Джеймс Пуль. Награды и благословения

НАГРАДЫ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Джеймс Пуль (1993)

Павел насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, но Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно и каждый получит  награду по своему труду
1 Кор.3.6-8 KJV

Невозможно рассматривать такой предмет, как награды, без обсуждения благословений, ибо хотя в Писании это разные слова, многие используют эти понятия как взаимозаменяемые. Эти два слова в их надлежащем использовании имеют противоположный смысл, как можно видеть из следующих определений словаря Вебстера (издание 1984 года): Благословение 1. Действие или молитва того, кто благословляет; 2. Благодарение, например до или после еды; 3. Акт Божией милости. Награда. Нечто данное в обмен на добро (или иногда зло), служение или заслугу.  Хотя эти словарные определения отражают повседневное английское словоупотребление, они не отражают того, как эти слова используются в Писании. Мы хотели бы объяснить здесь, каким образом Господь использует эти слова.
Мы не готовы проводить комплексное изучение всей этой темы, хотя это в принципе возможно. Скорее мы хотели бы показать обычные способы употребления этих понятий в Библии. Мы не отрицаем. что эта тема не лишена трудностей, особенно если речь идет о словах Господа в период Его земного служения. Пример этому можно найти в том, что обычно называют Нагорной проповедью. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мтф.5.11-12). В ст.11 на учеников произносится благословение; в ст.12 им обещается великая награда на небесах. Даже случайный взгляд на этот текст раскрывает намерения Господа. Он говорил о будущем вознаграждении. Из контекста ясно, что ученики ничего не сделали, чтобы получить это благословение или рассчитывать на награду. Они могут лишь принять то и другое по благоволению Господа.

Первое использование

В изучении Библии есть то,  что называют «законом первого и последнего использования". Мы считаем, что это нигде так не полезно, как в постижении наград и благословений. Как и следовало ожидать, первое использование понятия награды можно найти в первой книге Библии - Книге Бытия. "После этого было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит, и награда твоя весьма велика" (Быт.15.1). Речь идет о таких событиях, как появление Лота, убийство царей равнины и отказ патриарха принять предложения царя Содома, чтобы он не мог сказать: "Я обогатил Аврама" (Быт.14.23). Бог сказал Авраму, что Он Сам - его великая награда. Эти слова просты, возвышенны и глубоки, и они также имеют важное значение в понимании того, как наш суверенный Бог использует понятие награды.
Прилагательные в превосходной степени часто используют писатели и ораторы, преувеличивая для красного словца. Их выражения не отличаются точностью. Но Бог не таков! Каждое Его слово точно   и означает именно то, что Он имеет в виду. У Бога нет никакой двусмысленности и нет преувеличений. И так Он говорит и о награже Аврааму. Это не награда за какие-то усилия, труды или заслуги, а  просто потому, что Богу было угодно вознаградить его. Награда Авраама была очень велика, и она прекрасна. Что сделало ее таковой? То, что эта награда - Сам Бог! Он говорит, что Он Сам есть награда. В этом смысле награда Авраама - не "что", но Кто! Эта награда - Сам Бог в Своем неизменном присутствии с отцом верующих  (Рим.4.12). Ничего большего нельзя себе представить.
Мы не сомневаемся, что многие арминиане поспешат заявить, что Авраам что-то сделал, потрудился и заслужил награду. "И сказал Аврам, Господи Боже, что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска" (Быт.15.2). Чтобы не затягивать этот вопрос, отметим два момента в словах патриарха. Во-первых, он спросил у Бога, что Он ему даст. На тот момент Аврам не вполне осознавал масштаб данной ему Божьей награды, то есть того, что эта награда есть Сам Бог. Во-вторых, он отметил свою бездетность, не зная еще, что обстоятельства могут измениться. Старый странник уже имел откровения от Бога о его семени и наследии (Быт.12.1-3, 13.14-17).
Итак, рассматривая первое использование понятия награды в Ветхом Завете, мы четко видим, как Бог наш впервые использовал это слово. Теперь у нас есть основа для понимания его в других местах Писания. Так мы подходим к первому его использованию в Новом Завете - из уст Самого Иисуса Христа в Нагорной проповеди. "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах". Велика награда (в KJV весьма велика) - это не просто совпадение слов. Христос мог бы использовать тысячи других выражений, но не сделал этого. Это те же слова Иеговы, что в разговоре с Авраамом! Для тех, кто верит в Богодухновенность Библии, не подлежит сомнению, что наш Спаситель и Его Отец с разницей во много веков возвестили одну и ту же мысль. Бог Отец и Бог Сын открывают святым одну великую истину: награда благословенной семьи Бога - это Он Сам. (Есть основания считать, что Сын обращался и к Аврааму. - Пер.). 

