Память Гл. 1 Часть 18 Мой друг - Борис Филин

На фотографии:  справа – Я  (Виктор Дудко)  с  моими  близкими  друзьями:
слева – Боря Филин, рядом со мной – Саша Смирнов.



ПАМЯТЬ

ГЛАВА   1   МАИ

ЧАСТЬ  18  МОЙ  ДРУГ  -  БОРИС  ФИЛИН



ПОСВЯЩАЕТСЯ  МОЕМУ  ДРУГУ – ФИЛИНУ БОРИСУ НИКОЛАЕВИЧУ


ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ  ДУДКО


Я окончил МАИ. Поступил туда – без предоставления общежития. Сначала снимал койку у знакомых. А потом меня приютил в общежитии мой сокурсник – Борис Филин. Мы долгое время спали на его кровати валетом. А, когда он на 3-м курсе женился и перешел жить к жене, место в общежитии уже на законном  основании перешло от него по наследству – мне.

С тех пор прошло уже больше 60 лет. И все эти года нас связывает дружба, проверенная годами…

Мы работали в разных организациях. Моя работа была связана с разработкой и внедрением вычислительной техники в процессы проектирования и разработки ракетостроения. А Борис все эти годы был непосредственно связан с обслуживанием и запуском ракет в космос.

Мы дружили семьями. Встречаясь, почему-то Борис почти ничего не рассказывал о своей работе. Поэтому некоторые подробности из его рабочей биографии мне пришлось со временем выуживать из других печатных источников.
О Борисе можно рассказывать долго и много, и не только о нём, а и о его семье.
Но  его биография заслуживает того, чтобы истории его жизни и его близких была посвящена отдельная книга.

А здесь  мне захотелось поделиться коротко  информацией, связанной с ПОЛЁТОМ   ЮРИЯ  ГАГАРИНА  В  КОСМОС, и  моим другом – Борисом Филиным, который был непосредственным свидетелем и участником этого запуска.

Сейчас, когда  из-за наших "возрастных" проблем с Борисом и его женой - Мариной встречаемся реже, мы не стали беспокоить его своими запоздавшими вопросами о его работе. Тем более, что появилась возможность многое узнать не от него лично, а из интернета, в частности, из той же "ВИКИПЕДИИ".
   
  Я попробовала отыскать что-либо и о Борисе Филине.

На Байконуре работало два Филина - Борис Николаевич и Вячеслав Михайлович, однофамилец Бориса.

Ищем информацию, относящуюся к Борису Николаевичу Филину.
   
Из того, что мне удалось найти, я выбрала несколько  документов, в которых рассказывается об истории космонавтики, в том числе и об участии Бориса Филина в конкретных событиях, происходивших на Байконуре.

Один из документов, с которым мы ознакомились, и в котором упоминается имя Б. Н. Филина – это запись репортажа по электронной почте о  запуске первого человека в космос -  от автора А. Н. Солодухина.

А.Н. Солодухин создал уникальную космическую летопись за время своей деятельности на Байконуре. Его называют – «техническим дублёром» Юрия Гагарина.

Этот репортаж  имеется в ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОСМОНАВТИКИ.
Автор -  А. Железняков. 

Здесь мы приводим этот репортаж в сокращенном виде…
 
        ОН СКАЗАЛ "ПО-Е-ХА-ЛИ!"
      
   9 апреля - воскресенье.
 
На стартовой площадке и в МИКе происходит напряженная работа по подготовке стартового комплекса, ракеты-носителя и космического аппарата. Поздно вечером закончились заключительные операции по подготовке космического аппарата стыковке с ракетой.
   
10 апреля - понедельник.
   
Вспоминаю случай накануне вывоза ракеты и космического аппарата на стартовую позицию. Утром, войдя на испытательную площадку, где находился подготовленный космический аппарат для стыковки с ракетой-носителем, видим, что у стены МИКа в большой красной заглушки от камеры сгорания двигателя первой ступени ракеты-носителя, находится груда различных разъемов и электрических проводов массой около 6-8 кг.

Нас охватил ужас. Откуда все это? Оказывается, О. Г. Ивановский ночью самолично принял решение уменьшить массу спускаемого аппарата путем удаления части электрических жгутов с разъемами, не задействованных на пилотируемом варианте.

