, Сургучев спрятал весь архив в саду своего дома, эти драгоценные бумаги впоследствии, опасаясь репрессий, мать и сестра сожгли. Вот почему так мало сохранилось документов и материалов дореволюционного времени.
Архив эмигрантского периода удалось спасти, но частично. Известно, что писатель заболел и попал в больницу, где вскоре, в 1956-м, скончался. По законам Франции, квартиру опечатали, часть его бумаг передали близким знакомым, а те в свою очередь отослали  в Америку. Часть же, в том числе его гравюры, картины, книги, которые он годами собирал на блошиных рынках и в антикварных магазинах, были выставлены на аукцион. Вырученные деньги пошли на оплату похорон, памятник на могиле и т.п. В конце 1980-х начале 1990-х внучка Сургучева могла предъявить свои права на наследство, но что-то помешало… Так, Россия осталась без архива писателя окончательно, а получать копии документов из американского архива, по признанию, А.Фокина, очень затруднительно, порой просто не отвечают на запросы. Что касается возможного приезда писателя в Ставрополь в годы оккупации его немцами, то ученый отрицает эту возможность, несмотря на утверждения уважаемого краеведа Германа Беликова. Фокин считает, что этому должны быть документальные подтверждения, и пока этого нет, вопрос остается открытым. Дело в том, что будь это так, то сами немцы устроили бы пропагандистскую компанию по поводу приезда  в 1942 году Сургучева, а поскольку этого не было, и документов – разрешения на приезд – не найдено, то и утверждать что-либо невозможно. Да, действительно, после войны многие эмигранты отвернулись от него за то, что он в оккупационном Париже открыл театр, печатался в изданиях, которые поддерживались немцами, но ведь в них публиковались и Бенуа, и Лансере, и Евреинов, и не от хорошей жизни. Как вспоминала впоследствии жена Евреинова, они были в такой крайней нищете, что были вынуждены пойти на это. Кстати, та же Берберова и многие из ее круга, которые «клевали» Сургучева и дурно о нем отзывались, были в то время очень просоветски настроены. Правда, потом она вновь вернулась к антисоветизму. Все это еще предстоит кропотливо изучить, а читателей ждет много интереснейших открытий. Почитатели писателя всегда будут ждать новостей о знаменитом своем земляке, который так образно и с такой любовью писал о провинциальной России и своем родном городе.
 
 


Рецензии