XIV Сургучевские губернские чтения
В числе тех, кто выступил, была стоявшая у истоков Сургучевских чтений Л.П. Егорова, признавшая, что возвращение литературного наследия И.Д. Сургучева, введение его произведений в широкий культурный оборот позволяет по-новому осветить историю литературы Ставрополья и ее включенность в мировой литературный процесс. Главный редактор «Литературного Ставрополья» В.П. Бутенко, рассказал о том, что альманах продолжает публикацию произведений Сургучева, а также знакомит с забытыми или малоизвестными произведениями других талантливых писателей края.
Директор ГТРК «Ставрополье» И.А. Канавин отметил уникальность И.Д.Сургучева, его талант писателя и публициста. В подтверждение он прочитал отрывок из «Парижского дневника», написанного Сургучевым экспромтом, «на коленке», в только что оккупированном немцами Париже. И.Канавин поделился идеей нового интерактивного проекта телекомпании «Сургучёвский Ставрополь», планами недавно созданного Фонда Сургучева по продвижению и поддержке народной акции - издания собраний сочинений писателя, так называемого «народного тиража», поскольку вышедший в свет 4-х томник не удовлетворяет спрос жителей края. «Книги И.Сургучева должны стать доступными, стоять на книжных полках жителей, в книжных магазинах, и народный тираж будет этому способствовать, - сказал он, – в него войдут и новые произведения писателя». Председатель правления Ставропольского краевого отделения «Союза художников России» Сергей Паршин сообщил о том, что художники со своей стороны готовят выставку, посвященную не только Сургучеву, но и его произведениям, по сути это будут иллюстрации к ним. И не случайно нынешние Сургучевский чтения проходили на фоне картин известных в крае художников В. Грибачева, О. Калайтанова, Н. Горбиковой и А. Горбикова. Выставка будет приурочена к юбилею краевого центра – 240-летию города. Кроме того, он высказался за идею установить в Ставрополе арт-объекты с цитатами писателя.
О планах краевой универсальной научной библиотеки им. М. Лермонтова, направленных на сохранение и продвижение творческого наследия И.Д. Сургучева, рассказала замдиректора по научной деятельности библиотеки В. Белик. Она напомнила, что грядет юбилей - 165-летие публичной библиотеки, для читателей готовятся выставки, в том числе и прижизненных изданий И.Сургучева. Много делается для сохранения первых изданий старейшей газеты края «Ставропольскиая правда», которая в 1920-х называлась «Власть Советов». Интересно, что в 1922 году журналист Тихон Холодный на вопрос о том, стоит ли организовывать кружок литераторов, напомнил – «а как же Илья Сургучев?..» Кстати, отделение Союза писателей Ставрополья было открыто в Ставрополе только в 1937 году. Имя И.Сургучева возродил из забвения журналист Ефим Кабаченко, который жил на Ясеновской улице, по соседству с сохранившейся усадьбой Сургучевых, беседовал со старожилами, которые помнили эту семью и самого Илью Дмитриевича. В 1966 году он опубликовал в альманахе письма Бунина к Сургучеву за 1914 год с замечаниями и советами к рассказу «Еленучча». В этой заметке «Кавказские впечатления и советы И.А. Бунина» впервые в краевой печати и появилось имя забытого писателя.
Затем почти на 20 лет о Сургучеве снова забыли, и только в 1982 году сотрудница краевой публичной библиотеки Л.Орудина, просматривая номера первой частной газеты «Северный Кавказ», в которой с юности публиковался И.Сургучев, решила познакомить с ним читателей. И вот в № 1 альманаха «Ставрополье» за 1982 год был напечатан ее очерк «Перелистывая страницы старых книг» о повести «Губернатор». А в 1983 году 30-тысячным тиражом вышла уже повесть «Губернатор». Ее единомышленником и помощником стал Николай Ильинский, зять писателя. Переписка с ним сыграла важную роль в раскрытии белых пятен в биографии и творчестве И. Сургучева. В краевом архиве хранится 28 писем Н. Ильинского к Л. Орудиной, которые дают представление о том, как по крупицам собиралось, восстанавливалось наследие писателя. Первые же Сургуческие чтения состоялись в 1994 году и с тех пор стали ежегодными.
Ведущим XIV Сургуческих чтений в этот раз был доктор филологических наук А.Фокин, представивший исследовательские материалы «Документы архива И.Д. Сургучева в фондах театральных музеев России». Он весь год работал в музейных архивах Малого театра и МХАТа, нашел переписку Сургучева с Немировичем-Данченко и В.Лужским, пьесу «Письма с иностранными марками» 1916 года, ранний вариант, более поздний из американского архива был опубликован в «Литературном Ставрополье». Нашлись в архивах театров и фотографии к спектаклям, и стеклянные негативы, и эскизы Кустодиева к «Осенним скрипкам», и даже мемуары. Фокин рассказал также о международном проекте – в Петербурге выйдет сборник с неизданными ранее текстами И.Сургучева и Б.Ширяева.
После завершения Сургучевских чтений А.Фокин ответил на некоторые вопросы, которые все еще остаются открытыми. В частности, о доме, в котором родился писатель – сохранился ли он и где находится. По одним сведениям, Илья Дмитриевич родился в доме своего деда по матери, по соседству с Калужским подворьем, по другим – в доме одного из своих дядьев, тоже купцов. Но это предстоит еще уточнить. Еще один вопрос касался деятельности Сургучева в ОСВАГе, филиал которого находился в Ставрополе. А.Фокин рассказал, что в 1919 году И.Сургучев находился уже в Ростове-на-Дону, был редакотором донской газеты «Жизнь», публиковался в ней, а также координировал издание листовок и публикаций, разоблачавших большевиков. В то время с ОСВАГом работало много известных столичных литераторов, не принявших революцию. Как известно, именно в 19-м году перед своим отъездом из Ставрополя, Сургучев спрятал весь архив в саду своего дома, эти драгоценные бумаги впоследствии, опасаясь репрессий, мать и сестра сожгли. Вот почему так мало сохранилось документов и материалов дореволюционного времени.
Архив эмигрантского периода удалось спасти, но частично. Известно, что писатель заболел и попал в больницу, где вскоре, в 1956-м, скончался. По законам Франции, квартиру опечатали, часть его бумаг передали близким знакомым, а те в свою очередь отослали в Америку. Часть же, в том числе его гравюры, картины, книги, которые он годами собирал на блошиных рынках и в антикварных магазинах, были выставлены на аукцион. Вырученные деньги пошли на оплату похорон, памятник на могиле и т.п. В конце 1980-х начале 1990-х внучка Сургучева могла предъявить свои права на наследство, но что-то помешало… Так, Россия осталась без архива писателя окончательно, а получать копии документов из американского архива, по признанию, А.Фокина, очень затруднительно, порой просто не отвечают на запросы. Что касается возможного приезда писателя в Ставрополь в годы оккупации его немцами, то ученый отрицает эту возможность, несмотря на утверждения уважаемого краеведа Германа Беликова. Фокин считает, что этому должны быть документальные подтверждения, и пока этого нет, вопрос остается открытым. Дело в том, что будь это так, то сами немцы устроили бы пропагандистскую компанию по поводу приезда в 1942 году Сургучева, а поскольку этого не было, и документов – разрешения на приезд – не найдено, то и утверждать что-либо невозможно. Да, действительно, после войны многие эмигранты отвернулись от него за то, что он в оккупационном Париже открыл театр, печатался в изданиях, которые поддерживались немцами, но ведь в них публиковались и Бенуа, и Лансере, и Евреинов, и не от хорошей жизни. Как вспоминала впоследствии жена Евреинова, они были в такой крайней нищете, что были вынуждены пойти на это. Кстати, та же Берберова и многие из ее круга, которые «клевали» Сургучева и дурно о нем отзывались, были в то время очень просоветски настроены. Правда, потом она вновь вернулась к антисоветизму. Все это еще предстоит кропотливо изучить, а читателей ждет много интереснейших открытий. Почитатели писателя всегда будут ждать новостей о знаменитом своем земляке, который так образно и с такой любовью писал о провинциальной России и своем родном городе.
Свидетельство о публикации №217031801739