Все это произошло на космическом аппарате, прошедшем полный цикл электрических испытаний и подготовленном для стыковки с ракетой.

Операция взвешивания КА показала небольшое превышение веса над расчетным, допустимым исходя из энерговооруженности ракеты-носителя, перед сборкой головного блока. На борту КА имелось некоторое количество электрических жгутов, которые в беспилотном, манекетном варианте обеспечивали функционирование системы аварийного объекта (АПО).

 Он составил технологическое указание (ТУ) об обрезке кабелей с тяжелыми штепсельными разъемами. В результате такой операции произошло уменьшение веса спускаемого аппарата (отрезали согласно ТУ по принципу гребенки, с резкой длины каждой отдельной отрезаемой жилы).

Обрезание бортовых жгутов в спускаемом аппарате проводил номер боевого расчета из 5-ой группы рядовой Б. Я. Данилов. И все это произошло на космическом аппарате, прошедшем полный цикл электрических испытаний и подготовленном для стыковки с ракетой.

Было много волнений и " горячих" разговоров между руководством. Несколько раз звучало: "Отправлю в Москву по шпалам!". В конце концов, все обошлось, но пришлось каждую жилу в отдельности изолировать, провести дополнительные электрические испытания при заправленной ТДУ и установленных пиропатронах.
   
Вечером состоялось торжественное заседание Государственной комиссии по запуску "Восток", на котором было принято решение об осуществлении первого в мире полета ракеты с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Утвердили первым летчиком-космонавтом Ю.А. Гагарина, дублером - Г.С. Титова.

А в это время проводилась стыковка космического аппарата с ракетой-носителем, шли заключительные операции.


Мы с руководителем электрических испытаний -  Б. Н. ФИЛИНЫМ
прозваниваем электрические цепи соединений ракеты и космического аппарата.


После проделанной работы, наблюдаем за виртуозной работой монтажников и крановщиков под руководством ветерана космодрома Н. П. Синеколодецкого.

Крановщики медленно и осторожно подводят КА к ракете, устанавливаются крепежные - и стыковка закончена. Надевается головной обтекатель на космический аппарат.
   
   11 апреля - вторник.
   
Под утро провели предстартовые горизонтальные испытания -проверочные электрические включения. В 5 часов 40 минут - все готово к вывозу на стартовую позицию.

К этому времени прибыли С.П. Королев, его заместитель по испытаниям Л. А. Воскресенский и руководитель стартовой группы А. С. Кириллов. Подается команда, раздвигаются ворота МИКа и ракета-носитель с космическим аппаратом медленно начинает путь по казахской земле на стартовый комплекс. Тепловоз двигается настолько медленно, что идущие рядом с ней, не отрывают свои взгляды от величественной картины.

   
Ракета с КА "Восток-1" устанавливается в стартовое сооружение, поблескивая серебром восходящего солнца. Четко и слаженно работают стартовые расчеты. Со своим помощником Б. Я. Даниловым поднимаемся на сорокаметровую высоту по ферме установщика и оказываемся с ним на поясе площадки у посадочного люка спускаемого аппарата.

У самого люка на площадке находилась приставная площадочка с двумя ступеньками, с помощью которой забирались в кабину спускаемого аппарата для проведения различных операций. Люк в СА был прикрыт предохранительной крышкой, которую осторожно снимаем, а В. Н. Андрианов на нижней площадке на уровне приборного отсека (ПО) подключает стоконтактный отрывной штекер космического аппарата, с помощью которого подается напряжение и различные команды на системы КА с ЦПУ.

По команде В. И. Ярополова, который расположился на нулевой отметке, В. Е. Стаднюк подает напряжение на борт КА с ЦПУ, находившийся в бункере пультовой носителя в левом углу. Кабина освещается бортовыми светильниками и после доклада В. И. Ярополову, разрешаем точно по утвержденному графику первого дня специалистам по системам СА приступить к предстартовым операциям по проверке бортовых систем КА.

