Счастье и мировоззрение гл. 11 продолжение

В восьмой главе,выясняя происхождение любви, я отметил,что феномен любви тесно связан/ в первых своих формах /с возникновением в процессе развития мира  разделения большинства живых организмов по половому признаку/-разделение полов/,произошедшим примерно 300 млн.лет назад в Девонском период/Девон/развития Земли.
Что бы найти истоки такого феномена,как мировоззрение,следует отправить еще глубже в прошлое,примерно на 540-550 млн.лет назад.Период этот называется в истории земли -Кембрийский взрыв./Кембрий/.В этот период на Земле произошло огромное увеличение численности,а также, появления огромного многообразия форм живых огранизмов,как скелетной/хордовые-эндоскелет/ фауны,так и членистоногих представителей живого мира/экзоскелет -хитиновая оболочка/.В отложениях докембрийских слоев остатки фауны очень бедны.Ученые связывают этот феномен с накоплением в атмосфере Земли кислорода в достаточно большом колличестве,необходимом для развития живых организмов .Именно в этот момент происходит также стремительное усовершенствования мозга и глаза у животных.
В этот период происходит становление и усовершенствование мозговых механизмов фиксирования/запись/ информации о происходящем.Вообще,если пытаться понять,где проходят границы между живой и неживой природой,то следует признать,что именно процесс передачи информации,записанной на генном уровне в половых или соматических клетка о внутренней структуре/происходящем ВНУТРИ/ организма,и механизмов передачи ее от поколения к поколению и есть, собственно ,отличительный признак живого объекта от неживого.Для кодирования информации природа изобрела
нуклеиновые механизмы/находящиеся в ядрах клеток,в хромосомах/.
Следующим шагом в эволюции природы  животного царства стало возникновение возможности записи и передачи информации о происходящем ВОКРУГ, и закреплении ее в мозговых механизмах памяти,причем природа использовала тот же нуклеиновый способ записи и передачи информации в генах,но уже в нервных клетках.

Природа не стала себя утруждать и создавать новые системы носителей информации -ДНК прекрасно работает ,и на генном уровне в половых клетках и других тканях организма,создавая себе подобных,и на уровне головного мозга ,записывая всю информацию,поступающую из внешнего мира.