Последнее использование

Последнее использование слова "награда" (в СП возмездие) в Писании также существенно и дает нам определенные выводы к толкованию Быт.15. "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.  Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр.22.11-12). Как ни странно, сторонники спасения делами страстно уверяют, что ст.12 показывает, что перед нами плата за заслугу. Но ясно, что эта схема у Господа не работает ни при каких обстоятельствах, и мы объясним, почему.
Обратите внимание, что здесь нет последней попытки Господа призвать нечестивых к покаянию. Это действительно приговор! "Нечистый пусть еще сквернится" - это не значит, что ему предстоит омыться в чистой реке жизни. На другой чаше весов вечной справедливости лежит заявление, что святые и праведные останутся как были. Мы спросим: почему же так происходит? Разве нечестивые не стали таковыми по своим делам, а  святые становятся таковыми потому, что их дела заслуживают награды? Ответ - в обоих случаях решительное и твердое "нет!". Павел, вдохновленный Святым Духом, дает нам все основания сказать так." Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего" (Рим.9.11-12).   Наши противники могут утверждать, что Павел говорил о вечном спасении, а не о преимуществах, которые спасенные получают во времени. Это только полуправда, а значит наполовину ложь. Полная правда такова, что избранные как сосуды милосердия приносят плод по роду их в результате духовного рождения. Эти плоды никогда не добываются усилиями твари; это результат работы Бога в нас, а не наших дел ради Бога. Это большая разница!
Рассмотрим теперь отверженных. Как сосуды гнева, они тоже приносят плоды по роду их, и это плоды природы. Чтобы проиллюстрировать это, мы спросим: почему человек ложь? Он лжец потому, что он лжет, или он лжет потому, что он лжец? Ответ очевиден. Две иллюстрации Господа показывают, почему каждая тварь приносит плод по роду своему. "Наемник бежит, потому что наемник, и заботится об овцах" (Иоан.10.13). Наемник не станет наемником, потому что бежит, он бежит, потому что он наемник. "Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам" (Иоан.10.26). В ст.13 иллюстрация имеет положительный смысл: качество (наемник) порождает действие. В ст.26 смысл отрицательный:  неверующие не верят потому, что они не овцы. Те, кто верят, есть овцы, ибо это их природа. Они приносят плоды веры по роду их.
Все это имеет существенное значение, если речь идет о награде. Нечестивые, лжецы, скверные и т.д., те, кто не Его овцы, получат воздаяние не за то, что они сделали, но за то, какие они есть, и всегда были. Их поступки есть лишь проявление их природы. Их дела нечестивы просто потому, что это плоды от худого дерева. "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые. А худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, и не может дерево худое приносить плоды добрые" (Мтф.7.16-18). Разве это не очевидно?
Возвращаясь к последнему использованию понятия "возмездия" в Откр.22.12, мы знаем, что поджигатели взвоют. Они будут настаивать: Иисус обещает воздаяние за хорошие и плохие дела. Но жаловаться им придется на себя, ибо Иисус говорит не об этом. Он сказал: "И вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его". По нашему убеждению Иисус имеет в виду Его приход в конце мира, но и в любое другое время Он может сказать: возмездие Мое со Мною.
В чем смысл этих слов? Почему Он говорит не "ваша награда", а "Мое возмездие"? Это разница столь же большая, как между днем и ночью, Небом и адом, Богом и человеком. Не может быть никаких недоразумений по поводу того, что награда исходит от Иисуса. Его торжественное провозглашение напоминает нам о том, что Он сказал в знакомой притче: "Разве Я не могу делать в Своем то, что хочу? Или око твое злое оттого, что Я добр?" (Мтф.20.15). 
Выражение, связанное с Откр.22.12,  используется у пророка Исайи. " Вот, Спаситель твой: вот, его награда Его с Ним" (Ис.62.11). Сравнив два текста, мы сможем прояснить, что имеет в виду Господь, говоря: "возмездие Мое со Мною". Бог Отец дал Иисусу всю власть воздать и овцам, и козлам по их делам или по вечному Завету. Дела нечестивых не производят их осуждение, но, напротив, их осуждение ведет к их злым делам. И, наоборот, добрые дела детей Божьих не производят их избрание, но их избрание производит их добрые дела. Окончательное воздаяние всему человечеству происходит на основе его вечного призвания.