К 10 часам утра прибыли на стартовую позицию Н. П. Каманин, В.И. Яздовский, Ф. А. Агальцов, а в это время председатель Государственной комиссии К. Н. Руднев и С. П. Королев находились на верхнем мостике около СА и С. П. Королев давал пояснения ему по устройству космического аппарата "Восток-1". Затем подвел его к отверстию в ферме и объяснял ему, зачем это отверстие сделали в ферме обслуживания. Дело в том, что в случае возникновения нештатной ситуации, космонавт может аварийно катапультирован через отверстие в головном обтекателе и ферме обслуживания на стальную сетку, которая перекрывала часть котлована. "На всякий случай", - ответил, улыбаясь, С .П. Королев.

   
Приближается полдень, а в 13 часов должна состояться встреча со стартовой командой. Этот ритуал оставался до определенного времени.

Космонавтов,  и членов Государственной комиссии встретили бурной овацией. У всех было приподнятое настроение, гордились тем, что и их частица труда вложена в общее дело.

Ю. А. Гагарину, Г. С. Титову, Г. Г. Нелюбову были вручены желтые и красные степные тюльпаны. Ю. А. Гагарин заверил, что приложит все силы и знания для выполнения исторического полета.

Обходя строй под бурные аплодисменты, космонавты слышали слова пожелания успешного полета.

После этого Ю. А.Гагарин с Главным и в сопровождении ведущего конструктора направились к лифту. Дверь лифта отворилась, и первым вышел Олег Генрихович, за ним С.П. Королев и Ю. А. Гагарин. Он поднялся к спускаемому аппарату, заглянул внутрь, внимательно осмотрел кабину. Сергей Павлович, обращаясь ко мне, спросил: "Ну, как, теперь пустишь в кабину корабля?" - намекая на известный уже случай.
   
В делах и заботах пролетел день, вечером мы не поехали в жилой городок, а остались отдыхать в монтажно-испытательном корпусе.

Мы расположились в комнате на втором этаже, где раньше находилась лаборатория системы аварийного подрыва ракеты (АПР). Улеглись В. И. Ярополов, В. Е. Стаднюк и Е. А. Ануфриенко. Никто не мог заснуть. Все жили ожиданием предстоящего полета.

В темноте послышались шаги, дверь приоткрылась: "Завтра, точнее, уже сегодня, у них будет напряженный день, не будем им мешать». По голосам мы узнали С. П. Королева и его заместителя К. Д. Бушуева.
   
   12 апреля - среда.
   
В эту ночь нам спать практически не пришлось. На площадке Љ 2 спали только оба космонавта. Мы же не могли заснуть - не верилось, что, именно,  сегодня состоится историческое событие 20 века.

В четвертом часу боевой расчет прибыл на стартовую позицию, прибыл и С.П. Королев и перед строем всего боевого расчета напомнил об особой ответственности каждого номера расчета за четкое выполнение стартового графика подготовки ракеты и космического аппарата: "Честность прежде всего. Допустил ошибку - тут же доложи по команде. Наказания не будет. Без честности не может быть испытателя, не будет успеха".
   
И вот в ночной тишине по динамику громкой связи раздается голос А. С. Кириллова:

"Всем службам полигона объявляется семичасовая готовность! Приступить к подготовке ракеты и корабля "Восток"!»

На стартовой площадке закипела работа. Жесткий предстартовый график закрутил всех. Подымаемся на "козырек" - нас обдувает прохладный ветерок, дышится свободно, хотя мы одеты в зимнюю одежду и унты.

С ЦПУ В. Е. Стаднюк подает напряжение на борт космического аппарата и включает определенные системы согласно утвержденному графику подготовки космического аппарата.

Над головным обтекателем, под которым расположен КА, нависает утренняя дымка. Приближается утро, на востоке посветлело и небо подернулось золотом. На верней площадке установщика около спускаемого аппарата довольно прохладно.

Началась заправка баков ракеты компонентами топлива. Ракета постепенно одевается в снежную "шубу" и нас окутывают белые облака конденсата из дренажей ракеты и образовавшейся снег белыми хлопьями сыплется на нашу площадку.

Следим за точностью выполнения графика подготовки космического аппарата по второму дню, докладываем В. И. Ярополову о проделанных работах внутри спускаемого аппарата.
   
Вдруг дверь кабины лифта открывается и появляется С. П. Королев и А. С. Кириллов, они подходят к люку спускаемого аппарата, по отдельности заглядывают внутрь спускаемого аппарата, затем отходят к отверстию в ферме обслуживания и смотрят вниз котлована, перекрытого стальной сеткой.

Начало светать, наступило утро. Степь стала оживать под лучами восходящего солнца.

В шесть часов на площадку поднялись О. Г. Ивановский и Н. П. Каманин для проверки шифра логического замка. На космическом аппарате, кроме дублирования всех систем, была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Данной системой в 1965 году воспользовался П. И. Беляев, летавший А. А. Леоновым, когда автоматика спуска с орбиты отказала. Но тогда был еще лишь первый пуск в мире с человеком и медики сомневались в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся один на один с невесомостью.
   
Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил тормозную двигательную установку (ТДУ) космического аппарата на спуск, нажав на пульте пилота особую красную кнопку, закрытую предохранительной крышкой, в кабине корабля на пульте управления был создан дополнительный пультик с кнопками (логический замок). Для включения ТДУ космонавт должен был нажать три из девяти кнопок в определенном порядке, а тормозная двигательная установка в то время включалась только один раз. Значение кода (цифр) знали только С. П. Королев, К. П. Руднев, Н. П. Каманин, которым ведущий конструктор передал акт об этой операции. Космонавт мог пользоваться этим кодом только на орбите, распечатав специальный конверт, если засветятся кнопки в определенном порядке.
   
Объявляется трехчасовая готовность. На верхнюю площадку установщика медики  закладывают питание - последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток, так как в случае отказа ТДУ корабль возвратится на Землю, конструкция СА и высота полета позволит осуществить спуск за счет естественного торможения в верхних слоях атмосферы, но тогда Ю. А. Гагарину придется пробыть на орбите не 108 минут, а около десяти суток.

Это был запасной вариант спуска с орбиты.
   
Нам осталось находиться наверху не более одного часа. Стрелки часов стремительно приближались к двухчасовой готовности, когда должны прибыть космонавты.

Тепловоз увозил пустые заправщики. Испытатели с ферм обслуживания вглядывались вдаль, на дорогу, ведущую к старту, откуда должен появиться автобус с космонавтами.

"Едут! Едут!" - закричали во весь голос мы с самой высокой точки фермы обслуживания, увидев как по дороге, ведущей к старту, двигался бело-голубой автобус.

Автобус въехал на стартовую позицию - из него, поддерживаемый Е. А. Карповым, вышел Ю. А. Гагарин и вступил на "нулевую" отметку стартового комплекса. Все зааплодировали, Ю. А. Гагарин, в ярко-оранжевом скафандре, подошел к членам Государственной комиссии и доложил, но слов мы не слышали, так как находились у спускаемого аппарата.

К. П. Руднев, а за ним С. П. Королев и маршал К. С. Москаленко обняли и расцеловали Ю. А. Гагарина, и вот он в сопровождении ведущего конструктора О. Г. Ивановского направился к лифту, остановился на ступеньках около двери, где ждали его инженеры-испытатели В. И. Шаповалов и Ф. А. Востоков.

Наше время пребывания у спускаемого аппарата заканчивается, пора уступать место специалистам, которые будут усаживать космонавта в кресло пилота и закрывать люк.

В. И. Ярополов командует: "В бункер!" дверь кабины лифта открывается и на площадке появляется О. Г. Ивановский, Ю. А. Гагарин, Ф. А. Востоков. Выше нас на площадке находится кинооператор В. А. Суворов, чтобы запечатлеть посадку космонавта в корабль.

В. Я. Хильченко жестом показывает нам: "Вниз!" Спускаемся на нулевую отметку и слышим команду: "Всем не занятым в работе покинуть стартовую площадку!" направляемся в служебное здание, где транслируются все команды и переговоры.

Специалисты по скафандру с одной стороны, О. Г. Ивановский и В. Я. Хильченко с другой помогают Ю. А. Гагарину подняться по двум ступенькам приставочной площадке, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета.

Космонавт занял место в кабине и начал проверку систем корабля. По докладам понимаем, что все идет по графику. В половине восьмого С. П. Королев поинтересовался у Ю. А. Гагарина самочувствием. Казалось, все идет согласно графика подготовки второго дня, но вдруг, когда до пуска осталось несколько десятков минут, случилось непредвиденное.
   