Мы знаем ,что долговременная память- это память,записанная в цепочках молекул нуклеотидов в нейронах мозга отвечающих за сохранение и воспроизведение при необходимости релевантной /нужной/ информации.Животное и человек фиксирует в памяти все события происходящие с ним во времени.Животное и человек воспринимает/фиксирует/происходящие события и ,сравнивая с уже  имеющейся информации событий происходивших с ним в прошлом ,выбирает  подходящее поведение в данный момент.Информация заложенная в памяти выдает программу действий или реакций для адекватного реагирования на новую,но возможно похожую ситуацию,которая уже происходила в прошлом.
Программы поведения.
Природа пошла в своем развитии по двум принципиальным путям формирования программ поведения, и, естественно ,самого поведения .
Врожденное поведение-строго планированное поведение-инстинкты.Такое поведение, в массе своей, более характерно для мира насекомых,но и у млекопитающихся существуют многие формы инстиктивного поведения.
И вторая форма -это формирование тех или иных форм программ поведения и самого поведения,как следствие приобретенного опыта.
Это так же шаг вперед в процессе приспособления к постоянно изменяющемуся окружающему в пространстве и во времени.
Не правда ли,мы в данный момент наших рассуждений и приблизились в феномену -мировоззрение.Ведь оно ни что иное,как закрепленная в памяти упорядоченная информация о происходившем и происходящем в данное время в мире вокруг,дающее возможность понимания мира-миропонимание,и дающее возможность,на основе этого понимания сформировать принципы мировозрения и принципы реагирования-создание  программ поведения в целом и в частных случаях.В памяти записывается вся информация о происходящем ,далее,выделяется самые важные /самые ценные для сохранения жизни /моменты-факты-отсеивается главное от второстепенного,устанавливаются причинно-следственные связи и создается шкала ценностей ,по которой далее будет производится выбор поведенческой реакции.Шкала ценностей создает основы миропонимания-мировозрения.В памяти создается упорядоченная картина мира,где все факты происходившего и происходящего сравниваются и оцениваются на полезные-хорошие и опасные-вредные-плохие,а так же бесполезые -не имеющие решающего значения-индеферентные.
У высших млекопитающихся нельзя не заметить в поведении наличие зачатков мировозрения.Находящаяся дома собака прекрасно оценивает ту или иную ситуацию,
И мы можем вполне утверждать,что в ее мозгу имеется дифференция всех находящихся вокруг.Как говорит английская пословица-любой пес знает случайно ли его ногой задел хозяин или нет .У высших животных конечно имеет место не мировозрение,а ПОНИМАНИЕ ситуации.
Между живыми организмами УСТАНОВЛЕНЫ различные информационные связи.У человека эти связи наибольшее выражение получают в виде речи и передачи информации в письменности,далее,с развитием техники информация передается через радио,телевидение,телеграф,телефон,и в наше время через интернет.Так постепенно природа и человек создают непрерывные потоки информации -целью которой является передача из поколения в поколение ,как самой жизни-генная информаци.так и всего того ,что происходило в ней-письменные источники/книги,магнитные,видео и электронные носители информации/где сохраняется ВСЕ, что для нее ,говоря в общем,  важно,что не важно-хорошо или плохо.Все оценочные составляющие подаются под тем или иным углом зрения -миропонимания или другими словами мировоззрения.
Для продвижения далее необходимо выделить главные типы мировозрения созданные человеком.Для простоты их легче всего назвать по главным периодам человеческой истории.
Первобытно-общинный строй-первобытно общинное мировозрение.
Рабовладельческий строй-рабовладельческое мировозрение.
Феодальный строй -феодальное мировозрение.
Капиталистических строй -капиталистическое мировозрение .
Социалистической строй-социалистическое мировозрение.
Необходимо подчеркнуть,что все эти строи и все эти мировозрения имеются и на сегодняшний день в мире.
Они могут иметь место в жизни одновременно не только в разных странах,но и существовать в разных местах в одной и той же стране,только в несколько видоизмененном виде,нося ,либо законный ,либо незаконный характер.
Например-
Первобытно-общинное мировозрение ,если вглядеться повнимательнее,скрывается под маской уголовного мировозрения,где все блага принадлежат носителям силы,где разрешено убить чужака во благо клана и пр.
Рабовладельческое мировозрение скрывается в тех местах ,где человека эксплуатируют
порой по 24 часа в сутки,и за деньги,которых хватает только в основном на еду,только чтобы не сдохнуть от
голода.
Феодальное мировозрение скрывается под маской захвалившего власть диктатора/царя,короля и т.п/
В каждой человеческой формации имеется свои пропорции отведения той или иной доли "счастья"благ,и если проследить ,то станет ясно,как с течением истории люди стремились как можно более равномерно между жителями разделить блага,дающие счастливое существование каждому.В капиталистических странах это распределение основывается на налогообложении.В странах соц.лагеря /Китай/-распределение идет центролизовано-промышленность не находится в частных руках,и прибыль идет в казну,которая перечисляет ее на нужды народа.
Интересен факт перехода от социалистического строя в капиталистический в России,где ,через достаточно малый период времени ,быстро появились олигархи-милиордеры,владеющие промышленностью.
Интересен факт наличия коммунистического хозяйства в капиталистическое стране-кибуцы Израиля.
Есть государства ,обеспечивающие высокий уровень жизни населения,несмотря на феодальное мировозрение,продавая нефть-страны арабского сектора.
Стоит сказать ,что более примитивное общество имеет более ранние формы мировоззрения и строя,и ,наоборот,более просвещенные народы строят свои отношения на более современных мировоззрениях и порядках в государсве.
Необходимо подчеркнуть,что в историческом развитии общества имеется тенденция к все большему наличию свободы для каждого человека/свободы слова,вероисповедания,передвижения и пр./дающее радость и хорошее настроение всем слоям населения.
Мне снова вспоминается,как на кафедре нормальной физиологии искали способ добиться у животного повышение давления,введя его в стресс,и единственный способ оказался лишить крысу возможности передвигаться -сделали маленькую коробочку с дырочками для лапок,и крыса всегда впадала в стресс.
Так что свобода является главным фактором счастья для всех живых организмов и для человека в том числе.
Хочется отметить,что  человеческие мировоззрения  возникли на заре человечества на уровне семьи-клана.Они и на сегодняшний день остаются внутри семей.При желании можно увидеть их черты в той или иной семье ,в той или иной форме.
Далее мы остановимся для описания особенностей каждого вида мировозрения,установок мышления,характерных для каждого вида из указанных мировоззрений, схожих и различительных признаков в шкалах ценностей,присущих этим видам.
Но перед тем ,как мы углубимся в тьму веков,стоит ответить на вопрос-почему именно так ,а не иначе идет ход истории и развития ?
По всей вероятности ,именно трудности выживания человеческого рода диктуют этот ход истории.
В первобытно-общинном обществе люди были связаны круговой порукой.Никакой вопрос о тех или иных свободах вообще не мог возникнуть.Жизнь тяжела,идут постоянные поиски
еды,борьба с постоянной угрозой со стороны живой и неживой природы,постоянные угрозы со стороны других племен.Собственно,одним словом ежедневная и почти ежечасная борьба за существование.Плюс ко всему человек создание коллективное,а в коллективе всегда идет вопрос о руководстве и подчинении.Руководит ,как правило,самый сильный,самый умный,самый смелый.Борьба идет не на жизнь,а на смерть,и побеждает в этой жестокой жизни жестокий вождь,которому все подчиняются.
 Далее,с развитием земледелия ,животноводства ,человек приручает для работы -пахоты и пр.животных,а так как  надо выжить приручает,или заставляет работать на себя пойманных людей другого племени -начинается эпоха рабовладения.
Хочет ли раб свободу-да,хочет.Однако,зададим себе вопрос-Что он будет с ней делать?Вокруг чуждая и опасная природа,пропитания достать очень трудно,и человек внутренне соглашается ,даже ,можно утверждать,не помышляет о свободе-он раб,подчиненный обстоятельствам окружающей жестокой действительности.Вот и мы ответили на этот вопрос.Приходится согласиться с тем,что бытие определяет сознание.Возникновение именно таких видов поведения и миропонимания характерно для ранних этапов возникновения жизни различных народов.
Проблемная жизнь приносит проблемы и противоречия.В их взаимодействие и борьбу мы наблюдаем по всех цепи событий.

           Продолжение следует.


Рецензии