Наконец, Иисус говорит: чтобы воздать каждому по делам его. Арминиане и кондиционалисты несомненно готовы радоваться этому выражению, но оно имеет в виду нечто иное, чем думают они. Что это за дела, о которых идет речь? Каков их стандарт? Является ли их источником плотская природа, или Христос производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению? Проще говоря, здесь судится не грех, но грешники. Являются ли они искупленными грешниками? Если это так, то их дела будут соответствовать их искуплению, и они будут вечно с Иисусом, ибо Он их Бог и Его награда с Ним. Являются ли они неискупленными? Если так, то их дела презренны для Бога, и они услышат торжественный приговор: "идите от Меня проклятые". Их воздаянием будет остаться без Него навсегда. Конечно, награда или возмездие Его с Ним. Если человек дитя Божье, и если все, чем обладает Христос, принадлежит Его семье*, то Его дети найдут награду в Нем. Вот в чем смысл первого и последнего использования этого понятия в Писании.
Сформулировав основу для анализа в первом и последнем употреблении этого понятия в Писании, которая поможет нам со всеми текстами на эту тему, вернемся теперь к тому, с чего мы начали в 1 Кор.3. Мы убедимся теперь, что в Слове Божием нет никаких противоречий в этом отношении.
"Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог". Считает ли Павел себя хозяином, если он насадил? Нет, он посадил, потому что он был призван Богом к Его делу. Подобным же образом Аполлос поливал не для того, чтобы иметь такое занятие, но потому, что Бог призвал его к тому. Но в обоих случаях возрастил только Бог. На какую награду мог претендовать Павел за то, что он насадил? Его награда - только Сам Бог. И то же самое можно сказать об Аполлосе. Ни один из них не имел права хвастаться от  себя тем, что сделал возрастивший Бог. Павел,  скорее всего, не предполагал, что если бы он не насадил, Аполлос не мог бы рассчитывать на награду, ибо ему нечего было бы делать. Но и Аполлос не мог Аполлос возразить, что если бы он не поливал, посадки Павла пропали бы, ибо в любом случае вся похвала и слава должны принадлежать Подателю всех благ.
Павел развивает свою мысль дальше: "Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, но Бог возращающий". Как это смиряет нас! Будь то Павел, Аполлос или мы - все мы ничто. Но если так - то как посадка, полив или любое другое служение могут приводить к награде, если они не составляют никакой заслуги? Это практически то же самое, о чем говорит Господь: "Когда вы сделали все эти вещи, говорите: мы рабы ничего не стоящие, мы сделали то, что было нашим долгом сделать" (Лк.17.10 KJV). Как рабы Божии, мы ничего не можем добавить к Его величию нашими обязанностями. Бог не получает никакой для Себя пользы от нашего исполнения того, что Он нам заповедал. Мы не можем ничего дать Ему.
Следует помнить, что Бог достаточно удовлетворен тем, что Христос сделал для нас, и мы никак не можем улучшить Его безупречное дело или умилостивить Бога, полагая, мы могли бы претендовать на некоторые дополнительные преимущества. Но у нас есть награда, и мы знаем, в том числе и от Павла, что она есть Сам Бог. Является ли это лицемерием?  Вовсе нет! "Насаждающий же и поливающий суть одно, и каждый получит  награду по своему труду" (1 Кор.3.8 KJV). Мы не знаем ничего, что Павел и Аполлос делали бы иначе как силой Христа. Все остальные пути были для них невозможными. Павел во Христе насаждал, Аполлос поливал. "Без Меня не можете делать ничего".
Использование слова "награда" в этом тексте находится в полной гармонии с его использованием от первого до последнего в Библии. Павел пишет коринфянам: "Ибо мы соработники у Бога, вы же Божий дом, Божие строение" (1 Кор.3.9 KJV). Этот  текст содержит два положения, имеющие большое значение. Кто такие мы и вы? Мы - это Павел и Аполлос, а вы - коринфяне. Павел и Аполлос есть соработники у Бога, а коринфяне - Божие достояние, ради которого совершается весь труд. Павел насаждал и закладывал  основание, которое есть Иисус Христос, Аполлос поливал, то есть строил, в соответствии с благодатью Божией (1 Кор.3.10-11).
Подведем итог: Павел и Аполлос, которые насадили и поливали, были ничем. Тем не менее они соработники у Бога, то есть они объединили свое ничтожество с Его всемогуществом. Они также - ветви виноградной лозы Христа, живые камни Его дома, из которых слагается Его здание, "возрастает святой храм Господа" (Еф.2.21 KJV). В чем же тогда состоит их награда? Павел ничего не говорит о награде вещественной, материальной. Она была бы ничтожной безделушкой от Бога тем, кто участвовал в Его работе. Награда, о которой пишет Павел - это то же самое, что награда Иеговы Аврааму, или награда, о которой говорил Иисус. Все соработники у Бога, участвовавшие в Его деле, соответственно получат эту награду. И кто может претендовать на что-то большее, чем это?
