Постановка голоса...

Чтобы мыслить образно и писать так, надо, чтобы герои писателя говорили каждый своим языком, свойственным их социальному положению. Постановка голоса у писателя заключается в умении овладеть голосом и языком своего героя и не сбиваться с альтов на басы. В себе я старался развивать это умение и, кажется, достиг того, что мои священники говорят по-духовному, нигилисты – по-нигилистически, мужики – по-мужицки, выскочки из них и скоморохи – с выкрутасами и так далее. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковно-народным в чисто литературной речи. Меня сейчас поэтому и узнаешь в каждой статье, хотя бы я и не подписывался под ней. Это меня радует. Говорят, что меня читать весело. Это оттого, что все мы: и мои герои, и сам я – имеем свой собственный голос. Он поставлен в каждом из нас правильно или, по крайней мере, старательно. Когда я пишу, я боюсь сбиться: поэтому мои мещане говорят по-мещански, а шепеляво-картавые аристократы – по-своему. Николай Лесков. // Каждая рожа должна быть характером и говорить своим языком. Антон Чехов. // Настоящий поэт «меняет маски». Говорит не от собственного лица, а от лица своих литературных героев. Шарль Бодлер. // Человек живёт словами, и надо знать, в какие моменты психологической жизни у кого из нас какие найдутся слова. Изучить речи каждого представителя многочисленных социальных и личных положений довольно трудно. Вот этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинён не мною, а подслушан у мужика, полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. Ведь я собирал много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях. Я внимательно и много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному. Усвоить литератору обывательский язык и его живую речь труднее, чем книжный. Вот почему у нас мало художников слова, то есть владеющих живою, а не литературной речью. Николай Лесков.


Рецензии
Вот именно! А где они сейчас те, кто идет по канонам языка в нашей переплетенной сословиями, а правильнее заложенными условиями воспитания и дальнейшего проживания. Таких МАЛО! И пример тому исторические консультанты фильмов даже на недалекую тему о последней войне. УБОЖЕСТВО И ПРИМИТИВ! А чего еще более талдычить об ушедшем прекрасном.

Владимир Островитянин   19.03.2017 16:58     Заявить о нарушении
Владимир, благодарю Вас за отзывы. С уважением,

Анатолий Шуклецов   19.03.2017 22:48   Заявить о нарушении