Слесари-монтажники Н. И. Селезнев, В. В. Морозов и В. И. Шаповалов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате, закрывали люк и вдруг слышим: "Нет КП-3! Нет КП-3!" Это В. Е. Стаднюк докладывает В.И. Ярополову из пультовой бункера, что на ЦПУ один из трех транспарантов, сигнализирующий электрический контакт прижима крышки люка спускаемого аппарата не горит.

Весь полигон замер в ожидании. Вдоль командного пункта нервно ходит С. П. Королев. Принимается решение: открыть люк спускаемого аппарата и повторно установить крышку. А до пуска остается совсем мало времени.

В этой нештатной ситуации так замелькали моментные ключи слесарей-монтажников, что они сумели открыть и закрыть тридцать замков крышки люка и снова проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской", работа эта происходила в момент, когда половина фермы обслуживания обхвата ракеты была уже отведена.

Вот все с облегчением вздохнули - из пультовой по громкой связи слышим доклад В. Е. Стаднюка: "Есть контакт КП-3!"
   
Объявляется 50-минутная готовность, С. П. Королев по связи успокоил Ю. А. Гагарина, что все идет согласно графика.
   
«Развести фартуки и опустить стрелу агрегата!" - раздалось из динамиков.

Пора в бункер. По двадцати минутной готовности Н. П. Каманин и П. Р. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24, мы же слышали стук собственных сердец, а пульс у нас, вероятно, зашкаливал за сотню. С затаенным дыханием продолжаем слушать переговоры и команды.
   
"Все стартовое, заправочное и вспомогательное оборудование стартовой позиции к пуску готово!" слышим команду по громкой связи. Ясно, остается около десяти минут до пуска. Встаем вдоль стен подземного коридора ближе к выходу, чтобы попытаться первыми выбежать и еще раз проводить Ю. А. Гагарина.

Стрелки часов приближаются к решающей отметке. Зная, что сейчас как стрела, влетят Л. А. Воскресенский, А. С. Кириллов, С. П. Королев, стремительно пробегая 57 ступенек вниз, прижимаемся к стенке бункера.

Стремглав влетая, С. П. Королев толкает меня и кричит: " Вниз! Вниз!" Следует команда: "Минутная готовность!"
   
Мы замерли в ожидании. Нервное напряжение достигло предела. В бункере наступает полная тишина, через минуту управление ракетой будет передано автоматике.
   
   - "Сброс ШО объекта!"
   
   - "ШО сброшен!" - докладывает Стаднюк.
   
Замираем в ожидании и слушаем команды. Слышно гудение наземной аппаратуры, на пультах гаснут и вспыхивают разноцветные транспаранты. Нервы у всех напряжены до предела.

В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. С. Кириллова.

   " Ключ на старт!" - Борис Семенович Чекунов поворотом специального ключа включает автоматику запуска ракеты. И, наконец, короткая, властная команда:

  "Пуск!"

  "Подъем!"

  "Есть подъем" - в 9 часов 07 минут московского времени громко не докладывает, а кричит оператор центрального пульта управления ракеты Б. С. Чекунов.


Освобождаются и расходятся в стороны фермы пусковой установки. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, закладывает уши.

   
   - "По - е - ха - ли - и - и!" - вырывается из динамика голос Юрия Гагарина.

   
Когда мы выбежали из бункера, в лицо ударил яркий свет казахского апрельского солнца, а уши закладывал нарастающий рев удаляющей ракеты с космическим аппаратам и первым человеком на борту.

Ракета медленно поднималась. Но вот она полетела, все ускоряя и ускоряя свой разгон.

Так в памятный день 12 апреля 1961 года над планетой поднялось утро космической эры!

В эти минуты мы еще до конца не понимали всей масштабности события, участниками которого довелось нам стать. Это пришло позже. А в тот момент мы, завороженные, стояли у выхода из бункера и, задрав головы вверх, смотрели вслед улетающему Ю. А. Гагарину. У всех на глазах были слезы - слезы радости.


А. Н. Солодухин. Получено по электронной почте от автора 19 февраля 2001 г.



Борис Николаевич Филин находился на работе на Байконуре ещё задолго до запуска в космос Ю. А. ГАГАРИНА.
   
Борис был не только свидетелем всех событий, происходивших на Байконуре за долгие годы космических побед и поражений, но и непосредственным их участником, выполняя свою конкретную работу, как например, в период подготовки лунного комплекса ЛЗ.

Приведу ещё одну выдержку из другого документа -

   
 "Необычный 2010 RSS

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.

   Rambler's Top100 Openstat Рейтинг@Mail.ru"

   
N 1 Liftoff 1972 Особенности подготовки лунного комплекса ЛЗ на Байконуре. Часть III.


Мы люди дисциплинированные, и ссылку на авторство - сохранили...
   

 ..... Когда все пять запусков ракеты - носителя Н1 окончились неудачей, нужно было срочно определять основные причины этих неудач, а затем решать проблему доработки изделия.

   
 "Управление всеми работами осуществляли трое: ведущий конструктор, руководитель испытаний и руководитель филиала завода. Персонально это БУГРОВ, ФИЛИН и ЛЫГИН.

В случае отсутствия, нас кто-то замещал. Единоначалия не было, и не было случаев, чтобы мы не решили сообща какой-нибудь вопрос. При возникновении существенных замечаний всегда старались разобраться в них до конца, и сами принимали все необходимые решения по их устранению. Исходили при этом из того, что нам на месте виднее, а также стараясь максимально разгрузить руководителей в Москве от наших проблем.

После проведенных работ мы сообщали на фирму, что произошло и что нами сделано для устранения замечания, заканчивая обычно доклад словами: "Просим подтвердить правильность нашего решения". Постоянство этой формулировки часто становилось поводом для шуток.
   
Принятый нами порядок оказался устойчивым, не требовал никаких изменений и просуществовал до закрытия программы в 1974 году.

Мы втроем стали друзьями на долгие годы, ездили в горы кататься на лыжах, выезжали на Куандарью, где великолепные условия для подводной охоты. За эти годы у нас сформировался дружный творческий коллектив.

За шесть лет для многих наших сотрудников работа по ЛЗ стала высшей ракетно-космической школой, а "двойка" на Байконуре - вторым домом.

Умели не только трудиться, но и отдыхать. Летом играли по вечерам в футбол, а зимой - в хоккей на освещенной площадке, которую построил между гостиницами Лыгин.

После возвращения с рыбалок, не прекращавшихся и зимой, гостиницы наполнялись запахом жареной рыбы и лука, а по коридорам деловито перемещались люди с графинами".
   
 
Вот так жил и работал Борис Николаевич Филин.
   
К счастью, его труд, как и труд всех его соратников и сослуживцев по справедливости отмечен государственными наградами.
   
Борис Николаевич Филин награжден:
   
  Орденом "ЗНАКА ПОЧЁТА"
  Орденом "ДРУЖБЫ НАРОДОВ"
  Юбилейной медалью "к 100-летию ЛЕНИНА"
  Юбилейной медалью "850-летие Москвы"
   
  Федерацией космонавтов Б. Н. Филин отмечен, как
   
  "ЗАСЛУЖЕННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ"
  "ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВЕТЕРАН КОСМОНАВТИКИ"
   

  Борис Николаевич имеет свидетельство участника ПЕРВОГО ПУСКА, подписанное - командиром боевого расчёта подготовки и пуска В. ГУДИЛИНЫМ и техническим руководителем подготовки и пуска Б. ГУБАНОВЫМ.

  Борис Николаевич Филин был участником пуска "Восход-2", командиром корабля тогда был полковник Беляев П. И., а вторым пилотом - Леонов А. А. 1965 год.

  Борис Николаевич был участником запуска космического корабля "Союз-40 - Салют-6".


  Борис был в группе подготовки лунного корабля Л 1. 1967 год.

   
  Борис Филин за большой вклад в развитие космонавтики был награжден юбилейной медалью "50 лет космической эры".

   
  Борис Николаевич Филин - за высокие результаты в труде, большой вклад в создание изделий космической техники, награжден юбилейной медалью - "50 лет РКК "Энергия" имени С. П. Королева".

  Медаль выдана Ракетно-космической корпорацией "ЭНЕРГИЯ" имени С. П. КОРОЛЕВА. 23 августа 1996 года.

   
  Вот такой была работа и жизнь нашего друга Бориса Филина. А нам удалось отразить здесь лишь малую часть его такой богатой интересными событиями жизни - на Байконуре и в городе Королеве.






   


Рецензии