Наконец, Павел говорит о делах каждого человека, испытываемых огнем, который выявит, что они такое. Если они вытекают  из небесного призвания, как золото, серебро, драгоценные камни, они устоят.  Совершающие такие дела получат награду, о которой Иисус говорит в Мтф.5. Это "великая награда на небесах", и эта награда - Он Сам. Это вечная радость в присутствии Того, Кто сказал это. Подчеркнем опять же, что только небесное призвание способно произвести дела, достойные этой великой награды на небесах. И также небесное призвание  по Божию замыслу находит свой итог в небесной награде. "Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять"  (Еф.2.10).
"Если кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется: но так, как от пожара" (1 Кор.3.15 KJV). Этот текст оказался трудным для некоторых, но он не должен вызывать затруднений, будучи рассмотрен в контексте. Человек, чьи дела сгорят - не какой-то другой человек, нежели описанный в ст.12-14. Здание может строиться из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы и т.д.  Дело человека будет судимо огнем, чтобы определить, преходящее оно или прочное, небесного происхождения или плотского. В ст.14 говорится о том, что небесное происхождение дел человека будет подтверждено, и он получит свою награду. В ст.15 тот же человек увидит свои плотские дела, которые, наконец, сгорят. Он будет страдать от потерь, но он не потеряет свою конечную награду, единство с Богом, а потеряет лишь свои плотские дела, которые есть не более чем сено и солома.  Мы настоятельно рекомендуем читателю серьезно рассмотреть вопрос о выражении Павла, что он потерял все, чтобы найтись во Христе (Фил.3.7-14).
Человек, если хотя бы некоторые дела его исходят от небес, получит за них награду. Далее говорится, что он понесет потери. "Он сам спасется, но так, как бы из огня". Если, как мы уже сказали, в обоих стихах это один и тот же человек, то он может быть уверен в своей награде согласно ст.14, и он не потеряет то, что ему предназначено. Бог не дал бы этому человеку великую награду за строительство из дерева, сена и соломы. Он не потеряет, однако, награды за труды, ибо эта награда Сам Бог. В свете Рим.8.28 его потеря не так велика, ибо он лишится лишь того, что для него в лучшем случае бесполезно, сам же будет спасен. Добавим, что все это только по благодати (Мтф.6).
Все, что мы рассмотрели до сих пор в отношении наград применяется только к избранным, к Божьей семье. Существует еще одна "награда" в Библии, прямо противоположная награде святых Всевышнего. Это награда лицемеров. Описывая ее, Господь противопоставляет ее награде Своих детей. "Поэтому, когда творишь милостыню, не труби перед тобою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою" (Мтф.6.2). То же самое говорится о молитве (ст.5) и о посте (ст.16). В каждом случае эти лицемеры, что любят давать милостыню, молиться и поститься, делают это напоказ перед людьми. В любом случае "они уже получают награду свою". Гордость, тщеславие и самодовольство становятся на них несмываемым клеймом. Лицемеры прежних времен, эти предшественники нынешних арминиан, считали себя святыми не потому, что Бог был с ними, но потому, что они делали что-то пред людьми. Они не принадлежали Христу, и Он осудил их. Они уже получили свою награду. Им никогда не услышать благословенные слова: Я награда твоя - да им это и не слишком нужно. Они наги и слепы в своем заблуждении, что они могут что-то сделать Богу, а Он им чем-то будет обязан. Вот уж действительно "награда".   
"Тайна Господня  боящимся Его; им Он откроет завет Свой" (Пс.25.14). В то время как Спаситель осудил лицемеров, Он открыл Своим ученикам практику и пример милостыни, молитвы и поста в тайне. Только те, которые боятся Бога и не любят себя, могут открыть для себя эту тайну. Все остальные будут следовать проклятому пути лицемеров. Своим ученикам Господь обещал вознаградить их открыто. Он никогда не оставлял и не оставит их.  И, добавим, не один из них будет мечтать раздавать милостыню, молиться и поститься, чтобы заработать награду. Бог Сам есть их великая награда. Можно было бы изучить здесь и другие тексты, но сказанного достаточно.

Благословения

Есть те, кто утверждают, что благословения могут быть получены от детей Божьих. Это сродни идее зарабатывания наград, и это столь чуждо библейскому учению, что мы можем просто пройти мимо этой глупости без каких-либо споров. Благословения - это преимущества, дарованные нам от Бога, как Ему угодно.
Мы рассмотрим только один текст о благословениях, ибо он столь ясен и недвусмыслен, что в других нет необходимости. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословил нас всяким духовным благословением в небесах во Христе, ибо Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив нас к усыновлению детей через Иисуса Христа Себе, по благоволению воли Своей" (Еф.1.3-5).
"Который благословил нас". Это ясно показывает, что Бог уже благословил нас. Эти благословения возникли в вечности в прошлом, прежде чем у нас появилось наше физическое существо, поэтому они не могут зависеть от чего-либо, кроме совершенной воли Божией.
"Всяким духовным благословением".  Все благословения, которые мы когда-либо получаем, являются духовными. В них нет ничего плотского. От первого до последнего, благословения Божии для нас вытекают из духовного источника.
"В небесах во Христе". Небо есть место, где Христос и Его братья едины, будь то на реальных небесах, в Церкви во времени   или в другом месте, Господь и Его братья в союзе. Поэтому избранные были благословлены всяким духовным благословением, поскольку это их союз с Богом прежде вековых времен. Они были во Христе, как Его семя, таким образом, они были благословлены в Нем от первого до последнего.
Бог не оставил нас в недоумении об этом. Он открывает положительную основу для Его благословений избранным, как Он их дал. "Так как Он избрал нас в Нем". Не может быть никаких сомнений, что благословение Божие Его детям связано с избранием и ни с чем иным. Они избраны не чтобы  получить в Него, но в Нем. В этом разница между арминианской дурью и вечной истиной Божией.  И если мы Его достояние, у нас есть все, что Бог дал нам во Христе, чтобы это проявилось в назначенное время и на должном месте. Другие, возможно, хотели бы плана, более подходящего для свободной воли, но для нас это радостное учение. Святые благословенны во Христе от вечности.
Есть много других моментов, связанных с предметом наград и благословений во времени и в вечности, но позволим себе на этом закончить. Пусть Бог просветит нас, как угодно Ему.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии